Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:40, курс лекций
Задачей курса является расширение и обогащение музыкального кругозора студентов, приобщение их к произведениям современных авторов, с характерными для них принципами организации и техники письма; умение выявить в различных по стилю и почерку произведениях важнейшие особенности.
Полифония XX
века (краткие тексты
лекций)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный курс направлен на изучение полифонии в творчестве современных композиторов, в котором она предстает как сложное, глубоко своеобразное и стилистически богатое явление. Занимая едва ли не главные позиции в многоголосии и формообразовании, полифония выступает во всем многообразии проявлений – от приемов до форм, от классических средств до «союза» с гетерофонией, сонористикой, алеаторикой.
Объектом анализа в курсе являются произведения композиторов Ближнего и Дальнего зарубежья.
Задачей курса
является расширение и обогащение музыкального
кругозора студентов, приобщение их
к произведениям современных
авторов, с характерными для них
принципами организации и техники
письма; умение выявить в различных
по стилю и почерку произведениях
важнейшие особенности.
ЛЕКЦИИ
1-3. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ
ПОЛИФОНИИ XX ВЕКА
Профессиональная
музыка XX в. тяготеет к полифонии
иначе, нежели творчество композиторов
XVIII-XIX вв. Полифония с точки зрения
конструктивной уже не имеет второстепенного
значения по сравнению с тонально-
В творчестве многих
композиторов XX в. полифония составляет
одну из основ стиля. Ныне полифония
не только расширяет представления
об исконно-полифонических формах, но
и все глубже проникает в формы
гомофонно-гармонического склада, преобразует
их, влияет на выразительно-смысловые
возможности. О том, как далеко заходит
взаимодействие полифонных и гомофонных
принципов можно судить по сонатной
и собственно полифоническим формам
таких художников как Шостакович
и Хиндемит. Характерная для XX в.
тенденция к синтезу принципов
гомофонии и полифонии дает музыкальному
искусству новые способы
Почву для полифонии линеарного типа создает развитие мелодических тенденций в музыке XX в., когда «мелодизм до отказа насытил собой все многообразные разнородные пласты фактуры». (В. Холопова).
Как известно, полифоничность, полимелодический склад, расслоение фактуры возникают тогда, когда взаимодействие голосов (или слоев) музыкальной ткани опирается на контраст в одновременности. Характер контраста, резкость его выражения могут быть весьма различны – от разновременного вступания одного и того же материала до полной гармонической, ладовой и тональной несовместимости, от сосуществования разных вариантов одной темы до соединения несопоставимых мелодий.
Одновременное
движение равноправных мелодических линий
требует определенного
В полифонии
Баха основным средством такого распределения
оказалась комплементарная
В XX в. широкое развитие получили разнообразные виды полиметрии, что связано с господством небольших попевок и фраз, каждая из которых длительное время сохраняет определенный ритм.
В XX в. музыка переживает
интересные поиски нового тематизма
и нового использования ранее
сложившихся структур. Аналогично тому,
как гармония была осознана внутри
музыки полифонической, так и новая
– современная полифония –
началась с предания полифонического
смысла элементам гомофонной музыке.
Придания тематического значения малым
структурам – мотивам, попевкам –
и возникновение попевочного
тематизма имеют большое
Попевочный тематизм, вариантность линий, скрытое одноголосие фактуры, либо ее отдельных элементов, планов самодовлеющая выразительность мелодических интервалов и вертикальных созвучий в музыке XX в. – все это возрождает к новой жизни принципы формообразования, найденные полифонией XV-XVI вв. – разные преобразования материала: обращение, ракоход и.т.п.
Существует мнение, что в современной полифонии все можно. Это не так, ибо современная полифония не имела бы права называться полифонией, если бы не удовлетворяла требованию сочетать самостоятельные голоса. «Все можно» касается лишь некоторых интервалов. Ведь если сравнить полифонию Хиндемита, Шостаковича, Бартока и изоритмические мотеты эпохи Ars nova, в которых одновременно сочетались мелодии, основанные на разных ладах, метрических формулах, и даже текстом на разных языках, между ними имеется главное сходство – роль координирующих моментов (метра, гармонии) минимальна, а расслоение фактуры и необходимость горизонтальной настройки слуха – максимальны. С точки зрения полифонии важно, что изменение стилистических норм контрапункта не меняет основного смысла контрапунктирования голосов.
Непосредственное
влияние на определенные закономерности
мышления современного художника оказывают
сами условия жизни – перенасыщенный
поток информации, порождающий многоплановость
восприятия действительности, своеобразный
процесс полифонизации
Полифоничность современной фактуры.
Можно выделить три направления, определяющие применение в фактуре полифонических принципов:
1) создание собственно полифонической фактуры,
2) полифонизация гомофонной фактуры,
3) создание фактуры
на основе полифонических
Классификация мнимополифонической фактуры:
а) микрополифония,
б) импровизационно-вариантное многоголосие,
в) квазиполифония в диагональных гармониях,
г) квазиполифония тембров.
1.Ключевые слова: полифония, линеарность, мнимополифоническая фактура, микрополифония, квазиполифония.
2.Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения:
1.Виды полифонической фактуры в современной музыке.
2.Причины распространения
полифонических принципов и
3. Литература:
1.Южак К. О
природе и специфике
2.Франтова Т.
О новых функциях
3.Франтова Т.
К проблеме типологии
4.Холопов Ю.
Теория музыки //История современной
отечественной музыки// М., 2001. Учебное
пособие для музыкальных вузов.
ЛЕКЦИИ
4-6. ПОЛИФОНИЯ В
ТВОРЧЕСТВЕ ШОСТАКОВИЧА
Интонационный
строй музыки Шостаковича, методы развития,
принципы композиции произведения –
все это воспринимается как новый,
но тесно связанный с
Даже при беглом
взгляде на фактуру симфонических
сочинений бросается в глаза
преимущественное обращение композитора
к полифоническому многоголосию
во всевозможных его вариантах. И
дело вовсе не в том, что Шостакович
использует полифонические формы, включая
их либо в виде самостоятельной части
сонатно-симфонического цикла, либо в
виде компонента более крупной конструкции.
Дело в том, что полифония выступает
в качестве основного принципа в
комплектации музыкальной ткани
форм, исторически не связанных с
полифонией (например, сонатной). Это
отражается на архитектонике самих
форм, которые предстают у
Обращение Шостаковича-симфониста к полифонии не является исключительной принадлежностью только его стиля. Подобное явление характерно для музыки XX в. в целом. Творчество Хиндемита, Стравинского, Бартока и других современных композиторов подтверждает это.
Можно сказать,
что та роль, которая играет полифония
в качестве развития в современном
симфонизме, - результат эволюции симфонизма
от Моцарта до наших дней. Завоеванием
современного симфонического мышления
является то, что полифоническая сущность
отличает сам тематизм, который уже
в пределах экспозиции подвергается
полифоническому развитию. Широкое
проникновение полифонии в
Развитие в рамках сонатной экспозиции.
Основные приемы развития в экспозиционных разделах формы связаны с полифонической вариационностью, проявляющуюся в разных вариантах:
1) в рамках
периодов полифонического
2) смена контрапунктических
освещений остинатной темы
Фактура изложения тематического материала.
Полифоническая природа мелоса требует и полифонического оформления с самого начала изложения темы, либо ближайшей (в пределах экспозиции) полифонической разработки.
1) темы как
многоголосные комплексы (
2) гомофонное изложение.
3) подключение
аккомпанирующих голосов,
Развитие в разработках.
1.Две особенности
использования приема
а) применение прорастания как способа слияния удаленных друг от друга тематических элементов экспозиции и объединения их в едином мелодическом потоке,
б) возрастание
роли второстепенных элементов экспозиции,
которые также выступают в
роли новых импульсов для
в) прорастание из новых интонационных импульсов, родившихся в недрах разработки.
При помощи прорастания Шостаковичу удается создать то специфичное для него постоянное впечатление интонационного обновления, «инакости», которое необходимо для симфонического становления музыкального образа.
2.контрапунктирование тем,
3.контрапунктирование
группами голосов – широко
распространенное средство в
современной музыке. Его существо
заключается в том, что к
каждой или одной из