Система контроля затрат в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1.1. Система контроля затрат в организации 5
1.2. Основы управленческого анализа 11
1.3. Организационно-экономическая характеристика в ЗАО «Кислородмонтаж» 12
1.4. Порядок контроля затрат в ЗАО «Кислородмонтаж» 16
1.5. Анализ производства и реализации в ЗАО «Кислородмонтаж» 24
II. Практическая часть (задача) 29
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

2012.doc

— 429.50 Кб (Скачать)



Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управленческий учет можно определить как самостоятельное  направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Управление  деятельностью организации является сложным и многогранным процессом, комплексность которого обеспечивает формирование разнообразной информации для разработки управленческих решений. В этой связи управленческий учет включает множество процедур, позволяющих реализовать элементы метода управленческого учета. Однако порядок отражения объектов управленческого учета в соответствующих регистрах, оформления результатов контроля за их состоянием определяется самой организацией.

Контроль  представляет завершающую стадию управленческого  цикла. Он применяется на всех этапах управления. В системе управленческого  учета используются разные виды и  формы контроля, которые устанавливаются  в зависимости от специфики функционирования предприятия.

Основой контроля является обратная связь, результат  реализации которой позволяет выявить  отклонения от заданных параметров в  системе показателей, характеризующих  объект управления. Информация, полученная на стадии контроля, используется не только для оценки выполнения управленческою решения, но и для выявления лиц, ответственных за отклонения от заданного уровня. Формы контроля, его содержание не являются неизменными даже на одном предприятии. Смещение акцентов в хозяйственной деятельности организации, выявление основных ее приоритетов оказывают влияние на организацию контроля.

Актуальность  проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых  на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.

Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.

Объектом  исследования являются затраты хозяйствующего субъекта как экономическая категория, а предметом – процедуры анализа  и контроля затрат в рамках деятельности по организации и ведению управленческого учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

 

1.1 Система контроля затрат в организации

 

Важное место в системе  управленческого учета занимают понятие затрат и их классификация  как один из основных объектов управленческого учета.

Затраты – средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем.

В соответствии с направлениями  учета затрат в управленческом учете выделяют следующие группы затрат:

- управление себестоимостью, оценка  стоимости запасов и полученной  прибыли;

- принятие решений, планирование  и прогнозирование; 

- контроль и регулирование.

 

Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, с другой – влияют на поведение затрат, а значит, и на прибыль. Чтобы выявить и проанализировать динамику производства требуется информация о затратах, не искаженная искусственным распределением накладных расходов по видам продукции. Такую информацию дает управленческий учет (директ-кост), позволяющий из предварительно составленных смет затрат, оперативно выявить отклонения фактических затрат от нормативных и тем самым управлять затратами. Методические основы управления затратами с помощью нормативов (стандартов) затрат также предоставляет управленческий учет (система стандарт-кост).

Управление  затратами (через отклонения) не сводится к простому уменьшению затрат. Оно  используется для того, чтобы предпринимать  соответствующие шаги к достижению определенного уровня дохода, для  оценки результатов деятельности и, в случае необходимости, принятия соответствующих мер. В масштабе организации этим обуславливаются специфические действия в области управления затратами на уровне каждого подразделения (центра затрат).

В основе управления затратами можно выделить следующие составляющие:

- планирование  затрат;

- установление  уровня затрат;

- улучшение  стоимостных показателей на каждом  этапе деятельности организации.

Сохранение  и снижение уровня затрат связано  с управлением затратами уже  на производственной стадии. Это обеспечивается через единую для всей организации систему финансирования, формируемую с помощью бюджетирования – процесса составления финансовых планов (бюджетов) и смет.

Термины и понятия, связанные с процессом бюджетирования: бюджет, план, смета, в отечественной  экономической литературе трактуются по-разному, от чего теряется иногда смысл этого процесса.

Так, понятие, бюджет, часто отождествляется с планом хозяйственной деятельности организации  на текущий период; процесс управленческого  планирования – с бюджетированием; бизнес-план организации – со сводным бюджетом, а сметы производственных затрат, управленческие и коммерческие расходы – с бюджетами.

Практически, план по своему содержанию представляет собой  намеченную на конкретный период времени  программу действий (или работу) с указанием целей, содержания, объектов, методов, последовательности и сроков выполнения.

Бизнес-план, соответственно – комплексный план развития организации.

Смета – документированный план денежных средств для финансирования расходов организации (смета затрат на производство, смета строительных работ и т. п.).

А бюджет – финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимоувязку расходов организации с имеющимися (или возможными) доходами.

Зарубежные  экономисты не делают лингвистических различий между рассматриваемыми понятиями. Основное различие между сметой и бюджетом они видят в том, что смета – это документ (расчет), содержащий информацию для планирования и анализа регулируемых затрат на уровне производства, а бюджет (расчет) – на уровне финансов организации. В конечном итоге следует признать, что при всем различии выполняемой роли и методов расчета бюджет, план, смета взаимосвязаны единым процессом бюджетирования.

Специалисты по постановке внутрифирменного бюджетирования предлагают принятую во всем мире предпринимательскую терминологию, характеризующую этот процесс: бюджетирование, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости  продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учет затрат по центрам ответственности, он может реализовываться на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые).

Регулируемые  затраты подверженные влиянию менеджера  центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми затратами.

Управление затратами  осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами  крупных предприятий могут найти  применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия и их сущность представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сущность и условия применения метода

Метод

Сущность метода

Условия применения метода

Директ-костинг

Постоянные накладные  расходы не включаются в себестоимость  продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли

Разделение затрат на переменные и постоянные

Абзорпшн-костинг

В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)

Использование методов  распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции

Стандарт-кост

Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно

Наличие системы стандартов (норм и нормативов)

Метод ABC

Деятельность предприятия  рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций

Выделение видов деятельности и операций по ним

Расширение существующей системы бухгалтерского учета

Дополнительное обучение персонала

Таргет-костинг

На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами

Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия

Постоянное применение

Организация постоянного  контроля уровня затрат

Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке

Кайзен-костинг

Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение

Обеспечивает целевую  себестоимость в процессе производства продукции

Используется преимущественно  в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем

Постоянное применение

Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат

Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации

CVP-анализ (анализ  точки безубыточности)

Основывается на сопоставлении  трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат

Соблюдение системы  допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых)

Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4

Бенчмаркинг затрат

Предполагает сравнение  состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами

Правильный выбор предприятия-эталона

Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения

Кост-киллинг

Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью

Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии

Стремление руководства  предприятия к снижению издержек

Определенным образом  построенная система мотивации персонала

LCC-анализ

Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами

Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия

Четкая идентификация  этапов жизненного цикла продукта

Метод VCC

Рассматривает цепочку  потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами

Соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка

Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием


Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в табл. 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки методов  управления затратами

Метод

Преимущества

Недостатки

Директ-костинг

Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур

Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов

Снижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия

В сочетании с методом  стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах

Позволяет сделать выбор  между собственным производством или закупкой продукции

Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к  категории переменных или постоянных

Слабое внимание к  постоянным затратам

Искажение финансового  результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции

Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов

Абзорпшн-костинг

Отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные

Более точное определение  финансового результата деятельности предприятия

Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат

Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него

Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат

Установление фактической  себестоимости единицы продукции только в конце периода

Условный характер распределения накладных затрат

Включение в себестоимость  продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции

Стандарт-кост

Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат

Минимизация учетной  работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство

Применение для периодически повторяемых затрат

Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы

Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат

Метод ABC

Значительное повышение  обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости

Обеспечение взаимосвязи  получаемой информации с процессом формирования затрат

Требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление

Таргет-костинг

Маркетинговая ориентация производства

Определение целевых  затрат для новых продуктов

Контроль затрат еще  на стадии разработки продукции

Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции

Технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня

Кайзен-костинг

Обеспечивает непрерывное  снижение затрат и удержание их на заданном уровне

Необходима мотивация  сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации

CVP-анализ (анализ  точки безубыточности)

Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат

Простота, наглядность  и оперативность метода

Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно

Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата

При количестве видов  продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным

Основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют

Бенчмаркинг затрат

Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий

Неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода

Требует системности  и целенаправленности в применении опыта других предприятий

Кост-киллинг

Позволяет быстро сократить  затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде

Жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала)

Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)

LCC-анализ

Получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами

Обеспечение точного  прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом

Обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов

Отсутствие периодизации финансовых результатов

Неопределенность в  учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер

Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации

Метод VCC

Позволяет представить  величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам

Требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов

Информация о работе Система контроля затрат в организации