Бюджет субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджета субъекта РФ и его роль в социально-экономическом развитии региона, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение 3
1. Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ 5
2. Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепления 11
3. Расходы бюджета субъектов РФ и их эффективность 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Бюджет субъекта РФ и его роль в соц-эконом развитии.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение

     Актуальность  исследования. Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.

     Важной  проблемой развития бюджетной системы Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеративным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

     Объект  исследования – бюджеты республики Карелия и республики Татарстан. Предмет – роль бюджета в социально-экономическом развитии субъекта РФ.

     Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджета субъекта РФ и его роль в социально-экономическом  развитии региона, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

     Задачами  данной работы являются:

     1. рассмотреть сущность бюджета субъекта РФ и его роль в социально-экономическом развитии субъекта РФ;

     2. рассмотреть доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепления;

     3. рассмотреть расходы бюджета РФ и их эффективность.

     В написании исследования использовались нормативно-правовые акты, труды зарубежных и отечественных экономистов.

     Большой вклад в изучение государственного бюджета, в т.ч. и регионального внесли такие известные отечественные исследователи как А.И. Рогова, О.В. Врублевская, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, М.В. Романовский, Д.Г. Черник, М.И. Ямалова и др. Однако многие аспекты проблемы формирования доходов региональных бюджетов все еще остаются малоизученными.

 

     1. Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ

     Региональные  бюджеты – центральное звено  территориальных бюджетов, которые  служат для финансового обеспечения  задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

     Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а  также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

     В последнее время наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов.

     Роль  региональных бюджетов усиливается. С  помощью региональных бюджетов государство  проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального  развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

     Доходы  региональных (местных) бюджетов формируются  за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих доходов.

     Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:

  1. обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  3. обеспечение реализации региональных целевых программ;
  4. формирование государственной собственности субъектов РФ;
  5. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  6. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
  7. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  8. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

     Первое  место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

     Второе  место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8% [6, с. 14].

     Прежде всего, бюджет государства - это самый важный финансовый документ страны. В нем определяются потребности, которые удовлетворяются  за счет государственной казны, и  в то же время в нем указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей [16, с. 87].

     Бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств [22].

     Основу  бюджетного устройства Российской Федерации  составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1].

     К бюджетам бюджетной системы России, как федеративного государства, относятся бюджеты трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений [13, с. 34].

     Бюджеты субъектов Федерации составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Однако такое понимание бюджета не отражает в полной мере его экономического содержания. Как экономическая категория бюджет субъекта Федерации - система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода на экономическое и социальное развитие субъекта Федерации.

     Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации  проявляется в их функциях:

  • закрепление определенного порядка движения налогово-бюджетных потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т. д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений;
  • аккумулирование средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджеты полностью или частично. Часть средств, аккумулируемых в Федеральном бюджете, перераспределяются по тем или иным соображениям в пользу территориальных (региональных и местных) бюджетов (например, дотации, субвенции и субсидии);
  • обеспечение денежными средствами выполнения региональными органами власти и управления своих представительских и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от влияния федерального уровня [13, с. 133];
  • создание основы для самообеспечения внутрирегиональных социальных программ, то есть бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетов, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов);
  • содействие формированию инфраструктурного каркаса территории (отрасли «регионального хозяйства», региональные дороги и транспорт) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;
  • регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории;
  • создание условий для деловой активности населения и проведения структурных преобразований, в целях повышения инвестиционной привлекательности региона.

     Бюджеты субъектов Федерации - один из главных каналов ведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируется и развитие на региональном уровне отраслей производственной сферы, в первую очередь, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которого выступают важным компонентом межмуниципальной программы повышения благосостояния населения.

     Каждый  из бюджетов служит финансовой базой  для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты [14, с. 33].

      Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

     В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

     Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

     Таким образом, по мнению многих авторов в последние десятилетия во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей степени функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль региональных финансов, а, следовательно, и значение региональных расходов усиливается, а сфера их применения расширяется. На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог. При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется: за счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и частично высшие и среднеспециальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. В свою очередь увеличивается доля расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально-культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе и улучшения качества жизни населения.

Информация о работе Бюджет субъектов РФ