Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:30, курсовая работа
Целями данной работы является: исследование сущности бюджетирования и процесса формирования бюджетов.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
- раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
- выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;
- определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.
Введение..................................................................................................................3
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности…..……..5
1.1 Сущность и функции бюджетирования…………………………………..…5
1.2 Виды бюджетов и их цели……………………………………………………8
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера…..12
2. Использование системы бюджетирования в ООО "Гнездо"……………….15
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия…………..…15
2.2 Оценка системы бюджетирования предприятия…………………………..18
3 Организационные подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса……..…………………….31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………….……………………………...38
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Курсовой проект
По курсу «Экономика организаций»
на тему «Бюджетирование и контроль затрат»
Выполнила студентка
2 курса заочного отделения
специальности «Финансы и кредит»
группы 080105-52 (1)
Карсакова Ольга Геннадьевна Подпись ___________________
Руководитель доцент к.э.н.
Дата ______________________
Чебоксары
2012 г.
Содержание
Введение......................
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности…..……..5
1.1 Сущность и функции бюджетирования…………………………………..…
1.2 Виды бюджетов и их цели……………………………………………………8
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера…..12
2. Использование системы бюджетирования в ООО "Гнездо"……………….15
2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия…………..…15
2.2 Оценка системы бюджетирования предприятия…………………………..18
3 Организационные подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса……..…………………….31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………….…………………
Введение
В современной экономике России одной из важнейших является народнохозяйственная проблема выявления резервов экономического развития предприятия и формирования его внутренних инвестиционных ресурсов.
Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном управлении.
Бюджетирование рассматривается как универсальный инструмент управления, направленный на организацию и оптимизацию системы бизнеса с целью повышения его конкурентоспособности.
Современные тенденции в области управления определяют, что построение системы бюджетирования должно основываться на глубоком изучении рынка, понимании клиентуры и контрагентов предприятия, вовлечении в процесс бюджетирования и управления предприятием большого количества руководителей и специалистов разного уровня ответственности, что подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целями данной работы является: исследование сущности бюджетирования и процесса формирования бюджетов.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
- раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
- выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;
- определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.
Объектом исследования курсовой работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия.
Проблемам повышения эффективности производства, внедрение системы бюджетирования посвящены труды Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, С.И. Абрамова, В.А. Афанасьева, В.В. Бузырева, В.H. Войтоловского, И.Г. Галкина, О.Г. Жуйкова, И.В. Еремина, Ю.И. Ефимычева, И.К. Комарова, О.П. Коробейникова, Ю.А. Лаврикова, В.А. и других ученых.
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности
Бюджетирование представляет, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Его можно рассматривать как один из инструментов управления предприятием.
Бюджетирование - включает процесс планирования, контроля, анализа и корректировки финансово-экономического состояния предприятия с распределением ответственности за итоги работы, результаты которого оформляются системой бюджетов.
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое выражение.
Сущность бюджетирования заключается, прежде всего, в том, что бюджетирование представляет собой механизм, посредством которого происходит управление текущими (краткосрочными) целями предприятия, а реализация процесса бюджетирования есть повседневная деятельность предприятия.
Таким образом, бюджетирование в системе планов предприятия занимает ключевое место, так как отвечает за реализацию стратегии, эффективность текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь в системе управления.
С научной же точки зрения бюджетирование представляет собой более сложное, более многогранное понятие: с одной стороны, оно действительно идентифицируется с процессом разработки и осуществления (организации выполнения) внутрифирменных оперативных планов ресурсного обеспечения; с другой стороны - это и метод планирования; с третьей стороны - это и управленческая технология, предназначенная для выработки оперативных решений, обеспечения их финансовой обоснованности.
При рассмотрении бюджетирования как процесса важно выбрать объекты бюджетирования. Это могут быть и компания в целом, и центры ответственности, и отдельные хозяйственные операции или группы операций, и отдельные проекты, и т.п. Необходимо иметь в виду, что бюджетирование - это замкнутый, взаимосвязанный процесс, имеющий свои специфические входы и выходы, а также механизмы, инструменты, с помощью которых он регулируется.
Бюджетирование не без оснований рассматривают как основу финансовой дисциплины в компаниях. При этом в качестве неизбежного постулата создания подобной системы выдвигается необходимость выделения центров ответственности.
Безусловно, центры ответственности позволяют повысить ответственность руководителей за финансовые результаты, достигнутые данными подразделениями. Однако при выделении центров ответственности важно не забывать о необходимости сохранения управляемости компании в целом, о ее способности трансформации к требованиям бизнеса. Другими словами, наведение финансовой дисциплины не должно превращаться в самоцель, а должно выступать в качестве инструмента, механизма в достижении целей ведения бизнеса, и соответственно выделение центров ответственности должно согласовываться с требованиями гибкости ведения бизнеса.
Бюджетирование как интегрированная система оперативного планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, прежде всего, должна определять основные стоимостные параметры ведения бизнеса, а именно: потребность компании в финансовых ресурсах, обеспечивающих ее платежеспособность; наличие свободных финансовых ресурсов в течение планируемого периода; размеры предполагаемой прибыли, состав и структуру капитала. Степень же детализации, уровень точности прогнозных значений стоимостных показателей, состав бюджетов должны определяться на основе соотношения "затрат и выгод" от постановки конкретной системы бюджетирования.
Бюджетирование как управленческая технология включает в себя три важнейших элемента:
- технологию бюджетирования, представляющую собой последовательность разработки бюджетов, порядок консолидации бюджетов разного уровня и функционального назначения, виды и формы бюджетов, состав целевых показателей планирования, внутрифирменные нормы и нормативы, процедуры составления и порядок корректировки бюджетов;
- организацию бюджетирования, в которую входит создание (наличие) финансовой структуры (центров ответственности либо организационно оформленных бизнесов фирмы), бюджетного регламента, определяющего распределение функций аппарата управления по бюджетированию, систему внутренних положений, должностных инструкций;
- автоматизацию расчетных операций, включающую в себя постановку управленческого учета на основе интегрированной обработки информации, который позволяет получать оперативную информацию о ходе осуществления (реализации) принятых бюджетов.
Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов (условий) может свести всю работу по бюджетированию к нулю с точки зрения ее практической значимости, так как затраты на разработку системы бюджетирования могут оказаться выше потенциальных преимуществ от системы бюджетирования. Следует иметь в виду, что лишь в единичных российских компаниях налажен полноценный управленческий учет, без которого трудно создать эффективно функционирующую полноценную систему бюджетирования, обеспечивающую реальное повышение эффективности управления и функционирования фирмы.
Таким образом, одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.
Бюджетирование создает предпосылки для роста эффективности использования ресурсов фирмы и представляет высокотехнологичное средство операционно-финансового планирования, обеспечивающего оперативную оценку результатов деятельности фирмы и при необходимости возможность своевременно корректировать планы; оно способствует объединению усилий всех подразделений фирмы для достижения поставленных целей.
Бюджетирование как процесс включает в себя определенные этапы. В качестве основных этапов выделяют:
- формулирование задач;
- расчет имеющихся ресурсов;
- переговоры между заинтересованными лицами по цифрам бюджета;
- координация и проверка компонент;
- окончательное утверждение;
- распространение утвержденного бюджета.
При постановке бюджетирования одной из первоочередных проблем, требующих решения, является определение состава (формата) бюджетов, прежде всего их статей. Особенно важно это для операционных бюджетов, так как законодательно регламентируемых форм внутрифирменного бюджетирования не существует, и каждая фирма самостоятельно принимает решения как по составу форм бюджета, так и по составу планируемых показателей. Другими словами, состав операционных бюджетов является прерогативой разработчиков системы бюджетирования для каждой фирмы.
Тем не менее в теории и практике выработан определенный набор операционных бюджетов. К нему можно отнести бюджеты:
- продаж;
- производственный бюджет (производственная программа);
- материальных затрат (товарно-материальных ценностей);
- прямых затрат труда;
- общепроизводственных расходов;
- цеховой себестоимости;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов;
- общехозяйственных расходов.
Именно при разработке операционных бюджетов задается уровень точности прогнозных расчетов и степень детализации планируемых показателей, и вырабатываются подходы, применяются конкретные методы, позволяющие уменьшить влияние факторов неопределенности внешней среды.
Бюджет продаж. В нем приводится прогноз сбыта по видам продукции и по компании в целом-с разбивкой на планируемые периоды (год с разбивкой по кварталам; квартал с разбивкой по месяцам; месяц с разбивкой по декадам, неделям).
Бюджет продаж составляется в натуральных и в стоимостных показателях и служит основой для формирования остальных бюджетов. Объемы продаж каждого вида продукции могут показываться в привязке к различным условиям реализации: регион, сезон, тип покупателей (оптовые, розничные) и т.п. Чем продолжительнее период бюджетирования, тем ниже точность прогноза объема продаж. Самым подвижным фактором здесь являются будущие цены реализации. Поэтому в бюджете целесообразно указывать оптимистические и пессимистические, наиболее вероятные значения объемов продаж, тем самым как бы задавая коридор возможных будущих результатов, в том числе будущих размеров прибыли.
Производственный бюджет представляет собой план выпуска продукции с учетом запасов готовой продукции на начало и конец бюджетного периода в физических единицах измерения по отдельным видам продукции и по фирме в целом. Планирование объемов производства осуществляется в соответствии с бюджетом продаж. При разработке данного бюджета внешние факторы играют меньшую роль и поддаются более точному прогнозу на год и даже более длительные периоды.
Бюджет материальных затрат содержит сведения о расходах сырья, материалов, покупных изделий, комплектующих в расчете на единицу готовой продукции и их потребности на планируемый объем производства по видам производимой продукции и фирмы в целом. Расчет осуществляется в физических и стоимостных единицах. В бюджете может приводиться и расчет объема закупок планируемых материалов с учетом ожидаемого потребления и запасов на складе. При формировании данного бюджета многое зависит от обоснованности норм и нормативов, действующих на предприятии, а также от складской политики и политики работы с поставщиками. Другими словами, достоверность (точность) прогнозов здесь может варьироваться достаточно широко.
Бюджет прямых затрат труда содержит сведения о трудоемкости изготовления каждого производимого вида продукции и по фирме в целом. Потребность в затратах труда рассчитывается в человеко-часах и в стоимостном выражении. Расчеты осуществляются на основе данных производственной программы, трудоемкости изготовления единицы производимой продукции и внутрифирменных нормативов стоимости одного человеко-часа. Как правило, разработка данного бюджета не вызывает особых трудностей ввиду определенности систем оплаты труда на фирме.
Бюджет общепроизводственных (цеховых) расходов содержит, как правило, сведения о расходах на оплату труда административно-
В бюджете цеховой себестоимости продукции затраты на материалы, заработную плату сводятся воедино, рассчитывается доля общепроизводственных расходов, относимых на цеховую себестоимость. В бюджете важно выделение переменных и постоянных затрат по каждому виду продукции. Следует иметь в виду, что структура бюджета цеховой себестоимости зависит от метода управленческого учета себестоимости ("Директ-Костинг", "Стандарт-Костинг", нормативный учет и т.п.).
В бюджет коммерческих расходов включаются текущие расходы, связанные со сбытом продукции, в том числе транспортные расходы, комиссионные вознаграждения, а также расходы, связанные с маркетинговой деятельностью. Указанные расходы рекомендуется разделять на постоянные и переменные для более обоснованного расчета полной себестоимости и прибыли.
Бюджет управленческих расходов содержит данные об оплате труда (заработной плате) административно-
Бюджет общехозяйственных расходов включает прочие общезаводские (общефирменные) расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией машин, оборудования, используемых в общих интересах фирмы, содержит данные об оплате труда (заработной плате) административно-
Система бюджетирования имеет свои особенности в зависимости от вида бизнеса, организационной структуры, а так же размера предприятия.
В настоящее время многие крупные компании, используют целый комплекс инструментов стратегического и оперативного управления, важнейшей составляющей которого является бюджетирование.
Система бюджетирования крупных компаний должны обеспечивать активную внутрифирменную координацию деятельности по всем ключевым направлениям и элементам, охватывающим изменение хозяйственных средств и их источников, выявление рисков и снижение их уровня, повышение гибкости функционирования, является главным инструментом реализации стратегических установок организации. Реальное долгосрочное повышение эффективности работы крупного предприятия за счет использования и создания конкурентных преимуществ с целевой ориентацией на повышение стоимости компании возможно только при условии, что текущая деятельность предприятия планируется и контролируется исходя из стратегических целей и обеспечивающих их выполнение тактических задач, которые воплощаются в конкретных показателях бюджетов.
Использование бюджетирования в крупном предприятии приносит эффект, если оно будет основываться на общенаучных принципах планирования. Последние позволяют обосновать необходимость принимаемых управленческих решений и спрогнозировать вероятность получения ожидаемых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Правильное их соблюдение создает предпосылки для эффективной и рациональной работы предприятия любой формы собственности. Различные виды бюджетов, формируемые в ходе функционирования системы бюджетирования, существуют не автономно друг от друга, а как система. Поэтому система бюджетирования строиться в соответствии со структурой управления на предприятии, наличия филиалов и дочерних компаний.
В настоящее время существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий и особенностей деятельности. Организационные и технические процедуры по внедрению системы бюджетирования на крупном предприятии, включают в себя следующие этапы:
- разработка стратегических целей и их конкретизация тактическими задачами для определения рамок и направлений оперативного бюджетного планирования и контроля;
- диагностика и совершенствование существующей организационной структуры и структуры плановых органов на предприятии;
- диагностика и совершенствование информационной системы предприятия;
- диагностика состояния существующей системы планирования;
- определение наличия специального документа, регламентирующего процесс планирования и контроля деятельности предприятия;
- обучение специалистов;
- непосредственное введение в действие процесса бюджетирования и его автоматизация.
Внедрение системы бюджетирования на крупном предприятии должно проходить поэтапно. На первых этапах необходимо использовать лишь некоторые элементы, постепенно усложняя систему в случае успешного завершения тех или иных стадий повышения уровня финансовой культуры руководства и персонала. На предприятиях малого бизнеса зачастую система бюджетирования не используется. Внедрение системы бюджетирования затратно, поэтому не по карману большинству предприятий малого бизнеса. Кроме того, внедрение системы бюджетирования целесообразно только тогда когда более простые механизмы управления предприятием уже не работают.
Таким образом, бюджетирование является частью системы управления и постоянно взаимодействует с ней. Взаимодействие управленческой и бюджетной систем происходит в рамках предварительно разработанного механизма внедрения процесса бюджетирования в систему управления предприятием.
От размера предприятия зависит, структура системы бюджетирования и ее эффективность. Внедрение системы бюджетирования целесообразно только в крупных предприятиях.
Ресторан "Гнездо", полное наименование общество с ограниченной ответственностью "Гнездо" начал свою работу 17 апреля 2010 года.
Ресторан "Гнездо" - место, славное традициями истинно средиземноморского гостеприимства. Солнечно-кремовая гамма с яркими оранжевыми вкраплениями, удобные диваны со светлой драпировкой, зачехленные винтажные кресла пастельных тонов и шкафчики темного дерева, мягкое предзакатное освещение, испанская керамика с поговорками, выведенными рукой опытного каллиграфа – все здесь создано для того, чтобы ощутить уютную и радостную домашнюю атмосферу, которая отличает традиционные средиземноморские рестораны.
В ООО "Гнездо" приходят всей семьей с маленькими детьми, которых можно оставить с клоунами и аниматорами, которые выступают по выходным. Классические блюда итальянской кухни мирно сосуществуют с традиционными перуанскими гастрономическими мотивами. Авторское видение вкуса в сочетании с предпочтениями гостей ресторана рождают кулинарную эклектику ООО "Гнездо", где свежие головокружительные ароматы соседствуют со знакомыми этюдами на тему домашней кухни.
Проведем анализ прибыли и рентабельности. Данные для оценки динамики показателей прибыли за 2010 год приводятся в табл. 2.1.
Финансовые результаты деятельности ООО "Гнездо"
Показатели | В 2010 году | В 2011 году | Изменение (+, -) | |
Тыс. руб. | Тыс. руб. | Тыс. руб. | % | |
1. Прибыль (убыток) от продажи продукции | 3604 | 4751 | 1147 | 31,8 |
2. Проценты к получению | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Проценты к уплате | 0 | 0 | 0 | 0 |
4. Доходы от участия в других организациях | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. Прочие операционные доходы | 1216 | 1192 | -24 | -2,0 |
6. Прочие операционные расходы | 1642 | 576 | -66 | -4,0 |
7. Внереализационные доходы | 2548 | 2236 | -312 | -12,2 |
8. Внереализационные расходы | 3186 | 2748 | -438 | -13,7 |
9. Прибыль (убыток) до налогообложения | 2540 | 3855 | 1315 | 51,8 |
10. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | 846 | 1196 | 350 | 41,4 |
11. Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 1694 | 2659 | 965 | 57,0 |
12. Чрезвычайные доходы | 0 | 0 | 0 | 0 |
13. Чрезвычайные расходы | 0 | 0 | 0 | 0 |
14. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) | 1694 | 2659 | 965 | 57,0 |
По данным таблицы видно, что сумма прибыли до налогообложения увеличилась в отчетном году на 1315 тыс. руб., что составило 51,8%. Это привело к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении ООО "Гнездо".
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продажи и прибыль до налогообложения. Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 1147 тыс. руб., или на 31,8%, а также сокращением прочих операционных расходов на 66 тыс. руб., или на 4%, и внереализационных расходов на 438 тыс. руб., или на 13,7%. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. На конец года сравнению с началом произошло сокращение прочих операционных доходов на 24 тыс. руб., или на 2%, и внереализационных доходов на 312 тыс. руб., или на 12,2%.
Далее произведем рассмотрение показателей рентабельности, таблица 2.2.
Динамика коэффициентов рентабельности ООО "Гнездо"
Показатели | В 2009 году | В 2010 году | Изменение (+,-) | |
Исходные данные, млн.руб. | ||||
1. Выручка (нетто) от продажи продукции | 25 852 | 34 374 | 8522 | |
2. Полная себестоимость реализованной продукции | 22 248 | 29 623 | 7375 | |
3. Прибыль от продажи продукции | 3604 | 4751 | 1147 | |
4. Прибыль до налогообложения | 2540 | 3855 | 1315 | |
5. Чистая прибыль | 1694 | 2659 | 965 | |
Коэффициенты рентабельности | ||||
6. Рентабельность затрат, % | 16,20 | 16,04 | -0,16 | |
7. Рентабельность продаж по налогооблагаемой прибыли, % | 9,825 | 11,215 | 1,39 | |
8. Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % | 13,94 | 13,82 | -0,12 | |
9. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 6,55 | 7,74 | 1,19 | |
10. Рентабельность имущества, % | 10,82 | 12,45 | 1,63 | |
11. Рентабельность собственного капитала, % | 13,55 | 15,61 | 2,06 |
В целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в отчетном году прибыли больше, чем в предыдущем периоде.
Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 11 коп. прибыли, то теперь - 12,5 коп.
Рентабельность собственного капитала повысилась за отчетный период на 2,06 процентных пункта. Также возросла рентабельность продаж по чистой прибыли. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы роста прибыли, полученной от результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли, по сравнению с темпами роста стоимости имущества и объема продаж. Увеличение рентабельности продаж может означать повышение спроса на продукцию, улучшение ее конкурентоспособности.
Представим процедуру составления бюджетов для ООО "Гнездо". Общий бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджета. Основная деятельность предприятия – ресторанный бизнес. Исходя из этого, операционный бюджет представлен бюджетами закупки товаров, продаж и издержек обращения. Целью составления операционного бюджета является формирование отчета о прибылях и убытках. Определение целевого объема и структуры продаж (в отличие от большинства других стадий разработки, проекта сводного бюджета) - это скорее управленческое искусство, нежели рутинная процедура. Тем не менее, базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно. Сначала составляется прогноз продаж (табл. 2.3). .Бюджет продаж - отправная точка в системе бюджетирования, так как план продаж (в прежней терминологии - план реализации продукции, план заказов, план поставок и т.п.) влияет практически на все остальные бюджеты предприятия (на все планы хозяйственной деятельности фирмы).
Бюджет продаж ООО "Гнездо" на 2008 год
Показатели | В 2010 году | Прогноз на 2011 год | Изменение | ||||||
Всего | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | тыс. руб. |
| |||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, всего | 34 374 | 46 405 | 11601,2 | 11601,2 | 11601,2 | 11601,2 | 12 031 | 135 | |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
| |
от продаж блюд | 27155 | 37588 | 9165 | 9165 | 9165 | 9165 | 10 433 | 138 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
от услуг по проведению праздничных мероприятий | 3781 | 4641 | 1276 | 1276 | 1276 | 1276 | 859 | 123 | |
от выездных мероприятий | 3 437 | 4 176 | 1 160 | 1 160 | 1 160 | 1 160 | 739 | 122 |
В 2007 году выручка от продаж продукции ресторана всего, составила 34374 тыс. рублей. На 2011 год планируется реализовать продукции и оказать услуг на общую сумму 46405 тыс. рублей, что на 135% или 12031 тыс. рублей больше чем в 2010 году.
Основным источником дохода организации являются продажи блюд. В 2011 году рост продаж планируется в размере 138% или 10433 тыс. руб. Рост объемов услуг по проведению праздничных мероприятий планируется увеличить на 123% или 859 рублей по сравнению с 2010 годом. Доходы от выездных услуг в 2008 году запланированы на уровне 4176 тыс. рулей, что на 122% больше чем в 2010 году.
В целом рост доходов ООО "Гнездо" в 2011 году планируется в размере 135%. Далее произведем расчет ожидаемых денежных поступлений в 2011 году. Для этого рассмотрим бюджет поступлений денежных средств.
Особенностью работы ООО "Гнездо" со своими дебиторами заключается в том, что рассрочка по оплате произведенных блюд и оказанных услуг предоставляется на срок не более 3 недель.
Бюджет поступлений денежных средств в ООО "Гнездо" в 2011 году
Показатели | В 2007 году | Прогноз на 2011 год | Изменение | |||||
Всего | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | тыс. руб. |
| ||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, всего | 34374 | 46 405 | 11601,2 | 11601,2 | 11601,2 | 11601,2 | 12 031 | 135 |
2. Поступления денежных средств, всего | 34374 | 43285 | 9090 | 8873 | 12336 | 12986 | 0 | 135 |
3. Дебиторская задолженность | 7032 | 10 152 | 4269 | 4486 | 9053 | 10252 | 3120 | 144 |
Как видно из таблицы 2.4 сумма поступлений денежных средств ниже, чем выручка. Это объясняется в первую очередь тем, что покупатели имеющие отсрочку платежа оплачивают за продукцию позже, когда как продукция уже продана. В 2011 году ожидается рост дебиторской задолженности на 144% или 3120 тыс. рублей. Рост дебиторской задолженности не является положительным фактором, так как на время отвлекает средства из оборота фирмы, однако при росте объемов продаж и с учетом современного развития системы коммерческого кредитования увеличение дебиторской задолженности свидетельствует о росте объемов продаж. В целом организация планирует получить денежных средств в 2011 году в размере 43285 тыс. рублей. Поступление денежных средств по кварталам не равномерно, и имеет тенденцию к увеличению, что объясняется в первую очередь снижением спроса на продукцию и услуги в начале года.
Осуществляя ресторанную деятельность ООО "Гнездо" имеет партнерские отношения с большим количеством клиентов.
Для увеличения объемов продаж продукции организация использует систему коммерческого кредитования, поэтому динамика дебиторской задолженности имеет большое значение в эффективном управлении компанией. Рассмотрим бюджет движения дебиторской задолженности (табл.2.5).
Бюджет дебиторской задолженности ООО "Гнездо" на 2011 год
Дебиторская задолженность | Остаток на начало года | Поступление | Выбытие | Остаток на конец года |
7032 | 4321 | 1201 | 10 152 | |
1 квартал | ||||
7032 | 265 | 3028 | 4269 | |
2 квартал | ||||
4269 | 929 | 712 | 4486 | |
3 квартал | ||||
4486 | 5590 | 1023 | 9053 | |
4 квартал | ||||
9053 | 1300 | 201 | 10152 |
В 2011 году дебиторская задолженность составит 10152 тыс. руб. Если рассматривать поквартальное движение дебиторской задолженности видно, что в начале года ее размер уменьшается, а к концу года увеличивается, что обусловлено сезонностью спроса на продукцию и услуги предприятия.
Рост дебиторской задолженности является негативным фактором, но его негативное влиянием организация может сглаживать увеличивая свою кредиторскую задолженность перед поставщиками. У организации имеются резервы роста кредиторской задолженности, что будет подробно рассмотрено при анализе бюджета кредиторской задолженности.
Основой деятельности ресторана являются запасы продукции. В бюджетировании планирование запасов осуществляется с помощью бюджета закупок. Произведем его рассмотрение, табл. 2.5
Потребность в запасах напрямую зависит от объема продаж. Рост объемов продаж в ООО "Гнездо" запланирован в размере 138% (табл. 2.5). Для выполнения плана по продажам предприятие должно запланировать рост объема товарных запасов.
Определить объем товарных запасов можно с помощью следующей формулы:
Товарные запасы план = (∆Vвыр*Vтзп)+(Vтзп*10%), (3.1)
где:
- ∆Vвыр – темп прироста выручки, %
- Vтзп – объем товарных запасов;
- (Vтзп*10%) – гарантированный запас.
По данным бухгалтерского баланса товарные запасы на конец 2010 года составляют 9394 (без НДС) тыс. рублей.
Товарные запасы в плановом 2011 году составят:
ТЗ план = (9394 * 138%)+(9394*10%) = 13898 тыс. рублей
Кроме того при планировании запасов, должно быть учтено изменение спроса в течении года. Произведем расчеты в табл. 2.6
Бюджет закупок ООО "Гнездо" на 2011 год
Товарные запасы | Остаток на начало года | Поступление | Выбытие | Остаток на конец года |
9394 | 4708 | 204 | 13898 | |
1 квартал | ||||
9394 | 690 | 4680 | 5404 | |
2 квартал | ||||
5404 | 3278 | 5730 | 2952 | |
3 квартал | ||||
2952 | 12980 | 6930 | 9002 | |
4 квартал | ||||
9002 | 14402 | 9506 | 13898 | |
Итого | 31350 | 26846 |
|
Бюджет закупок продукции ООО "Гнездо" на 2011 год запланирован в размере 31350 тыс. руб. Продажа товарных запасов запланирована в размере 26846 тыс. рублей. Остатки на конец года составят 13898 тыс. рублей.
Следующим этапом бюджетирования на предприятии является составление бюджетов затрат и себестоимости. Издержки обращения организации являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организации.
В начале проведем рассмотрение бюджета коммерческих расходов.
Для планирования коммерческих расходов необходимо воспользоваться "методом процента от продаж". Этот метод будет использован для переменных издержек обращения. Произведем рассмотрение бюджета коммерческих расходов, табл. 2.7
Бюджет коммерческих расходов ООО "Гнездо"
Статьи издержек Обращения | В 2007 году | В 2008 году (план) | Отклонение | |||
(+;-) | % | |||||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | тыс.р. | ||
(тыс.р.) | (тыс.р.) |
|
| |||
1.Выручка от продажи | 34374 | 100 | 46 405 | 100 | 12 031 | 135 |
2. Коммерческие расходы | 1433 | 4,2 | 1834 | 4,0 | 401 | 128 |
2.1 Транспортные расходы | 76 | 0,2 | 108 | 0,2 | 32 | 142 |
2.2 Реклама | 172 | 0,5 | 229 | 0,5 | 57 | 133 |
2.3 Упаковка | 29 | 0,1 | 24 | 0,1 | -5 | 83 |
2.4 Комиссионные | 516 | 1,5 | 679 | 1,5 | 163 | 132 |
2.5 Расходы по аренде и содержанию основных фондов | 158 | 0,5 | 202 | 0,4 | 44 | 128 |
2.6 Командировочные расходы | 72 | 0,2 | 73 | 0,2 | 2 | 102 |
2.7 Расходы на исследование рынка | 158 | 0,5 | 202 | 0,4 | 44 | 128 |
2.9 Прочие расходы | 254 | 0,7 | 317 | 0,7 | 64 | 125 |
В 2011 году увеличение коммерческих расходов планируется на 128% или 401 тыс. рублей.
Сумма постоянных расходов, таких как арендная плата, расчетно-кассовое обслуживание, определена для каждой статьи отдельно. Арендные платежи за аренду здания офиса, транспортных средств определены исходя из пролонгированных договоров аренды с учетом увеличения стоимости коммунальных услуг. Этот же подход использовался при определении суммы расходов по услугам банков.
Далее произведем рассмотрение бюджета управленческих расходов, табл. 2.8. К управленческим относят расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия (зарплата управленцам, содержание непроизводственного имущества, командировки, услуги связи, проценты за кредиты, налоги и пр.). Состав этих затрат целесообразно принимать с учетом элементов себестоимости.
Бюджет управленческих расходов ООО "Гнездо" на 2011 год
Показатель | В 2010 году | В 2011 году | Отклонение | |||
Статьи управленческих расходов | Сумма, тыс. руб. | % | Сумма, тыс. руб. | % | (+,-) | % |
1. Материальные затраты | 2608 | 37,0 | 3275 | 36,3 | 667 | 125,6 |
2. Зарплата управленческого персонала | 1762 | 25,0 | 2210 | 24,5 | 448 | 125,4 |
3. Начисления ЕСН | 462 | 6,6 | 559 | 6,2 | 97 | 121,0 |
4. Амортизация | 756 | 10,7 | 992 | 11 | 236 | 131,2 |
5. Налоги | 214 | 3,0 | 361 | 4 | 147 | 168,7 |
6. Проценты за кредит | 978 | 13,9 | 271 | 3 | -707 | 27,7 |
7. Прочие затраты | 268 | 3,8 | 1353 | 15 | 1085 | 504,9 |
Итого | 7048 | 100 | 9021 | 100 | 1973 | 128,0 |
В 2011 году планируется увеличение управленческих расходов на 128% или 1973 тыс. рублей. В заключении бюджетирования затрат организации проведем рассмотрение бюджета себестоимости продукции.
Бюджет себестоимости продукции ООО "Гнездо" на 2011 году
Показатель | В 2010 году | В 2011 году | Отклонение | |||
Сумма, тыс. руб. | % | Сумма, тыс. руб. | % | (+,-) | % | |
1. Прямые материальные затраты | 9394 | 44,4 | 12178 | 45 | 2784 | 130 |
2. Прямые затраты на оплату труда | 7188 | 34,0 | 9742 | 36 | 2554 | 136 |
3. Прочие расходы | 4560 | 21,6 | 5142 | 19 | 582 | 113 |
4. Себестоимость реализации продукции | 21142 | 100,0 | 27062 | 100 | 5920 | 128 |
Рост себестоимости продаж и оказания услуг запланирован в размере 128% по сравнению с 2010 годом. Рост прямых материальных затрат планируется 30% по сравнению с предыдущим годом.
Рост себестоимости значительно ниже, чем рост выручки от продаж и оказания услуг, что в целом является положительным фактором и положительно повлияет на финансовом состоянии организации.
Далее произведем составление бюджета расчетов с кредиторами.
ООО "Гнездо имеет несколько типов кредиторов:
- поставщиков и подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставленные товары (работы, услуги);
собственных работников, с которыми предприятие рассчитывается по зарплате;
- государственный бюджет, с которым предприятие рассчитывается по налогам;
- государственные внебюджетные фонды, с которыми предприятие рассчитывается по единому социальному налогу;
- кредитные учреждения или другие заемщики, с которыми предприятие рассчитывается по кредитам и ссудам.
В 2011 году ООО "Гнездо" планирует увеличить на 3120 тыс. рублей кредиторскую задолженность поставщикам, для того чтобы сгладить негативное влияние роста дебиторской задолженности.
Задолженность организации другим кредиторам планируется удерживать на уровне 2010 года. Произведем рассмотрение бюджета расчетов с кредиторами, таблица 2.10.
Бюджет расчета с кредиторами ООО "Гнездо" на 2011 год
Задолженность | В 2010 году | Прогноз на 2011 год | Изменение | |
тыс. руб. | % | |||
1. Поставщики и подрядчики | 6 132 | 9 252 | 3120 | 151 |
2. Перед персоналом организации | 1302 | 1302 | 0 | 100 |
3. Внебюджетным фондам | 959 | 959 | 0 | 100 |
4. Перед бюджетом | 1442 | 1442 | 0 | 100 |
5. Авансы полученные | 1 611 | 1 611 | 0 | 100 |
6. Прочие кредиторы | 278 | 278 | 0 | 100 |
Итого | 11 724 | 14 844 | 3120 | 127 |
В 2011 году кредиторская задолженность возрастет в целом по предприятию на 27% или 3120 тыс. рублей. Рост кредиторской задолженности в 2010 году составил 34%, таким образом, наблюдаются снижение темпов роста кредиторской задолженности по сравнению с отчетным годом. Следующим этапом финансового планирования является составление бюджета доходов и расходов предприятия.
Бюджет доходов и расходов (табл. 2.11) предназначен для планирования финансовых результатов работы ООО "Гнездо".
В традиционной бухгалтерии ему соответствует отчет о прибылях и убытках. Это результирующий плановый документ, поскольку здесь при его составлении рассчитываются плановые значения прибыли, а получение прибыли, как известно, является целью деятельности ООО "Гнездо".
Именно поэтому чрезвычайно важно знать размеры прибыли заблаговременно и только тогда можно разработать планы использования прибыли для целей инвестирования, погашения кредитов и займов, решения других хозяйственных вопросов. При составлении бюджета доходов и расходов ООО "Гнездо" учитывается, что при планировании выручки (доходов) и затрат (расходов) производится по "отгрузке". Значения прочих операционных, внереализационных доходов и расходов планируется удержать на уровне 2010 года.
Бюджет расходов и доходов ООО "Гнездо" на 2011 год
Показатель | В 2010 году | В 2011 году (план) | Изменение | |
(+,-) | % | |||
1. Доходы и расходы от продаж продукции и оказания услуг | ||||
1.1. Выручка от продаж продукции и оказания услуг | 34 374 | 46 405 | 12 031 | 135 |
1.2. Себестоимость продаж продукции и оказания услуг | 21142 | 27062 | 5 920 | 128 |
1.3. Коммерческие расходы | 1433 | 1834 | 401 | 128 |
1.4. Управленческие расходы | 7048 | 9021 | 1 973 | 128 |
1.5. Прибыль от продаж | 4 751 | 8 488 | 3 737 | 179 |
1.6. Прочие операционные доходы | 1192 | 1192 | 0 | 100 |
1.7. Прочие операионные расходы | 1576 | 1576 | 0 | 100 |
1.8. Прочие внереализационные доходы | 2236 | 2236 | 0 | 100 |
1.9. Прочие внереализационные расходы | 2748 | 2748 | 0 | 100 |
1.10 Прибыль до налогооблажения | 3 855 | 7 592 | 3 737 | 197 |
1.11 Налог на прибыль | 1196 | 1822 | 626 | 152 |
1.12 Чистая прибыль | 2 659 | 5 770 | 3 111 | 217 |
В 2011 году увеличить чистую прибыль планируется на 3111 тыс. рублей, т.е. плановое увеличение по сравнению с 2010 годом составит 2 раза.
Положительное влияние на рост чистой прибыли в первую очередь оказывает более высокий прирост выручки от продаж по сравнению с ростом себестоимости. В целом в плановом периоде ожидается значительное улучшение финансовых показателей предприятия однако в бюджет предприятия закладывается высокий размер прибыли, и в условиях рынка фирма несет различные риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность предприятия. В данном случае у ООО "Гнездо" высокие риски недовыполнение бюджета. Следующим и заключительным этапом бюджетирования ООО "Гнездо" является составление прогнозного бухгалтерского баланса. Результаты расчетов представим в табл. 2.12
Прогнозный бухгалтерский баланс ООО " Гнездо " на 2011 год
АКТИВ | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
Нематериальные активы | 262 | 210 |
здания, машины и оборудование | 15546 | 14606 |
Незавершенное строительство | 1524 | 1524 |
Долгосрочные финансовые вложения | 1452 | 1452 |
Итого по разделу I | 18784 | 17792 |
АКТИВ | ||
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
Запасы | 9394 | 13898 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 7032 | 10152 |
Краткосрочные финансовые вложения | 359 | 359 |
Денежные средства | 913 | 913 |
Итого по разделу II | 17841 | 25322 |
БАЛАНС | 36625 | 43114 |
ПАССИВ | ||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
Уставной капитал | 826 | 826 |
Добавочный капитал | 13828 | 13828 |
Резервный капитал | 186 | 186 |
Фонды социальной сферы | 1176 |
|
Нераспределенная прибыль прошлых лет | 1426 | 3 231 |
Непокрытый убыток прошлых лет |
|
|
Нераспределенная прибыль отчетного года | 2659 | 5 770 |
Итого по разделу III | 20101 | 23 841 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
Заемные средства | 600 | 430 |
Итого по разделу IV | 600 | 430 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
1 | 2 | 3 |
Заемные средства | 4200 | 3999 |
Кредиторская задолженность | 11724 | 14 844 |
в том числе: поставщики и подрядчики | 6132 | 9 252 |
задолженность перед персоналом организации | 1302 | 1302 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 959 | 959 |
задолженность перед бюджетом | 1442 | 1442 |
авансы полученные | 1611 | 1611 |
прочие кредиторы | 278 | 278 |
Итого по разделу V" | 15924 | 18 843 |
БАЛАНС | 36625 | 43 114 |
В плановом периоде по на конец года по сравнению с началом года ожидается увеличение валюты баланса на 6489 тыс.рублей. Большое значение для ресторана имеет рост товарных запасов и собственных средств. В заключение проводится расчет и анализ показателей финансового состояния, с целью оценки темпов изменения финансовых показателей в плановом периоде.
Произведем расчет показателей ликвидности в 2011 году.
Прогноз показателей ликвидности ООО " Гнездо " в 2011 году
Показатели | В 2010 году | В 2011 году (план) | Отклонение (+,-) |
Денежные средства, тыс. руб. | 913 | 913 | 0 |
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 359 | 359 | 0 |
Итого наиболее ликвидных активов, тыс. руб. | 1272 | 1272 | 0 |
Активы быстрой реализации (краткосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб. | 7032 | 10152 | 3120 |
Итого наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов, тыс. руб. | 8304 | 11424 | 3120 |
Медленно реализуемые активы (запасы, НДС), тыс. руб. | 9537 | 13898 | 4361 |
Итого ликвидных активов, тыс. руб. | 17841 | 25322 | 7481 |
Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб. | 15 924 | 18 843 | 2919 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) | 0,08 | 0,07 | -0,01 |
Коэффициент критической ликвидности (Ккл) | 0,52 | 0,61 | 0,09 |
1 | 2 | 3 | 3 |
Коэффициент текущей ликвидности (Kтл) | 1,12 | 1,34 | 0,22 |
По данным табл. 2.13 коэффициент абсолютной ликвидности в плановом периоде 2011 года незначительно снизится, однако коэффициент критической ликвидности и коэффициент текущей ликвидности возрастут, что свидетельствует о ликвидности и надежности бизнеса организации.
В целом применение системы бюджетирования в ООО " Гнездо " является оправданным способом финансового планирования деятельности предприятия. Использование системы бюджетирования ООО " Гнездо " перейти к разработке долгосрочной программы развития предприятия, что позволит получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке.
Рассчитанные данные распределяются по отделам для выполнения и контроля.
Бюджетирование в настоящее время имеет большую популярность, так как данная система используется как в России, так и за рубежом.
Использование бюджетирования как качественного инструмента современной системы управления ООО " Гнездо " должно обеспечивать:
1) повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности (рост экономических показателей) в первую очередь за счет сокращения расходов;
2) повышение эффективности управления (рост качественных показателей - прозрачности, управляемости, гибкости и т.п.).
Основной проблемой системы бюджетирования является риск принятия не до конца просчитанного бюджета, а так же на квартальную отчетность, что означает анализ результатов за каждые три месяца и более частый пересмотр прогнозов.
В качестве подхода к совершенствованию системы бюджетирования ООО " Гнездо " необходимо разделить требования по управлению бизнесом на четыре актуальных направления, создав под них соответствующие структуры.
1. Прогнозирование;
2. Определение направления развития ООО " Гнездо ";
3. Управление стоимостью компании;
4. Контроль за финансовыми расходами.
Прогнозы выполняются централизованно на основе финансовой модели, которая получает данные из источников внутри и за пределами компании.
Направление развития системы бюджетирования вырабатывается при помощи системы взаимосвязанных сбалансированных показателей, определяющих финансовые и нематериальные цели коммерческой деятельности. Управление стоимостью производится путем анализа конкурентной среды в данной области и лучших в своем классе компаний - в интересах выполнения таких сопутствующих функций, как управление трудовыми и финансовыми ресурсами. Это позволяет поставить цели, исходя из сравнения с другими организациями, что гораздо предпочтительнее, чем сравнение с собственными показателями за предыдущий год.
В подобном случае ООО " Гнездо " сосредоточит усилия по снижению стоимости на достижении конкурентного преимущества. Наконец, контроль за расходом финансовых средств осуществляет специальный отдел, который собирается один раз в месяц и расставляет приоритеты в динамике доходов.
Исследовав деятельность ООО " Гнездо " и других компаний, необходимо реализовать следующие мероприятия по улучшению процесса бюджетирования.
1. Необходимо разделить выполнение бюджета и процесс премирования. Так, по итогам работы за последний год выплатила премии за выполнение финансового плана. Это создает проблемы при определении целей, так как работники стремятся к гарантированному получению премий, в то время как руководство хочет более значимых показателей. Одним из способов решения здесь может быть выплата премий, исходя из прямой прибыльности компании (без учета достижения поставленной цели).
Другое решение - когда премии начисляются из расчета производительности в сравнении с прямыми конкурентами, что также снимает проблему достижения целей.
2. Необходимо разделить бюджетирование и прогнозирование. Бюджет однозначно связан с распределением ресурсов, что требует внутреннего управления и анализа. Прогнозы же могут строиться на основе финансовых моделей, меняться каждый месяц, квартал или по обстоятельствам.
3. Применять внешний бенчмаркинг для определения целей по контролю за стоимостью. Это позволит сосредоточиться на реальных целях с учетом возможностей продвижения в условиях конкуренции. Кроме того применение внешнего бенчмаркетинга позволяет получить качественные услуги по приемлемым ценам.
4. Определить курс развития, используя финансовые и нефинансовые показатели результатов деятельности, поскольку финансовыми целями легко манипулировать, ведь улучшить финансовое положение в короткий срок можно ведь и за счет снижения качества обслуживания и уровня конкурентоспособности. Ориентируясь на главные нефинансовые показатели, можно избежать такой ситуации.
5. Провести явную связь между основной нефинансовой деятельностью и финансовой результативностью, четко отслеживая изменения в их соотношении. Не секрет, что многие улучшенные показатели выполнения финансового плана обязаны урезанию отдельных статей бюджета, сделанному без учета реального влияния подобного шага. Со временем запланированная оптимизация процесса развития, несомненно, поможет улучшить результаты деятельности организации, но такое продвижение требует планирования и управления. Добиться этого ООО " Гнездо " может только с помощью внедрения специализированного программного обеспечения, позволяющему координировать данные процессы.
6. Разделить текущие расходы и капиталовложения. На первый взгляд, это очевидно и является основным принципом работы финансистов, но многие организации игнорируют то непреложное обстоятельство, что они ежегодно должны проводить у себя хотя бы небольшие улучшения, для того чтобы просто оставаться конкурентоспособными. Когда дело процветает, эти маленькие статьи расходов растворяются в текущих издержках и могут быть даже незаметны. Таким образом, можно сделать вывод, что для построения эффективной системы бюджетирования в ООО " Гнездо " необходимо провести серьезную работу в области бюджетирования.
Для начала бюджетный процесс на предприятии необходимо как можно тщательнее изучить, и создать такую систему бюджетирования, целиком отвечающую их нуждам и условиям деятельности, что в результате позволит получить конкурентное преимущество.
Кроме того, также требуется совершенствование системы определения себестоимости продукции и системы нормирования (нормативных цен, расходных коэффициентов, нормативов оборотных средств).
Организация контроля исполнения планов предполагает сбор и консолидацию информации о фактическом исполнении плановых бюджетных показателей, выявление отклонений "план-факт", анализ причин отклонений и принятие управленческих решений. Для обеспечения эффективности управления определяют стандарты отклонений: аварийные, сверхнормативные, допустимые, а контроль каждого диапазона отклонения делегируется соответствующему уровню управления предприятием.
Совершенствование существующей системы финансово-экономического управления должна включать:
- выявление специфики деятельности компании и разработку уникальной системы бюджетирования, адаптированной под компанию и учитывающей особенности ее бизнеса;
- осуществление постоянных изменений (в том числе преломление старых стереотипов и неэффективных методов работы) в течение выполнения всех работ ;
- учитывая относительно большой срок разработки и внедрения системы бюджетирования (от 4 месяцев до года и больше), требуется постоянная корректировка результатов, поскольку за этот период меняется сама компания;
- обучение сотрудников компании новым методам и технологиям работы, подготовку команды специалистов из числа сотрудников компании, которые могут не только поддерживать работоспособность системы, но и развивать ее после внедрения - это является залогом успешной работы системы бюджетного управления.
После совершенствования методик планирования и учета, формирования сквозных регламентов взаимодействия подразделений в процессе планирования и контроля; разработки форм планов и бюджетов и форм управленческой отчетности; формирования всех нормативных документов, необходимых для полноценного функционирования системы бюджетирования.
Заключение
В рыночных условиях планирование и контроль являются важными функциями управления финансами. В практике распространены бюджетные системы, которые включают в себя планируемые и отчетные данные. Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением на краткосрочной основе.
Практическая значимость дипломной работы базируется на этапах:
- процедуры формирования операционного и финансового бюджетов;
- анализа финансового состояния организации;
- механизма контроля и анализа исполнения бюджетов.
При разработке прогнозных данных должны соблюдаться принципы бюджетирования и использоваться экономико-статистические методы.
Бюджетирование – современная технология финансового менеджмента, позволяющая не только получить обоснованный оперативный расчет, но и организовать управление деятельностью предприятия на основе сметы - плана, усилить контроль за издержками и денежными потоками, достичь лучших финансовых результатов.
Система бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты организации: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса.
Обязательным условием бюджетирования является делегирование принятия финансовых решений центрам финансовой ответственности (ЦФО).
Курсовая работа выполнялась на материалах ООО " Гнездо " Основным видом деятельности общества является ресторанный бизнес.
Основным источником дохода организации являются продажи продукции ресторана. В 2011 году рост продаж продукции планируется в размере 138% или 10433 тыс. руб.
Рост объемов продаж блюд по планируется увеличить на 123% или 859 рублей по сравнению с 2010 годом. Доходы от выездных услуг в 2008 году запланированы на уровне 4176 тыс. рулей, что на 122% больше чем в 2010 году.
В целом рост доходов ООО " Гнездо " в 2011 году планируется в размере 135%. Применение системы бюджетирования в ООО " Гнездо " является оправданным способом финансового планирования деятельности предприятия. Использование системы бюджетирования ООО " Гнездо " перейти к разработке программы развития предприятия, что позволит получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке.
Список литературы
1. Аманжолова Б.А. Бюджетирование как система оперативного планирования и контроля /Б. А. Аманжолова; Центросоюз Рос. Федерации, Сиб. ун-т потребит. кооп.. - Новосибирск: СибУПК, 2008.- 143 с.
2. Анискин Ю.П. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования /Ю. П. Анискин, А. Ф. Сергеев, М. А. Ревякина; под ред. Ю. П. Анискина; Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т) [и др.]. - М.: Омега-Л, 2009.- 237 с.
3. Брюханова Н.В. Финансовое планирование и бюджетирование инвестиционной деятельности организаций /Н. В. Брюханова, Н. В. Фадейкина; под ред.Н. В. Фадейкиной; Сиб. ин-т финансов и банк. дела. - Новосибирск: СИФБД, 2008.- 125, с.
4. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб. пособие /С. В. Дыбаль. - СПб.: Бизнес-пресса, 2007.- 300 с.
5. Бадокина Е.А. Бюджетирование /Е. А. Бадокина, Н. В. Ружанская; М-во образования Рос. Федерации, Сыктывк. гос. ун-т. - Сыктывкар: СГУ, 2007.- 130, с.
6. Бертонеш М. Управление денежными потоками: [Пер. с англ.] /М. Бертонеш, Р. Найт. - СПб.: Питер, 2009.- 238 с.
7. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учеб.-практ. пособие /А. В. Грачев. - М.: Дело и сервис, 2007.- 190, с.
8. Дугельный А.П. Бюджетное управление предприятием /А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2009.- 430, с.
9. Ермакова Н.А. Бюджетирование в системе управленческого учета /Н. А. Ермакова. - М.: Экономистъ, 20010.- 187 с.
10. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: [Учеб. по специальности 060800 "Экономика и упр. на предприятии АПК" ] /Н. Е. Зимин, В. Н. Солопова. - М.: КолосС, 2010.- 382, с.
11. Керимов В.Э.оглы Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник:[для вузов по специальности 060500 "Бухгалт. учет, анализ и аудит" ] /В. Э. Керимов. - М.: Дашков и Ко, 2009.- 482 с.
12. Ковалев В.В. Учет, анализ и бюджетирование лизинговых операций: теория и практика /В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 511 с.
13. Карпов А.Е. Серия книг "100% практического бюджетирования" /А. Е. Карпов. - М. Кн. 1: Бюджетирование, как инструмент управления. - 2005.- 392 с.
14. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб.-практ. пособие /Лихачева О. Н.. - М.: Проспект, 2010.- 263 с.
15. Масленченков Ю.С. Практика бюджетирования на предприятиях России: практ. пособие /Ю. С. Масленченков, Ю. Н. Тронин. - М.: БДЦ-пресс, 2009.- 391, с.
16. Мазурова И.И. Анализ финансового состояния коммерческой организации: Учеб. пособие /И. И. Мазурова, Г. Ф. Сысоева; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов" , Каф. экон. анализа эффективности хозяйств. деятельности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2009.- 278 с.
17. Основы внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат, в условиях казначейской системы исполнения бюджета /[А. С. Бараховский, А. В. Бусарова, Е. Е. Ваксова и др.]; Центр исслед. бюджет. отношений. - М.: УРСС, печ. 2010.- 261 с.
18. Ольве Н. Оценка эффективности деятельности компании: Практ. рук. по использованию сбалансир. системы показателей:[Пер. с англ.] /Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер. - М.: Вильямс, 2010.- 303 с.
19. Основы бюджетирования и финансового планирования: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060500 "Бухгалт. учет, анализ и аудит" /Моск. гос. ун-т печати; [Владимирова М. П. и др.]; науч. ред. М. П. Владимирова. - М.: МГУП, 2008.- 140, с.
21. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: [Учеб. пособие для курсов по подгот. и переподгот. бухгалтеров и аудиторов] /Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2010.- 638, с.
22. Садовская Т.Г. Анализ бизнеса: в 4 ч. /Т. Г. Садовская, В. А. Дадонов, П. А. Дроговоз. - М. Ч. 1: Бизнес и международные стандарты финансовой отчетности. - 2007.- 143 с.
Оборотно сальдовая ведомось за 2011 год ООО «гнездо»
Счет, субсчет | Оборот за 2011 г. | |
68-4 "Налог на прибыль" | 31 270,10 | 17 833,00 |
90 "Продажи" | 3 127 833,46 | 3 127 833,46 |
90-1 Выручка" | - | 2 764 989,48 |
90-2 "Себестоимость продаж" | 1 470 127,41 | - |
90-3 "Налог на добавленную стоимость" | 421 778,07 | - |
90-8 "Управленческие расходы" | 785 219,72 | - |
90-9 "Прибыль/убыток от продаж" | 450 705,26 | 362 843,989 |
91 "Прочие доходы и расходы" | 11 013,27 | 11 013,27 |
91-1 "Прочие доходы" | - | 99,56 |
91-2 "Прочие расходы" | 11 013,27 | - |
91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" | - | 10 913,71 |
99 "Прибыли и убытки" | 373 757,69 | 450 708,26 |
99-01 "Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)" | 373 757,69 | 450 708,26 |
Отчет о прибылях и убытках
за 2011 г.
|
|
|
|
|
|
| Коды | |||
|
|
|
|
| Форма по ОКУД |
| 0710002 | |||
|
|
|
| Дата (число, месяц, год) |
| 19 | 03 | 2012 | ||
Организация | ООО "Мир" | по ОКПО |
| 51268891 | ||||||
Идентификационный номер налогоплательщика | ИНН |
| 7715213461 | |||||||
Вид экономической деятельности | Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве | по ОКВЭД |
| 74.20.1 | ||||||
Организационно-правовая форма/форма собственности | Общество с ограниченной ответственностью/Частная собственность |
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| по ОКОПФ/ОКФС |
| 65 | 16 | ||
Единица измерения: | тыс. руб. (млн. руб.) | по ОКЕИ |
| 384 (385) |
Пояснения <1> | Наименование показателя <2> | За _______ 2011 г. <3> | За ______ 2010 г. <4> |
| Выручка <5> | 2 343 | 4 921 |
| Себестоимость продаж | (1 470) | (3 476) |
| Валовая прибыль (убыток) | 873 | 1 445 |
| Коммерческие расходы | (-) | (87) |
| Управленческие расходы | (785) | (1 180) |
| Прибыль (убыток) от продаж | 88 | 178 |
| Доходы от участия в других организациях | - | - |
| Проценты к получению | - | 1 |
| Проценты к уплате | (-) | (-) |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Прочие доходы | - | - |
| Прочие расходы | (11) | (7) |
| Прибыль (убыток) до налогообложения | 77 | 172 |
| Текущий налог на прибыль | (15) | (37) |
| в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) | - | - |
| Изменение отложенных налоговых обязательств | - | - |
| Изменение отложенных налоговых активов | - | - |
| Прочее | - | - |
| Чистая прибыль (убыток) | 62 | 135 |
Форма 0710002 с. 2
Пояснения <1> | Наименование показателя <2> | За _______ 2011 г. <3> | За ______ 2010 г. <4> |
| СПРАВОЧНО |
|
|
| Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | - | - |
| Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | - | - |
| Совокупный финансовый результат периода <6> | 62 | 135 |
| Базовая прибыль (убыток) на акцию | - | - |
| Разводненная прибыль (убыток) на акцию | - | - |
Руководитель | Иванов |
| А.В. Иванов | Главный бухгалтер | Петрова |
| Н.С. Петрова |
| (подпись) |
| (расшифровка подписи) |
| (подпись) |
| (расшифровка подписи) |
"19" марта 2012 г. |
44