Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации (РФ), принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….………3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………..5
Бюджетная система и ее структура в РФ……………………..............5
Федеральный бюджет………………………………………….............8
Региональные и местные бюджеты………………………….............11
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………………………16
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ……………………………….….16
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ…………..19
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………24
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…………24
3.2. Технические параметры бюджета на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 год…………………………………………………………….……….27
ЗаключениЕ…………………………………………..…………………...........33
Список использованной литературы……………...……

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

    ГОУ ВПО

    ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

    Кафедра финансов, бюджета  и страхования 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    Дисциплина  Финансы

    Тема  №   17

    Название  темы    Бюджетная система Российской Федерации  

                 Выполнил: Батурина Е.Н., 4 курс,

                 Зачетная  книжка № 07ФФД12496

                 Проверил: проф. Дубровин Ю.П. 
               
               

    ОМСК 2011 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………..…..….………3

1.  Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ………………………………………..5

    1. Бюджетная система и ее структура в РФ……………………..............5
    2. Федеральный бюджет………………………………………….............8
    3. Региональные и местные бюджеты………………………….............11

2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………………………………………………16

    2.1. Принципы бюджетной системы в  РФ……………………………….….16

    2.2. Межбюджетные отношения и проблемы  их развития в РФ…………..19

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………24

    3.1. Анализ проблем развития межбюджетных  отношений в РФ…………24

    3.2. Технические параметры бюджета  на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 год…………………………………………………………….……….27

ЗаключениЕ…………………………………………..…………………...........33

Список  использованной литературы……………...………………..36 
 
 

    Введение 

    Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

    Государственный бюджет – это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения, занимающий центральное место в финансовой системе « …имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год». Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

    В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

    Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации (РФ), принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

    В первой главе раскрываются особенности  бюджетной системы, ее типы в различных  государствах, также рассматривается современная структура бюджетной системы РФ, предоставляется характеристика ее уровней.

    Во  второй главе показываются действующие  в настоящее время принципы бюджетной  системы РФ и выявляются основные проблемы развития межбюджетных отношений в России.

    В третьей главе анализируются  предложения по развитию межбюджетных отношений в РФ и предоставляются  основные характеристики бюджета на 2011-2012 годы.

    При выполнении курсовой работы использовались книги авторского коллектива, официальные электронные средства массовой информации и нормативные документы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ

     1.1 Бюджетная система и ее структура в РФ.

     Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

    Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные [6, с. 102].

    В Бюджетном кодексе (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ (ред. 01.12.2007)) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.     

    Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

    Федеративное (объединенное, союзное) государство  – это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации  и местных бюджетов.

    Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства  формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

     Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих уровней:

    1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    2. бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    3. местных бюджетов, в т.ч. бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

    Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной  системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.1 Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

    Каждый  уровень включает в себя самостоятельные  звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

    Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).

    Консолидированные бюджеты используются: во-первых, в  бюджетном планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.

    Все субъекты Федерации и соответствующие  местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

    Таким образом, бюджетная система, основанная на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой  установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Российская Федерация – федеративное государство, имеющее три уровня бюджета. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

    1.2 Федеральный бюджет

    Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России, имеющий силу закона. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

    Основные  функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

    Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения  ВВП и созданного национального  дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации