Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
Предметом курсовой работы является Государственный бюджет Российской Федерации.
В процессе написания работы были использованы
нормативно-правовые акты РФ, книги, статьи
ведущих ученых-экономистов, интернет
- источники.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
1.1.
Понятие и сущность
государственного бюджета
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджет можно определить как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В финансовой теории и
Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики. [5, 23]
Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год.
В разных государствах начало бюджетного года различно. Так, во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии оно совпадает с календарным годом. В Великобритании, Японии. Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, в Швеции, Норвегии — с 1 июля по 30 июня, в США — с 1 октября по 30 сентября. Это объясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных органов.
В России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. [15, 24]
Как
экономическая категория бюджет
представляет собой часть экономических
(денежных) отношений между государством,
экономическими субъектами и населением
по поводу перераспределения части
стоимости общественного
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
1) это экономические отношения;
2) они всегда носят денежный характер;
3)
характер этих отношений
4)
они связаны с образованием
и использованием фондов
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. [18, 54]
Центральное место бюджета в финансовой системе, также объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. [5, 46] При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
1.2. Понятие бюджетной системы и основные
принципы
ее построения
Финансовая система РФ в качестве основного звена включает государственный бюджет.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.
Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
В
бюджетную систему Российской Федерации
как самостоятельные части
Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. [13, 75]
Бюджетная
система Российской Федерации состоит
из трех звеньев: федерального бюджета,
территориальных бюджетов субъектов
федерации и местных бюджетов (рис. 1).
рис.1
Бюджетная система Российской Федерации
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов) [1, ст. 10].
Как
видно, бюджетное устройство РФ определяется
ее государственным устройством - в унитарных
государствах бюджетная система имеет
два уровня - государственный бюджет и
местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих государственных
и административно-
Каждое
муниципальное образование