Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:09, реферат
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………..…3-4
Глава1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….............4-9
1.2. Принципы бюджетной системы…………………………………..9-11
1.3. Бюджетный процесс и его стадии………………………….……11-20
* Бюджетное планирование и бюджетный процесс
* Составление проектов бюджетов
* Рассмотрение и утверждение бюджетов
* Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
* Исполнение бюджета
Глава2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Р.Ф. на современном этапе развития
2. 1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов……………………………………………………………….20-27
2.2. Межбюджетные отношения в России на современном этапе….27-28
Заключение……………………………...…………………………………29
В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории.
Первый
этап формирования федерального бюджета
- разработка федеральными органами исполнительной
власти и выбор Правительством РФ
плана-прогноза функционирования экономики
на очередной финансовый год. Правительство
РФ рассматривает предложения об
увеличении (сохранении) минимальных
размеров оплаты труда и пенсий,
их индексации. МФ РФ в двухнедельный
срок, со дня принятия Правительством
основных характеристик бюджета
и распределения расходов бюджета,
направляет проектировки основных показателей
бюджета федеральным
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ (для Республики Татарстан - уточненный проект бюджета вносится Президентом РТ на рассмотрение Госсовета РТ до 15 сентября Закон Республики Татарстан «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан » от 26.12.91 № 1366-XII, ст. 20), местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
В первом
чтении: ГД обсуждает концепцию и
прогноз социально-
В третьем
чтении ГД рассматривает расходы
федерального бюджета по подразделам
функциональной классификации, распределение
средств Фонда федеральной
Исполнение бюджета имеет своей целью обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных (органов местного самоуправления). Статья 238 Проекта Бюджетного Кодекса РФ определяет процесс исполнения бюджета как совокупность операций по формированию и использованию утвержденного в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы государственной (муниципальной) власти. Оперативный документ, на основе которого осуществляется исполнение бюджета — поквартальная роспись доходов и расходов Статья 241 Проекта Бюджетного Кодекса РФ: бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей бюджетных средств. Бюджетная роспись составляется уполномоченным исполнительным органом в течение 15 дней после утверждения бюджета, утверждается в установленном порядке и направляется для сведения в представительные и контрольно-счетные органы. по подразделениям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований. Утверждается бюджетная роспись Правительством или финансовым органом исполнительной власти. Это право регламентируется законодательством — федеральным или соответствующего субъекта Федерации. Статья 262 Проекта Бюджетного Кодекса РФ: роспись доходов и расходов федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается Министерством финансов РФ в течение 15 дней после утверждения федерального бюджета. Утвержденная роспись доходов и расходов федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную Палату РФ. Кассовое исполнение бюджета Статья 252 Проекта Бюджетного Кодекса РФ: кассовое исполнение бюджетов включает в себя операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджетов и платежам по подтвержденным обязательствам бюджетов. Статья 250 Проекта: сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетный расход осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ (от 8 декабря 1992 г. № 1556) в РФ была образована система органов федерального казначейства.
Исполнить
бюджет по доходам — это значит
мобилизовать контингенты Контингент
определенного налога, сбора — это общая
сумма его мобилизации от всех плательщиков
на соответствующей территории (в целом
по РФ, у субъекта РФ, в границах определенного
административно-
Исполнить
бюджет по доходам — это значит
мобилизовать контингенты Контингент
определенного налога, сбора — это общая
сумма его мобилизации от всех плательщиков
на соответствующей территории (в целом
по РФ, у субъекта РФ, в границах определенного
административно-
В случаях, когда при исполнении областного бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита бюджета, установленного при утверждении бюджета, Законодательное Собрание по предложению Правительства области вправе принять решение о введении режима секвестра расходов. Секвестр - это сокращение ассигнований на так называемые незащищенные статьи расходов в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, видов расходов и предметных статей, а также на объекты, включенные в Федеральную инвестиционную программу. В статье 252 Проекта Бюджетного Кодекса РФ устанавливается, что при снижении поступлений доходов бюджета не более, чем на 15% по сравнению с утвержденным бюджетом уполномоченный исполнительный орган вправе ввести режим сокращения расходов бюджета с указанием его размера и сроков введения. При снижении поступлений доходов более, чем на 15%, вводится секвестр утвержденных расходов бюджета, т. е. пропорциональное их сокращение в процессе исполнения бюджета. Секвестр применяется в отношении расходов, не отнесенных Важной составной частью бюджетной работы является экономический анализ результатов исполнения бюджета. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для: объективной оценки результатов исполнения бюджета; выявления причин отклонений от утвержденных показателей; разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету; обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов; укрепления финансовой дисциплины; совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета; выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений. Важнейшие требования, предъявляемые к анализу исполнения бюджета: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации. Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. 1-й этап - осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. 2-й этап - собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам; определение причин отклонений от уточненных назначений по бюджету; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. 3-й этап - подведение итогов анализа, основные выводы.