Бюджетирование и контроль за формированием затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельность компании. Бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования 4
1.1 Сущность бюджетирования и виды бюджетов 4
1.2 Методы бюджетирования и его процедуры 9
1.3 Составление прогнозного баланса и корректировка бюджетных показателей 19
Глава 2. Контроль за исполнением бюджета 23
2.1 Организация контроля за исполнением бюджета 23
2.2 Контроль за исполнением бюджета 26
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

курсач чистовик.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

1.2 Методы бюджетирования и его процедуры

     Разработка  бюджета основной деятельности предприятия  включает составление бюджетов продаж, производства продукции, прямых материальных затрат и расходов на оплату труда производственного персонала, себестоимости продукции, общехозяйственных и коммерческих расходов, подготовку бюджетов прибылей и убытков, инвестиций, движения денежных средств и завершается составлением прогнозного баланса основной деятельности на конец бюджетного периода времени. Рассмотрим принципиальную схему процедур его разработки на упрощенном примере.

     Составление бюджета основной коммерческой деятельности начинают с разработки бюджета продаж, который показывает объем реализации по видам продукции, товаров и услуг в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл.1).

  Таблица 1 Бюджет продаж

          Продукция   Цена,   руб.   Объем продаж
          шт.   руб.
          А   315   25000   7875000
 

     Подготовка  бюджета продаж - одна из самых ответственных  работ в процедуре бюджетирования. В последовательности составления бюджетов он стоит первым, поскольку любое изменение показателей в бюджете продаж скажется на всех последующих бюджетах. Как никакой другой, бюджет продаж связывает предприятие с внешней средой - покупателями и непосредственно влияет на величину доходов и конечные результаты деятельности организации.

     При подготовке бюджета продаж должны быть учтены внутренние и внешние группы факторов.

     Внутренние  факторы определяют ограничения, связанные  с самим предприятием, например:

  • возможности создания и предложения рынку новых продуктов;
  • уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, наличие необходимого оборудования);
  • уровень производственных мощностей и возможность их использования (способность производить продукт в необходимом покупателю количестве и в заданные сроки);
  • наличие необходимых материалов или средств для их приобретения и т.д.

     Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины должно предшествовать разработке бюджетов продаж.

     Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде, например:

  • уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний;
  • эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);
  • платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;
  • сложившаяся доля предприятия на данном рынке;
  • количество и поведение конкурентов;
  • общая экономическая ситуация в стране.

     Достаточно  точно определить количественные и  качественные значения внешних факторов довольно затруднительно. Тем не менее они должны быть учтены при формировании бюджета продаж как тенденции.

     Если  к началу планового периода предприятие уже подписало договоры и сформировало пакет заказов, при подготовке бюджета продаж достаточно перенести в него данные из договоров. Подобная ситуация возможна при подготовке бюджета на ближайший месяц, реже - на ближайший квартал. При формировании годового бюджета при отсутствии или неполном портфеле заказов на весь год продажи придется прогнозировать.

     При прогнозировании продаж чаще всего  используют фактические данные прошлых периодов, на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:

  • математические методы (средних квадратов, трендовый анализ);
  • экспертная оценка, когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров.

     При использовании любого из вариантов  необходимо принять во внимание влияние основных рассмотренных выше факторов внешней среды.

     На  основе данных, сформированных в бюджете  продаж, формируется бюджет производства в натуральном выражении (табл.2).

  Таблица 2. Бюджет производства

     
  Показатель   Продукция, шт.
    Бюджет продаж

    Запасы готовой  продукции на конец периода (+)

    Запасы готовой  продукции на начало периода (—)

    Бюджет производства

  25000

  1500

  2500

  24000

     Если  на предприятии возможен значительный остаток незавершенной продукции, бюджет производства следует скорректировать следующим образом:

     На  основе количественных данных о выпуске  продукции составляется группа бюджетов затрат и закупок, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.

     Бюджет  прямых материальных расходов затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих изделий в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов, местам их изготовления и в целом по предприятию.

     Производственная  потребность сырья и материалов в натуральном выражении рассчитывается путем умножения запланированного количества выпуска продукции по каждому наименованию на нормы потребления материальных ресурсов на единицу продукции (табл. 3).

     При составлении бюджета потребления  сырья важное значение имеет применяемый на предприятии способ оценки материалов при включении их в затраты производства. Для этого используют один из применяемых в управленческом учете способов оценки потребления сырья и материалов:

  • метод средневзвешенной оценки;
  • метод ФИФО (по первым партиям поставки материалов на склад).

  Таблица 3. Бюджет прямых материальных затрат

Показатель Сырье
М-АА М-АБ М-АВ
Норма расхода материалов 9 15 12
Плановая  производственная потребность сырья и материалов, кг 216000 360000 288000
Использование запасов сырья на начало периода в натуральном выражении, кг;

по ценам предыдущего  года, руб.

15000

57000

18000

28800

16000

62400

Использование сырья и закупок       
планового периода в натуральном выражении, кг;

по плановым ценам, руб.

201000  

804000

342000  

615600

272000  

1224000

Бюджет  потребления сырья, рублей 861000 644400 1286400
Сумма затрат, руб. 2791800    
 

      В нашем примере потребление сырья  рассчитывается по методу ФИФО.

      Бюджет закупок сырья и материалов зависит от производственной потребности в материалах, начальных запасов и норм запасов на конец периода. При составлении бюджета закупок учитываются как потребности производства, так и нормы запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл..4).

      Для каждого вида материальных ресурсов потребность в закупках рассчитывается по формуле:

Таблица 4. Бюджет закупок сырья и  материалов.

      Показатель
      Сырье
М-АА М-АБ М-АВ
Потребность для производства 216000 360000 288000
продукции, кг      
Запасы  на начало периода, кг 15000 18000
    16000
Запасы  на конец периода, кг 12000 16000
    15000
Потребность в закупках, кг 213000 358000 287000
Плановая  цена, руб.
    4
    1,8
    4,5
Бюджет  закупок, руб. 852000 644400 1291500
Итого, руб. 2787900    
 

     Структура бюджета закупок может включать не только стоимость приобретаемых материалов, но и издержки по снабжению (стоимость транспортировки, разгрузки, затраты по складированию и хранению, командировочные расходы, затраты на посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины, проценты за банковский кредит, затраты служб снабжения).

     Бюджет  прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в плановом периоде (табл.5).

     Эти затраты в большинстве случаев  зависят от норм времени на изготовление продукции и расценок за 1 час работы. Исходными данными служат результаты расчетов бюджета производства и данные штатного расписания, тарифно-квалификационных справочников и других нормативов.

     Таблица 5. Бюджет затрат на оплату труда

      Показатель
    Основные рабочие
    К-1
К-2
    К-3
Норма времени, ч
    0,25
0,36
    0,38
Затрата времени на плановый объем производства, ч
    6000
8640
    9120
       
Трудовые  расценки за 1 час работы, руб.
    40
    38
    30
Бюджет  расходов на оплату труда рабочих 240000 328320 273600
Бюджет  заработной платы АУП 310000    
Всего затрат на оплату труда 1151920    
 

     Бюджет  общепроизводственных расходов затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения бюджета производства. Расчет, а также учет фактических издержек рекомендуется осуществлять в постатейном разрезе (табл. 6).

     Таблица 6. Бюджет общепроизводственных расходов

      Показатель
    Сумма, руб.
Затраты материалов
    120000
Заработная  плата вспомогательных рабочих
    310000
Электроэнергия
    480000
Амортизация
    550000
Другие  расходы
    290000
Итого расходов, руб.
    1750000

Информация о работе Бюджетирование и контроль за формированием затрат