Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:30, курсовая работа
В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство через
налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем
производства страны должен быть распределен между коллективным и частным
потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага
следует разделить среди населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы. 4
2. Межбюджетные отношения 9
3. Федеральный бюджет. 12
4. Региональные бюджеты. 13
5. Местные бюджеты. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета
доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и
целевой характер бюджетных
выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления
их на финансирование конкретных целей.
Конституцией Российской Федерации 1993г. закреплено федеративное устройство
нашего государства, которое основано на государственной целостности,
единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской
Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города
Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В
статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.
Административно–
территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов
муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный
бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных
бюджетов составляют территориальные бюджеты.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между
центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами
местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
*)Финансово-бюджетный
федерализм реализуется
бюджетного процесса
при мобилизации бюджетных
бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти
всех уровней управления;
обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех
звеньев бюджетной системы;
наличии единых для
каждого звена бюджетной
прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную
систему, которые выражаются в самостоятельности
бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования
бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим
представительным органом власти и т.д.
В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-
бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между
федеральными и
региональными бюджетами –
бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки
регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально
разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во
взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его
способствует объективизации
межбюджетного распределения
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в
России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:
полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать
имеющимся у них полномочиям по доходам;
передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня
должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;
должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы,
создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем
в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;
следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных
отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам;
Полный переход на казначейскую систему.
С этой целью следует:
более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями
власти;
фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах
согласованные пропорции совместных налогов;
создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в
формировании территориальных бюджетов;
создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах
прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот
для всех территорий;
внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-
расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти
и утверждении представительными органами власти минимальных государственных
социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
2. Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках
межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с
формированием и
исполнением соответствующих
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по
временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы
Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов Российской Федерации;
принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки
дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут
передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов
субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами,
который предполагает использование единой методики расчета нормативов
финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг,
нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же
единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых
доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ
должны составлять
не менее 50% от суммы доходов
РФ.
Для обеспечения расходов
республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны
иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной
основе полностью или частично за соответствующими бюджетами
законодательством РФ.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами
государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые
доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные
перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных
бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на
региональные местные органы власти функции, экономического и социального
развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из
бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются
регулирующие доходы.
Регулирующие доходы
– это федеральные и
по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах) бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на
долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких
доходов.
Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидируемый бюджет
Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный
бюджеты субъектов Россйской Федерации. В свою очередь консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е.
бюджет субъекта
Российской Федерации, и местные
бюджеты.
3. Федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального