Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:59, дипломная работа
Основными задачами дипломной работы являются:
1. На основе изучения теоретических аспектов выявить сущность и значение конкурентоспособности торгового предприятия;
2. Определить факторы конкурентоспособности предприятия;
3. Провести анализ конкурентных позиций исследуемого предприятия с предприятиями конкурентами;
В работе рассматривается основной круг вопросов конкурентоспособности предприятия: её сущности и значение, факторы конкурентоспособности и формы конкурентного рынка при развитии конкурентоспособности предприятия.
Введение 5
Глава 1 Методологические основы построения внешней корпоративной культуры 9
1.1Сущность корпоративной культуры организации 9
1.2 Структура имиджа как элемента корпоративной культуры 18
1.3 Методика формирования и оценки позитивного имиджа организации 31
Глава 2 Анализ имиджа ТД «Перекрёсток» 40
2.1 Анализ видения ТД «Перекрёсток» и ее миссии 40
2.2 Определение уровня осведомленности об организации 42
2.3Анализ формирования внешнего имиджа 54
2.4 Анализ формирования внутреннего имиджа 68
Глава 3 Совершенствование управления внешней корпоративной культурой ТД «Перекрёсток» 76
3.1 Необходимость управления внешней корпоративной культурой организации 76
3.2 Формирование имиджевой стратегии ТД «Перекрёсток» 79
Заключение 87
Список литературы 91
Приложения
организации, а не повышения эффективности бизнес-процессов и развития компании.
По данным Ассоциации менеджеров, на сегодня только 25% компаний имеют специальные департаменты, отвечающие за формирование корпоративной культуры и внедрение инноваций. А ведь именно корпоративная культура, способствующая изменениям внутри организации, является основой развития и конкурентоспособности любой успешной организации.
В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура существует в любой компании — с момента появления организации и до самого конца — вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.
На практике специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному интерпретируют понятие корпоративной культуры. Одно из грамотных его определений звучит так: «корпоративная культура — это система ценностей и методов управления». Первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его неоднозначному толкованию.
И все же, что такое корпоративная культура? Определений культуры имеется немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как «личность» или «общение» приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это «что-то» настолько расплывчато, что его определение так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию.
К примеру, по Барри Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура — это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя. Это определение, должен признать, силу своей яркости и символичности более всего импонирует мне. Однако существуют более строгие и формальные объяснения этому явлению.
Т. Ю. Базаров – так: «Культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».
Каждый волен сам выбирать наиболее приятное для него определение корпоративной культуры, однако, ясно, что общий смысл сказанного идентичен во всех определениях – культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила.
То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом. Корпоративная культура предприятия призвана обеспечить адаптивное поведение организации во внешней среде. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Но при этом ее основой является внутренняя консолидация, взаимодействие и взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласовании интересов. Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение.
Корпоративная
культура, по определению, не может быть
сконструирована и внедрена. Она не может
быть даже заимствована. Заимствованы,
могут быть лишь некоторые структуры и
механизмы связей, отражаемые в организационных
проектах. Пересадка же с одной почвы на
другую образа корпоративного поведения,
как правило, бывает безуспешной. Каждый
коллектив уникален: половозрастной состав,
профессионально-
Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Можно утверждать, что организация имеет несколько корпоративных культур, для каждой группы общественности – свой (рис.1). Синтез представлений об организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации.
Рис. 1. Корпоративная культура
Данная структура построена как относительно замкнутая конструкция, использующая корпоративную культуру как внутренний ресурс, некоторый «клей» организации.
1) поверхностный (символический) уровень – это все, что человек может
увидеть и потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т. п. Также к символическому уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.
2) подповерхностный уровень – объединяет ценности и нормы, сознательно
зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о первенстве производителя в советский период. В частности, продолжающееся существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3) базовый (глубинный) уровень – базовые предположения, возникающие у
членов организации на основании личных паттернов, подкрепляемых или
изменяющихся успешным опытом совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру.
Процесс управления корпоративной культурой начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации (лого; социально; фирменных бланков, интерьера, внешнего вида и манер сотрудников). Она начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации (рис.2.).
Рис.2. Процесс управления корпоративной культурой
Видение (vision) – интеллектуальный образ среды деятельности организации. Это представление об окружающей действительности – настоящей или будущей. Формирование видения – одна из главных обязанностей руководителя организации. Корпоративная миссия (corporate mission) – общественно-значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяемый бизнес, или основную деятельность предприятия. Формулировка видения и миссии представляется, в частности, на главной странице интернет-сайта организации, на первых страницах годового отчета, буклетов и каталогов.
Миссия
позволяет занятым и
Затем определяется корпоративная индивидуальность, или «личность» организации – то какой компания стремится быть (а не просто казаться). Корпоративная индивидуальность – сущность индивидуальной корпоративной культуры, «характер» компании. Это ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании. Корпоративная индивидуальность – это то, что компания есть на самом деле, - аналоги личности, индивидуальности человека.
Корпоративная индивидуальность преломляется в организационном «жизненном стиле». Организационный стиль – это образ жизни компании, то, как она «проводит» время, использует материальные, финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы.
Часть российских организаций сводит проблему своей позитивной корпоративной культуры к внешним, визуальным атрибутам ведения операций. Проблема корпоративной культуры – нередко внешнее проявление кризиса менеджмента и проблем реального места и роли организации в обществе. Поэтому прежде чем заниматься корпоративной культурой, топ-менеджер должен разобраться с корпоративной индивидуальностью.
После
определения корпоративной
1.2 Структура имиджа как элемента корпоративной культуры
Содержание понятия имиджа включает две составляющие:
а) Описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ организации, или совокупность всех представлений (знаний) об организации;
Информация о работе Формирование имиджа как элемента внешней корпоративной культуры организации