Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:30, курсовая работа
Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельность компании. Бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования 4
1.1 Сущность бюджетирования и виды бюджетов 4
1.2 Методы бюджетирования и его процедуры 9
1.3 Составление прогнозного баланса и корректировка бюджетных показателей 19
Глава 2. Контроль за исполнением бюджета 23
2.1 Организация контроля за исполнением бюджета 23
2.2 Контроль за исполнением бюджета 26
Заключение 31
Список использованных источников 32
Разработка бюджета основной деятельности предприятия включает составление бюджетов продаж, производства продукции, прямых материальных затрат и расходов на оплату труда производственного персонала, себестоимости продукции, общехозяйственных и коммерческих расходов, подготовку бюджетов прибылей и убытков, инвестиций, движения денежных средств и завершается составлением прогнозного баланса основной деятельности на конец бюджетного периода времени. Рассмотрим принципиальную схему процедур его разработки на упрощенном примере.
Составление бюджета основной коммерческой деятельности начинают с разработки бюджета продаж, который показывает объем реализации по видам продукции, товаров и услуг в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл.1).
Таблица 1 Бюджет продаж
|
Подготовка
бюджета продаж - одна из самых ответственных
работ в процедуре
При подготовке бюджета продаж должны быть учтены внутренние и внешние группы факторов.
Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием, например:
Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины должно предшествовать разработке бюджетов продаж.
Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде, например:
Достаточно точно определить количественные и качественные значения внешних факторов довольно затруднительно. Тем не менее они должны быть учтены при формировании бюджета продаж как тенденции.
Если к началу планового периода предприятие уже подписало договоры и сформировало пакет заказов, при подготовке бюджета продаж достаточно перенести в него данные из договоров. Подобная ситуация возможна при подготовке бюджета на ближайший месяц, реже - на ближайший квартал. При формировании годового бюджета при отсутствии или неполном портфеле заказов на весь год продажи придется прогнозировать.
При прогнозировании продаж чаще всего используют фактические данные прошлых периодов, на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:
При использовании любого из вариантов необходимо принять во внимание влияние основных рассмотренных выше факторов внешней среды.
На основе данных, сформированных в бюджете продаж, формируется бюджет производства в натуральном выражении (табл.2).
Таблица 2. Бюджет производства
Показатель | Продукция, шт. |
Запасы готовой продукции на конец периода (+) Запасы готовой продукции на начало периода (—) Бюджет производства |
25000
1500 2500 24000 |
Если на предприятии возможен значительный остаток незавершенной продукции, бюджет производства следует скорректировать следующим образом:
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа бюджетов затрат и закупок, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.
Бюджет прямых материальных расходов затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих изделий в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов, местам их изготовления и в целом по предприятию.
Производственная потребность сырья и материалов в натуральном выражении рассчитывается путем умножения запланированного количества выпуска продукции по каждому наименованию на нормы потребления материальных ресурсов на единицу продукции (табл. 3).
При
составлении бюджета
Таблица 3. Бюджет прямых материальных затрат
Показатель | Сырье | ||
М-АА | М-АБ | М-АВ | |
Норма расхода материалов | 9 | 15 | 12 |
Плановая производственная потребность сырья и материалов, кг | 216000 | 360000 | 288000 |
Использование
запасов сырья на начало периода в натуральном
выражении, кг;
по ценам предыдущего года, руб. |
15000
57000 |
18000
28800 |
16000
62400 |
Использование сырья и закупок | |||
планового
периода в натуральном по плановым ценам, руб. |
201000 804000 |
342000 615600 |
272000 1224000 |
Бюджет потребления сырья, рублей | 861000 | 644400 | 1286400 |
Сумма затрат, руб. | 2791800 |
В
нашем примере потребление
Бюджет закупок сырья и материалов зависит от производственной потребности в материалах, начальных запасов и норм запасов на конец периода. При составлении бюджета закупок учитываются как потребности производства, так и нормы запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл..4).
Для каждого вида материальных ресурсов потребность в закупках рассчитывается по формуле:
Таблица 4. Бюджет закупок сырья и материалов.
|
Структура бюджета закупок может включать не только стоимость приобретаемых материалов, но и издержки по снабжению (стоимость транспортировки, разгрузки, затраты по складированию и хранению, командировочные расходы, затраты на посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины, проценты за банковский кредит, затраты служб снабжения).
Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в плановом периоде (табл.5).
Эти затраты в большинстве случаев зависят от норм времени на изготовление продукции и расценок за 1 час работы. Исходными данными служат результаты расчетов бюджета производства и данные штатного расписания, тарифно-квалификационных справочников и других нормативов.
Таблица 5. Бюджет затрат на оплату труда
|
Бюджет общепроизводственных расходов затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения бюджета производства. Расчет, а также учет фактических издержек рекомендуется осуществлять в постатейном разрезе (табл. 6).
Таблица 6. Бюджет общепроизводственных расходов
|
|
Затраты материалов |
|
Заработная плата вспомогательных рабочих |
|
Электроэнергия |
|
Амортизация |
|
Другие расходы |
|
Итого расходов, руб. |
|
Информация о работе Бюджетирование и контроль за формированием затрат