Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:40, курс лекций
Задачей курса является расширение и обогащение музыкального кругозора студентов, приобщение их к произведениям современных авторов, с характерными для них принципами организации и техники письма; умение выявить в различных по стилю и почерку произведениях важнейшие особенности.
Полифония в сонатных формах Хиндемита.
В своих крупных произведениях Хиндемит использует как полифонические приемы, так и формы. Можно говорить о взаимном влиянии полифонических форм и сонатности: фуга и пассакалья, помещаясь в сонатно-симфонический цикл, преобразуется под воздействием сонатности, с одной стороны; с другой – происходит обратное влияние – полифонии на сонатные принципы. И в этом следует усматривать высшее проявление синтеза полифонного и гомофонного начал, приводящее подчас к «полифонии форм», образованию новой трактовки музыкальной формы, новой концепции цикла. Если учесть тотальную полифонизацию речи у Хиндемита, то не удивительно, что и формы его развертываются на основе полифонических принципов. Это проявляется в тематизме, принципах развертывания и формообразования.
1) специфический культ темы, который выражается в непосредственном выведении музыкального развития из темы, постоянной опоре на тему как на целостную конструкцию,
2) полифоническая
первооснова в логике и
Общие принципы сонатной формы Хиндемита:
Г.п. – заданы, закончены (принцип тезиса). Внутреннее развитие – не столько качественный рост, сколько утверждение образа, данного при изложении темы (принцип сонатно-фугированного роста). П.п. – также не выходят за пределы первоначального характера, отсюда – имитационность (фугато и канон).
Таким образом, соотношение г.п. и п.п. даже при наличии контраста не является противопоставлением, а предстают как сосуществующие начала. Это воздействует и на разработку – ей не свойственно переосмысление образов, она оказывается разделом устойчивым и сохраняющим принцип тематической целостности. Ведущими формами изложения оказываются фуга и остинато.
Репризы у Хиндемита с его стремлением к единству трактуются в плане итогового обобщения. Степень полифоничности в них возрастает, усиливается стреттное развитие, но главным приемом выступает контрапунктическое объединение тем в экспозиции.
Итак, по принципу становления, сонатная форма приближается к фуге.
1.Ключевые слова: полифония, формообразование, сонатная форма, реприза.
2.Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения:
а) Цикл «Ludus tonalis» П.Хиндемита.
б) Полифония в сонатах для фортепиано П. Хиндемита.
3.Литература:
1.Бергер Ludus tonalis
//Теоретические проблемы
2.Левая Т. Полифония в крупных формах Хиндемита //Полифония// М.,1975
3.Пумина А.
О фортепианных сонатах П.
4.Тер-Оганесова
И. Ludus tonalis Основные особенности
формообразования.//П.
5.Холопова В.
Форма музыкальных
ЛЕКЦИИ
13-15. ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ
ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Б. БАРТОКА
Творчество Бартока
во многом определило пути развития музыкального
искусства XX в. Это касается таких
аспектов как композитор – фольклор,
композиторской техники Бартока, значения
и роли полифонии и.т.д. Рассмотрение
проблем полифонии Бартока
Одним из интересных
аспектов является отражение в полифонии
принципов народно-песенного
Полифония в сонатных формах Бартока (на примере его квартетов – одно из наиболее интересных по содержанию и техническому совершенству – жанров). Особенности сонатной формы: стирание традиционных различий между экспозицией, разработкой и репризой и установление новых отношений:
а) единство методов развития во всех разделах и интенсивность тематической работы в экспозиции уравнивают ее с разработкой (черта, свойственная многим другим композиторам XX в.);
б) разработка – не является центральным участком действия;
в) реприза – относительно самостоятельный и равноправный раздел, не подчиненный непосредственно экспозиции и не связанный неразрывно с разработкой. Таким образом, в сонатной форме образуются три равнозначных участка с едиными методами развития тематического материала.
В связи с этим ведущим принципом развития становится вариантность. Однако, учитывая важную роль полифонических приемов и методов развития, правильнее, точнее говорить о вариантно-полифоническом развитии в сонатных (как и других) формах. Сочетание вариантности и полифонии проявляется как в имитационной, так и неимитационной технике письма.
Тематизм – лаконичность, структурное оформление тем-фраз, тем-мотивов.
Имитационные приемы вариантно-полифонического развития (изменение интервалики, ритмики, порядка вступлений голосов). Неимитационно-полифоническое развитие – отражение, сложный контрапункт, полифония пластов, оркестровая полифония.
«Микрокосмос» как лаборатория бартоковского стиля.
Принципы построения
многоголосной ткани –
Фактура формируется как:
1) из относительно
развернутых мелодических
2) остинатных структур (органные пункты, небольшие мелодико-ритмические фигуры.
1.Ключевые слова: полифонические принципы, форма, драматургия, формообразование, имитационный, полифония пластов.
2.Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения:
а) «Микрокосмос» Б. Бартока.
3.Литература:
1.Бергинер Б. О полифоническом развитии в сонатных формах квартетов Б. Бартока //Полифония// М., 1975
2.Мартынов И.
Бела Барток. М., 1968.
ЛЕКЦИИ
16-17. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ОРКЕСТРОВОЙ ПОЛИФОНИИ
В. ЛЮТОСЛАВСКОГО
Полифоническое
мышление как стиль, как способ высказывания
сложилось на самом раннем этапе
творчества Лютославского. Любой голос
оркестровой фактуры
Темы Лютославского
по своему строению напоминают темы классических
фуг или произведений клавесинистов:
в одних витиеватые завитки, украшения
как неотъемлемая часть мелодики
наводят на сравнения с искусством
барокко, в других – выделяется броская
интонация или ритм, ходы на широкие
интервалы, с индифферентным, нивелированным
продолжением. Многообразное мотивное
членение темы, выделение в ней
выпуклых интонаций-интервалов – типичная
особенность тематизма
Полифоническая природа тематизма в «Траурной музыке» памяти Бартока.
Фактура в экспозиционных разделах формы:
Вся музыкальная
ткань насквозь полифонизирована, причем
это полифония линий, мелодических
оркестровых пластов. В основе процесса
развития темы лежат не законы функциональной
гармонии, а логика движения мелодической
линии. С горизонтальным развертыванием
голосов ткани связаны и
При линеарном госоведении характерно ленточное утолщение одного из пластов, - явление довольно распространенное в современной музыке.
Оригинально применяет этот прием и Лютославский. Часто он утолщает мелодию не параллельной ей линией, а зеркально отраженной (обращенная лента).
Полифонические приемы в развивающих разделах.
1) фугато, вплетающиеся в разработку тем,
2) канон и стретта.
Полифонические
приемы в разработках являются важным
средством драматургического
Влияние полифонии на формообразование.
а) принцип тотальной симметрии в построении формы,
б) принцип переменной
функциональности голосов фактуры,
равноправие главных и
в) равноправие темы и контрапункта (тематический контрапункт).
Не только тема, но и любой голос в зависимости от местоположения может иметь то тематическую функцию, то отходить на задний план, становясь контрапунктом. Смена функций имеет и еще одно назначение в драматургии формы. В моменты острых длительных кульминаций постоянная передача тематической функции от одной группы к другой каждый раз своевременно приносит разрядку напряжения, и тем самым волна нарастания продлевается. Это придает масштабность кульминационным разделам и тем самым уравновешивает все части формы в целом.
Новый тип полифонии в «коллективной игре adlibitum».
Этот прием связан с ограниченным алеаторизмом. Первый и важнейший результат такой техники – отсутствие общего пульса времени для всех исполнителей, всего коллектива. В технике «коллективной игры ad libitum» прежде всего проявляется новая форма гетерофонии. Обе ее стороны – унисонность и «разноголосица» - обретают новый вид. Преобразование традиционных полифонических приемов – имитаций, стретт под воздействием ad libitum.
Взаимодействие полифонии и гетерофонии.
1.Ключевые слова: полифоническое мышление, стиль, фактура, полифония, гетерофония.
2.Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения:
а) Полифонические приемы развития в произведениях В. Лютославского.
3.Литература:
1.Раппопорт Л.
Некоторые особенности
2.Шалтупер Ю.
О стиле Лютославского 60-х