Содержание
Введение………………………………………………………………..……
….3
ГЛАВА
1. Экономическое содержание бюджетной
системы государства и ее структура в
РФ
- Бюджетная
система и ее структура в РФ. Федеральный
бюджет…….4
- Региональные
и местные бюджеты……………………………………..9
ГЛАВА
2. Принципы бюджетной системы Российской
Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ…………………………………….14
2.2. Межбюджетные
отношения и проблемы их развития
в РФ…………….17
ГЛАВА
3. Перспективы развития межбюджетных
отношений в Российской Федерации
3.1. Анализ
проблем развития межбюджетных
отношений в РФ…………..22
3.2. Технические
параметры бюджета на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов……………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список
использованной литературы…………………………………………..31
Введение
Одним
из важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении
тысячелетий существования государств
финансовые ресурсы, мобилизуемые в
бюджетную систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам власти выполнение
возложенных на них функций. Бюджетная
система позволяет осуществлять регулирование
экономических и социальных процессов
в интересах членов общества.
Бюджет,
денежное обращение – это зеркало
государства, барометр его экономического
и социального состояния и политического
положения.
В
рыночной экономике, в условиях сузившихся
возможностей государства оказывать
влияние на экономические процессы
в стране, значительно вырастает
роль бюджетной системы как из
одного из важнейших инструментов государственного
регулирования экономики.
Целью
курсовой работы является рассмотрение
экономического содержания бюджетной
системы государства и ее структуры в
РФ, принципов бюджетной системы и перспектив
развития межбюджетных отношений в РФ.
В
первой главе раскрываются особенности
бюджетной системы, ее типы в различных
государствах, также рассматривается
современная структура бюджетной
системы РФ, предоставляется характеристика
ее уровней.
Во
второй главе показываются действующие
в настоящее время принципы бюджетной
системы РФ и выявляются основные проблемы
развития межбюджетных отношений в России.
В
третьей главе анализируются
предложения по развитию межбюджетных
отношений в РФ и предоставляются
основные характеристики бюджета на 2009-2011
годы.
При
выполнении курсовой работы использовались
книги авторского коллектива, официальные
электронные средства массовой информации
и нормативные документы.
ГЛАВА
1. Экономическое
содержание бюджетной
системы государства
и ее структура
в РФ
- Бюджетная
система и ее структура
в РФ. Федеральный бюджет.
Бюджетная система –
это совокупность бюджетов государства,
административно-территориальных образований,
самостоятельных в бюджетном отношении
государственных учреждений и фондов,
основанная на экономических отношениях,
государственном устройстве и правовых
нормах. Бюджетная система является главным
звеном финансовой системы государства.
Построение бюджетной системы зависит
от формы государственного и административного
устройства страны. По степени распределения
власти между центром и административно-территориальными
образованиями все государства подразделяются
на унитарные. федеративные и конфедеративные
[6, с. 102].
Унитарное (единое) государство –
это форма государственного устройства,
при которой административно-территориальные
образования не имеют собственной государственности
или автономии. В стране действует единая
конституция, общая для всех систем права,
и единые органы власти, централизованное
управление экономическими, социальными
и политическими процессами в государстве.
Бюджетная система унитарного государства
состоит из двух звеньев – государственного
и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное)
государство – это форма государственного
устройства, при которой государственные
образования или административно-территориальные
образования, входящие в государство,
имеют собственную государственность
и обладают определенной политической
самостоятельностью в пределах распределенных
между ними и центром компетенций. Бюджетная
система федеративных государств трехзвенная
и состоит из федерального бюджета, бюджетов
членов федерации (штатов – в США, земель
– в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов
– в Швейцарии, субъектов Федерации –
в России), местных бюджетов. Например,
в США центральное место принадлежит бюджетам
штатов, а общегосударственные функции
(оборона, внешние связи, общее управление)
удовлетворяются за счет федерального
бюджета. В государстве без федерального
разделения есть только государственный
и местные бюджеты. В унитарных государствах
доходы и расходы местных бюджетов не
входят в государственный бюджет, а в федеративных
государствах – не включаются в бюджеты
членов федерации, доходы и расходы которых,
в свою очередь, не входят в федеральный
бюджет.
Конфедеративное (союзное) государство
– это постоянный союз суверенных государств,
созданный для достижения политических
или военных целей. Бюджет такого государства
формируется из взносов входящих в конфедерацию
государств. У государств – членов конфедерации
- действуют свои бюджетные и налоговые
системы.
Бюджетная система Российской Федерации
состоит из трех уровней [2, ст. 71, ст. 132]:
федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов; бюджетов субъектов
Российской Федерации (региональных бюджетов)
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов; местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской
Федерации включает: федеральный бюджет,
21 республиканский бюджет республик в
составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов
и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
один областной бюджет автономной области,
десять окружных бюджетов, автономных
округов и около 29 тысяч местных бюджетов
(районные, городские, поселковые и сельские
бюджеты).
Каждый уровень включает в себя самостоятельные
звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты,
действующие на соответствующих территориях,
объединяются в консолидированные бюджеты.
В законодательстве они представлены
по уровням их формирования. Консолидированный
бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ. Он включает федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты субъектов
РФ.
Консолидированные
бюджеты не утверждаются законодательными
органами. Это статистический свод
бюджетных показателей, которые
характеризуют доходы и расходы (источники
поступлений средств и направления их
использования по территориям в целом
и по отдельным субъектам РФ).
Консолидированные бюджеты используются:
во-первых, в бюджетном планировании
(нормативы отчислений в нижестоящие
бюджеты); во-вторых, при анализе формирования
и использования централизованного финансового
фонда страны; в-третьих, при расчетах,
характеризующих различные виды обеспеченности
жителей страны, территорий. В свою очередь
среднебюджетные показатели являются
критериями для сравнительного анализа
состояния отдельных территорий.
Все субъекты Федерации и соответствующие
местные органы власти на основе
федерального законодательства
самостоятельно осуществляют бюджетный
процесс, исходя из государственного
и административно-территориального
устройства своей территории.
Основные функции управления
государством возложены на центральные
органы власти. Для выполнения
ими их обязанностей и финансового
обеспечения общегосударственных
мероприятий формируется централизованный
финансовый фонд – федеральный бюджет.
В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,
что в ведении Российской федерации находятся
федеральный бюджет, федеральные налоги
и сборы, федеральные фонды регионального
развития.
Через федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и перераспределения
ВВП и созданного национального дохода
страны между отраслями народного хозяйства,
регионами и социальными слоями населения.
На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и
управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства,
развитием науки, подготовки высококвалифицированных
специалистов. Средства федерального
бюджета – главный источник финансирования
структурной перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-промышленного комплекса,
развития перспективных направлений в
сфере производства, пионерного освоения
новых территориально-производственных
комплексов. Большую роль играет федеральный
бюджет в поддержании и развитии искусства,
культуры, средств массовой информации.
Для решения всех этих задач
федеральный бюджет в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ и
Налоговым кодексом РФ наделен
федеральными налогами и неналоговыми
доходами. В федеральный бюджет
зачисляются налоговые доходы
от следующих федеральных налогов и
сборов, налогов, предусмотренными специальными
налоговыми режимами: налога на прибыль
организаций – по нормативу 100%; налога
на добавленную стоимость – по нормативу
100%; акцизов на спирт и на табачную продукцию
– по нормативу 100%; акцизов на автомобили
легковые и мотоциклы – по нормативу 100%;
водного налога – по нормативу 100%; налога
на добычу полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (газ горючий природный)
– по нормативу 100%; налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья
(за исключением газа горючего природного)
– по нормативу 95% и т.д. Основные неналоговые
доходы федерального бюджета: таможенные
пошлины и таможенные сборы – по нормативу
100%; плата за негативное воздействие на
окружающую среду – по нормативу 20%; доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной собственности, доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
органов государственной власти РФ, - после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах, в полном
объеме. В доходы федерального бюджета
поступают: прибыль Банка России, остающаяся
после уплаты налогов и иных обязательных
платежей, - по нормативам, установленным
федеральными законами; доходы от внешнеэкономической
деятельности.
Главным источником доходов федерального
бюджета являются налоговые доходы
– более 90%. Наиболее весомые
налоги – налог на добавленную
стоимость и акцизы – более
30% всех доходов бюджета, налог
на прибыль составляет лишь 7%,
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции – 25%, в их числе главное место
занимают импортные пошлины. Вторую группу
составляют неналоговые доходы – 6%, в
том числе доходы от государственной собственности,
от продажи, принадлежащего государству
имущества, от реализации государственных
запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Кроме перечисленных выше налоговых и
неналоговых доходов, для покрытия бюджетного
дефицита субъектов РФ используются внутренние
и внешние заимствования. В числе заимствований
на внутреннем финансовом рынке следует
отметить привлечение средств по государственным
краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям
государственного сберегательного займа
(ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных
займов (ОГНЗ) и др.
В соответствии с действующим в РФ законодательством
исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие виды расходов:
обеспечение деятельности Президента
РФ, Федерального собрания РФ, Счетной
палаты РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ; функционирование федеральной
судебной системы; национальная оборона
и обеспечение безопасности государства;
государственная поддержка железнодорожного,
воздушного и морского транспорта, атомной
энергетики; формирование федеральной
собственности; обслуживание и погашение
государственного долга РФ; проведение
выборов и референдумов и т.д.
Спецификой федерального бюджета
является финансирование за счет
этого бюджета общегосударственных
расходов на национальную оборону
и международную деятельность (100%),
фундаментальные научные исследования
(95%). Через федеральный бюджет проходит
также финансирование правоохранительной
деятельности (83%), предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий составляют 50%.
Наибольший объем средств в расходах федерального
бюджета занимают ассигнования на национальную
оборону. Второе место (13%) занимают расходы
на социально-культурные мероприятия.
В объеме общегосударственных расходов
на высшее образование средства федерального
бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое
и среднее специальное образование –
более 50%, на социальную политику – около
40%, на культуру и искусство – более 20%.
Третье место в расходах федерального
бюджета занимают все возрастающие ассигнования
на обслуживание государственного долга
(более 7%).