Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы изучить и раскрыть бюджетную систему Российской Федерации. Рассмотреть основные элементы бюджетной системы, как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) изучить общие положения о понятии, структуре и принципов построения бюджетной системы государства;
2) рассмотреть бюджетную классификацию и бюджетный процесс России;
3) осветить другие вопросы, связанные с формирование доходов и расходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Бюджетное устройство РФ 5
1.2 Бюджетная классификация 7
1.3 Бюджетный процесс в РФ 9
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Бюджеты субъектов 16
2.3 Местные бюджеты 18
2.4 Государственные внебюджетные фонды 20
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ НПА
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Кафедра
менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
Финансам и кредитам
на тему:
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Пермь 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Решающую
роль, как в структуре рыночных отношений,
так и в механизме их регулирования играют
финансы, основным звеном которых является
бюджетная система государства.
Бюджетная
система Российской Федерации включает
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
РФ и местные бюджеты.
Государственный
бюджет РФ является основным финансовым
планом государства. Государственный
бюджет концентрирует основную часть
бюджетных ресурсов страны, выражает экономические
отношения, опосредующие процесс образования
и использования централизованного
фонда денежных средств государства. Через
государственный бюджет мобилизируются
финансовые ресурсы, которые в дальнейшем
перераспределяются и используются для
целей государственного регулирования
социально-экономического развития Российской
Федерации и реализации финансово-бюджетной
политики страны.
Варьируя основные показатели государственного бюджета, прежде всего расходы, государственные органы могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы.
Актуальность данной
темы заключается в первостепенной
важности бюджета для функционирования
национальной экономики. Правильное построение
и функционирование бюджетной системы,
обеспечивает эффективную реализацию
государством своих функций и задач, что
положительно сказывается на развитии
общества и государства в целом. Цель работы
состоит в том, чтобы изучить и раскрыть
бюджетную систему Российской Федерации.
Рассмотреть основные элементы бюджетной
системы, как важнейшего звена финансовой
системы общества, основных принципов
построения бюджетной системы РФ и бюджетного
процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) изучить общие
положения о понятии,
2)
рассмотреть бюджетную
3)
осветить другие вопросы,
Целенаправленное
социально-экономическое
Бюджет1 – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Через
государственный бюджет осуществляется
целенаправленное воздействие на формирование
и использование денежных ресурсов.
С помощью бюджетных средств
государственные и местные
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью
распределительной функции
Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
III уровень – местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации построена на основе следующих принципов2:
1) принцип единства бюджетной системы;
2)
принцип разграничения доходов,
3) принцип самостоятельности бюджетов;
4)
принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской
5)
принцип полноты отражения
6) принцип сбалансированности бюджета;
7)
принцип результативности и
8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9)
принцип прозрачности (
10) принцип достоверности бюджета;
11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
12) принцип подведомственности расходов бюджетов;
13) принцип единства кассы.
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы РФ используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная БК РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации3 – это группировка доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов. Бюджетная классификация включает:
1)
классификацию доходов
2) классификацию расходов бюджетов;
3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификацию операций публично-правовых образований.
Классификация доходов бюджетов.
Доходы бюджета4 - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1)
налоговые и неналоговые
а) налоговые доходы - налоги на прибыль, доходы; налоги на имущество; государственная пошлина;
б) неналоговые доходы - доходы от внешнеэкономической деятельности;
платежи при использовании природными ресурсами; штрафы, санкции, возмещение ущербы;
2) безвозмездные поступления - безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
Единый
перечень статей и подстатей доходов
бюджетов утверждается Министерством
финансов РФ.
Классификация расходов бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования; судебная система; национальная оборона: Вооруженные Силы РФ; мобилизационная подготовка экономики; ядерно-оружейный комплекс; национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры; органу внутренних дел; органы пограничной службы; национальная экономика: общеэкономические вопросы; водные ресурсы; транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; межбюджетные трансферты: дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов и операций сектора государственного управления.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
а)
источники внутреннего
б) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов - государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются: доходы - налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от операций с активами; расходы - оплата работ, услуг; обслуживание государственного (муниципального) долга; социальное обеспечение; поступления нефинансовых активов - увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; выбытие нефинансовых активов - уменьшение стоимости основных средств; уменьшение стоимости материальных запасов; поступления финансовых активов - поступления на счета бюджетов; увеличение задолженности по бюджетным кредитам; выбытие финансовых активов - выбытие со счетов бюджетов; уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; увеличение обязательств - увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; увеличение прочей кредиторской задолженности; уменьшение обязательств - уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу.
Бюджетный процесс5 – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.