Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

цель: на основе широкого спектра литературы исследовать особенности бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
o рассмотреть особенности функционирования бюджетной системы РФ;
o изучить исследование бюджетной системы РФ на современном этапе;
o изучить основные направления развития бюджетной системы РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 6
1.1. Особенности бюджетной системы, ее типы в различных государствах 6
1.2. Структура бюджетной системы РФ 9
1.3. Уровни бюджетной системы РФ и распределение расходов и доходов между ними 12
Глава 2. Принципы бюджетной системы РФ 18
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ 18
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ 23
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации 30
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ 30
3.2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 33
Заключение 40
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

Гот курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

   ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, БЮДЖЕТА И СТРАХОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Финансы»

  Тема № 17 «Бюджетная система Российской Федерации»

Вариант № 6 
 
 
 

                  Выполнил: студент 4 курса

                  Специальность: ФК, 3 группа

                  № зачетной книжки:  

                  Проверил: Кудрявцев А.А. 
                   
                   

Пенза 2010г.

Содержание

Введение

 

       В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

       Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

       Проблемы  бюджетного устройства РФ логично разделить  на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые  определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов, как федерального бюджета, так и местных бюджетов.  А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства – собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета. Именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

       Пользуясь такой условной классификацией, для  получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства РФ необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть неразрывную связь, существующую между названными аспектами проблемы. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на собственно финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

       Большинство из стоящих на сегодняшний день перед  государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки.

       Предмет исследования: бюджетная система государства.

       Объект  исследования: бюджетная система РФ.

       Исходя  из научной значимости темы, учитывая степень ее изученности, была поставлена следующая цель: на основе широкого спектра литературы исследовать особенности бюджетной системы РФ.

       Задачи  исследования:

    • рассмотреть особенности функционирования бюджетной системы РФ;
    • изучить исследование бюджетной системы РФ на современном этапе;
    • изучить основные направления развития бюджетной системы РФ.

       Теоретико-методологическую основу исследования составляют базовые  исследования в бюджетной сфере  и управления финансами. Работа опирается на классические и современные труды отечественных и зарубежных экономистов в области эффективного управления бюджетной системой.

       В ходе исследования применялись положения  действующего законодательства, нормативные материалы федерального и регионального уровня, методические положения и указания.

       В данной работе применены методы сравнения, расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа, графоаналитический метод, метод аналитического выравнивания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ

1.1. Особенности бюджетной  системы, ее типы  в различных государствах

       В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

       Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

       Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.[7].   

       Сущность  бюджета отражает [5, c.112]: 

    • базовые функции финансов в целом;
    • текущую финансовую политику конкретного государства.

       Цели  бюджета:

    • ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
    • регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

       Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

       Бюджет  как правовая категория - это закрепленная законом форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

       Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется:

    • межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП,
    • государственное регулирование и стимулирование экономики,
    • финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. [10, с. 245]

       Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т. е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

       Бюджет  оказывает не только прямое, но и  косвенное влияние на социально-экономическое  развитие страны.

       Прямое  влияние – это изменение распределения  ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.

       Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

       Построение  бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные [9, с. 102]. 

       Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности  или автономии. В стране действует  единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

       Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации  (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов Федерации – в России), местных бюджетов. Например, в США центральное место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет. 

       Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства  формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

1.2. Структура бюджетной системы РФ

       Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.

       Структура бюджетной системы определяется структурой государственного управления. Сектор государственного управления в России, как в республике с федеральным устройством, охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации