Полифония XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:40, курс лекций

Описание работы

Задачей курса является расширение и обогащение музыкального кругозора студентов, приобщение их к произведениям современных авторов, с характерными для них принципами организации и техники письма; умение выявить в различных по стилю и почерку произведениях важнейшие особенности.

Работа содержит 1 файл

Полифония XX века.docx

— 40.14 Кб (Скачать)

Полифония в сонатных формах Хиндемита.

В своих крупных  произведениях Хиндемит использует как полифонические приемы, так и  формы. Можно говорить о взаимном влиянии полифонических форм и сонатности: фуга и пассакалья, помещаясь в  сонатно-симфонический цикл, преобразуется  под воздействием сонатности, с одной стороны; с другой – происходит обратное влияние – полифонии на сонатные принципы. И в этом следует усматривать высшее проявление синтеза полифонного и гомофонного начал, приводящее подчас к «полифонии форм», образованию новой трактовки музыкальной формы, новой концепции цикла. Если учесть тотальную полифонизацию речи у Хиндемита, то не удивительно, что и формы его развертываются на основе полифонических принципов. Это проявляется в тематизме, принципах развертывания и формообразования.

1) специфический  культ темы, который выражается  в непосредственном выведении  музыкального развития из темы, постоянной опоре на тему как  на целостную конструкцию,

2) полифоническая  первооснова в логике и направленности  формы. Сущностью многих его  крупных сочинений является планомерное  становление образов с их конечным  объединением. Отсюда пристрастие  к синтетическим репризам, близким  к репризам сложных фуг.

Общие принципы сонатной формы  Хиндемита:

Г.п. – заданы, закончены (принцип тезиса). Внутреннее развитие – не столько качественный рост, сколько утверждение образа, данного при изложении темы (принцип  сонатно-фугированного роста). П.п. –  также не выходят за пределы первоначального  характера, отсюда – имитационность (фугато и канон).

Таким образом, соотношение г.п. и п.п. даже при  наличии контраста не является противопоставлением, а предстают как сосуществующие начала. Это воздействует и на разработку – ей не свойственно переосмысление образов, она оказывается разделом устойчивым и сохраняющим принцип  тематической целостности. Ведущими формами  изложения оказываются фуга и  остинато.

Репризы у Хиндемита  с его стремлением к единству трактуются в плане итогового  обобщения. Степень полифоничности в них возрастает, усиливается  стреттное развитие, но главным приемом  выступает контрапунктическое объединение  тем в экспозиции.

Итак, по принципу становления, сонатная форма приближается к фуге. 

1.Ключевые  слова: полифония, формообразование, сонатная форма, реприза.

2.Темы, рекомендуемые для  самостоятельного  изучения:

а) Цикл «Ludus tonalis»  П.Хиндемита.

б) Полифония  в сонатах для фортепиано П. Хиндемита.

3.Литература:

1.Бергер Ludus tonalis //Теоретические проблемы музыкальных  форм и жанров// М., 1973

2.Левая Т.  Полифония в крупных формах  Хиндемита //Полифония// М.,1975

3.Пумина А.  О фортепианных сонатах П.Хиндемита  //П.Хиндемит// М., 1979

4.Тер-Оганесова  И. Ludus tonalis Основные особенности  формообразования.//П. Хиндемит// М., 1979

5.Холопова В.  Форма музыкальных произведений. С-П., 2001  

ЛЕКЦИИ 13-15. ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  Б. БАРТОКА  

Творчество Бартока  во многом определило пути развития музыкального искусства XX в. Это касается таких  аспектов как композитор – фольклор, композиторской техники Бартока, значения и роли полифонии и.т.д. Рассмотрение проблем полифонии Бартока возможно с разных позиций – драматургической и формообразующей роли полифонических приемов, полифонизации сонатной формы, связи полифонии Бартока с  полифонической техникой Баха, композиторов XIX, XX вв. и более частных проблем.

Одним из интересных аспектов является отражение в полифонии  принципов народно-песенного многоголосия.

Полифония в  сонатных формах Бартока (на примере  его квартетов – одно из наиболее интересных по содержанию и техническому совершенству – жанров). Особенности  сонатной формы: стирание традиционных различий между экспозицией, разработкой  и репризой и установление новых  отношений:

а) единство методов  развития во всех разделах и интенсивность  тематической работы в экспозиции уравнивают ее с разработкой (черта, свойственная многим другим композиторам XX в.);

б) разработка –  не является центральным участком действия;

в) реприза –  относительно самостоятельный и  равноправный раздел, не подчиненный  непосредственно экспозиции и не связанный неразрывно с разработкой. Таким образом, в сонатной форме  образуются три равнозначных участка  с едиными методами развития тематического  материала.

В связи с  этим ведущим принципом развития становится вариантность. Однако, учитывая важную роль полифонических приемов  и методов развития, правильнее, точнее говорить о вариантно-полифоническом развитии в сонатных (как и других) формах. Сочетание вариантности и  полифонии проявляется как в  имитационной, так и неимитационной технике письма.

Тематизм – лаконичность, структурное оформление тем-фраз, тем-мотивов.

Имитационные  приемы вариантно-полифонического развития (изменение интервалики, ритмики, порядка вступлений голосов). Неимитационно-полифоническое развитие – отражение, сложный контрапункт, полифония пластов, оркестровая полифония.

«Микрокосмос» как лаборатория бартоковского  стиля.

Принципы построения многоголосной ткани – гетерофония, полифония, которые в большей  степени отвечали изначальной установке  Бартока на ведущую роль мелодического  начала.

Фактура формируется  как:

1) из относительно  развернутых мелодических образований;

2) остинатных  структур (органные пункты, небольшие  мелодико-ритмические фигуры.

1.Ключевые  слова: полифонические принципы, форма, драматургия, формообразование, имитационный, полифония пластов.

2.Темы, рекомендуемые для  самостоятельного  изучения:

а) «Микрокосмос»  Б. Бартока.

3.Литература:

1.Бергинер Б.  О полифоническом развитии в  сонатных формах квартетов Б.  Бартока //Полифония// М., 1975

2.Мартынов И.  Бела Барток. М., 1968.  

ЛЕКЦИИ 16-17. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ОРКЕСТРОВОЙ ПОЛИФОНИИ  В. ЛЮТОСЛАВСКОГО  

Полифоническое  мышление как стиль, как способ высказывания сложилось на самом раннем этапе  творчества Лютославского. Любой голос  оркестровой фактуры представляет собой самостоятельную мелодию, а вся ткань – полимелодический комплекс.

Темы Лютославского  по своему строению напоминают темы классических фуг или произведений клавесинистов: в одних витиеватые завитки, украшения  как неотъемлемая часть мелодики наводят на сравнения с искусством барокко, в других – выделяется броская  интонация или ритм, ходы на широкие  интервалы, с индифферентным, нивелированным продолжением. Многообразное мотивное членение темы, выделение в ней  выпуклых интонаций-интервалов – типичная особенность тематизма классических фуг. Кроме того, не один элемент  у Лютославского не брошен зря, каждый служит строительной деталью последующих  тем или второстепенных пластов  фактуры.

Полифоническая  природа тематизма в «Траурной  музыке» памяти Бартока.

Фактура в экспозиционных разделах формы:

Вся музыкальная  ткань насквозь полифонизирована, причем это полифония линий, мелодических оркестровых пластов. В основе процесса развития темы лежат не законы функциональной гармонии, а логика движения мелодической линии. С горизонтальным развертыванием голосов ткани связаны и различные  типы оркестровой фактуры, в частности – гетерофония, когда отдельные голоса то сливаются в унисон, то расходятся, продолжая развиваться самостоятельно.

При линеарном  госоведении характерно ленточное  утолщение одного из пластов, - явление  довольно распространенное в современной  музыке.

Оригинально применяет  этот прием и Лютославский. Часто  он утолщает мелодию не параллельной ей линией, а зеркально отраженной (обращенная лента).

Полифонические  приемы в развивающих  разделах.

1) фугато, вплетающиеся  в разработку тем,

2) канон и  стретта.

Полифонические  приемы в разработках являются важным средством драматургического развития и трансформации образов.

Влияние полифонии на формообразование.

а) принцип тотальной  симметрии в построении формы,

б) принцип переменной функциональности голосов фактуры, равноправие главных и второстепенных пластов ткани. Переосмысление функций  голосов коренным образом влияет на драматургию произведения и содействует  непрерывности в процессе развития целостной формы;

в) равноправие  темы и контрапункта (тематический контрапункт). 

Не только тема, но и любой голос в зависимости  от местоположения может иметь то тематическую функцию, то отходить на задний план, становясь контрапунктом. Смена функций имеет и еще  одно назначение в драматургии формы. В моменты острых длительных кульминаций  постоянная передача тематической функции  от одной группы к другой каждый раз своевременно приносит разрядку напряжения, и тем самым волна  нарастания продлевается. Это придает  масштабность кульминационным разделам и тем самым уравновешивает все  части формы в целом.

Новый тип полифонии  в «коллективной  игре adlibitum».

Этот прием  связан с ограниченным алеаторизмом. Первый и важнейший результат  такой техники – отсутствие общего пульса времени для всех исполнителей, всего коллектива. В технике «коллективной  игры ad libitum» прежде всего проявляется  новая форма гетерофонии. Обе  ее стороны – унисонность и  «разноголосица» - обретают новый вид. Преобразование традиционных полифонических приемов – имитаций, стретт под  воздействием ad libitum.

Взаимодействие  полифонии и гетерофонии.

1.Ключевые  слова: полифоническое мышление, стиль, фактура, полифония, гетерофония.

2.Темы, рекомендуемые для  самостоятельного  изучения:

а) Полифонические приемы развития в произведениях  В. Лютославского.

3.Литература:

1.Раппопорт Л.  Некоторые особенности оркестровой  полифонии Лютославского. //Полифония// М., 1975

2.Шалтупер Ю.  О стиле Лютославского 60-х годов. //Проблемы музыкальной науки,  вып. 3// М., 1975.  

Информация о работе Полифония XX века