Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:09, реферат
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………..…3-4
Глава1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….............4-9
1.2. Принципы бюджетной системы…………………………………..9-11
1.3. Бюджетный процесс и его стадии………………………….……11-20
* Бюджетное планирование и бюджетный процесс
* Составление проектов бюджетов
* Рассмотрение и утверждение бюджетов
* Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
* Исполнение бюджета
Глава2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Р.Ф. на современном этапе развития
2. 1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов……………………………………………………………….20-27
2.2. Межбюджетные отношения в России на современном этапе….27-28
Заключение……………………………...…………………………………29
Налоги
являются главным методом
Вторым
по своему финансовому значению доходом
бюджета является государственный
займ. К займам государство прибегает
при бюджетных дефицитах, которые
предусматриваются при
Бюджеты
также отображают связь между
правительством и государственными
предприятиями. В условиях экономики
с централизованным планированием
государство вмешивается во все
виды экономической деятельности и,
практически все они, происходят
в секторе государственной
Отдельные
государственные фонды –
Центральное
место в финансовой системе любого
государства занимает государственный
бюджет, имеющий силу закона финансовый
план государства (роспись доходов
и расходов) на текущий (финансовый)
год. Можно сделать вывод что,
государственный бюджет, являясь
для государства средством
1.2. Принципы бюджетной системы
Бюджетным
кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены
следующие принципы бюджетной системы
Российской Федерации: единства бюджетной
системы Российской Федерации; разграничения
доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы; самостоятельности
бюджетов; полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов; сбалансированности
бюджета; эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип
самостоятельности бюджетов означает:
право законодательных органов
государственной власти и органов
местного самоуправления на каждом уровне
бюджетной системы
Принцип
полноты учета бюджетных
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, доступность сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Принцип
достоверности бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение бюджетополучателей с направления их на финансирование конкретных целей.
Важнейшим условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета, которая предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов. Это необходимое условие осуществления бюджета, которое достигается с помощью использования и совместного действия всех выше перечисленных принципов.
Бюджеты,
входящие в бюджетную систему
РФ, самостоятельны и не включаются
друг в друга, т.е. бюджеты субъектов
РФ не включаются в федеральный бюджет,
а местные бюджеты не включаются
в региональные бюджеты. Конституцией
РФ 1993г. закреплено федеративное устройство
нашего государства, которое основано
на государственной целостности, единстве
системы госвласти, разграничении
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ. В соответствии
с Конституцией РФ разграничены предметы
ведения и полномочия между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Федерации, в том
числе в области бюджета. Каждый
субъект Федерации имеет свой
бюджет, средства которого предназначены
для обеспечения задач и
1.3. Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетное
планирование - важнейшая составная
часть финансового
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, региональных и местных представительных органов).
Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приостановлены. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении ежегодно значительно увеличиваются. При этом рост расходов федерального бюджета происходит не только из года в год (с 1,194 трлн в 2001 г. Федеральный закон № 150 —ФЗ от 27 декабря 2000 г «О федеральном бюджете на 2001 год». до 4,270 трлн руб. в 2006 г.Федеральный закон № 189 —ФЗ от 26 декабря 2005 г. «О федеральном бюджете на 2006 год».), но и на протяжении года. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2007 год указано, что большая часть расходов федерального бюджета уже в 2006 г. должна быть ориентирована на конечный результат. При этом если на федеральном уровне, как отмечено в Послании, были сделаны определенные шаги в этом направлении, то на региональном «ничего не происходит» Надо отметить, что некоторые шаги были сделаны и на региональном уровне: в 2000—2005 гг. отдельные регионы России принимали участие в программе реформирования региональных финансов в рамках проекта Всемирного банка, направленного на развитие региональных финансов. В последующие годы предполагается продолжить данную реформу: в законе «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрены средства на реформирование региональных и муниципальных финансов через созданный Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Существенным
шагом в развитии бюджетной реформы
является введение в Бюджетный кодекс
разделения расходов на действующие
и принимаемые обязательства
при бюджетном планировании. Под
действующими расходными обязательствами
в законопроекте понимаются расходы,
состав и (или) объем которых предусмотрены
законами, нормативными правовыми актами,
договорами и соглашениями, не предлагаемыми
(не планируемыми) к изменению в
текущем финансовом году, в очередном
финансовом году или в плановом периоде
(например, принятые правительством РФ
бюджетные проекты или
Одновременно
создается законодательная база
для внедрения в систему
Первый
этап бюджетного процесса - составление
проектов бюджетов. Составлению проектов
бюджетов предшествует разработка прогнозов
социально-экономического развития РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований
и отраслей экономики, а также
подготовка сводных финансовых балансов,
на основании которых органы исполнительной
власти осуществляют разработку проектов
бюджетов. Проекты бюджетов составляются
с учетом необходимости достижения
минимальных государственных
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику.
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается.