Автор: Татьяна Братчикова, 28 Октября 2010 в 08:15, реферат
Войдя в мир культуры, мы сталкиваемся с огромным количеством фактов, с разнообразием конкретных культур, существовавших и существующих во времени и пространстве во всей своей неповторимости — особенностями возникновения, расцвета и зачастую угасания, поэтому кажется невозможным выделить в них какие-либо общие моменты. Но, тем не менее следует признать, что есть нечто, лежащее в самом основании любой культуры, позволяющее ей существовать, воплощаться в различные объекты человеческой деятельности и в самого человека — создателя и носителя этого нечто
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие культуры и её мира
2. Структура культуры
2. МИР КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования
и науки РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: МИР КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА»
Выполнила:
студентка 1 курса
специальность:
Проживающая по адресу:
618200, г. Чусовой
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Отвечая на вопрос о том,
что такое культура, можно
перечислить множество явлений
человеческой жизни: мышление
и речь, умения, навыки и мастерство,
творческую деятельность, технику,
предметы быта и т. д. Иногда
все перечисленное
Исторический путь, пройденный человечеством, не представляет собой победного движения от одного достижения к другому. Скорее наоборот — каждый отдельный этап был связан с целым комплексом противоречий. В нем соединялись прогресс и регресс, победы и потери, стремление к новому и тяготение к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Решая эти противоречия, каждая эпоха выдвигала на первый план те или иные проблемы, и каждая из них прямо или косвенно смыкалась с основными целями и задачами своего времени и своего общества. Чем ближе к современности, тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей и способов их разрешения все полнее раскрывается перед человечеством мощная роль культуры. Именно она может адаптировать человека в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке.
В наше время лучшие умы уповают на то, что компенсировать несовершенство мира может культура, сохранившая и сохраняющая не только технические завоевания человечества, научные поиски, не только моральные, художественные ценности, но и самый способ их созидания. Культура по сути своей оптимистична: она содержит в себе как все богатство результатов человеческой деятельности — от самых великих до самых ничтожных, так и принципы сравнения этих результатов, методы их анализа, формы и способы понимания.
Войдя в мир культуры, мы сталкиваемся с огромным количеством фактов, с разнообразием конкретных культур, существовавших и существующих во времени и пространстве во всей своей неповторимости — особенностями возникновения, расцвета и зачастую угасания, поэтому кажется невозможным выделить в них какие-либо общие моменты. Но, тем не менее следует признать, что есть нечто, лежащее в самом основании любой культуры, позволяющее ей существовать, воплощаться в различные объекты человеческой деятельности и в самого человека — создателя и носителя этого нечто. В мире, в который однажды входит каждый из нас, уже существует определенный уровень культуры, выступающий по отношению к каждому поколению и к каждому человеку как данность. Сам человек существует в мире и как объект, и как субъект культуры, как создатель культуры и как ее носитель, он может быть и тождествен культуре и противопоставлен ей. Только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни.
Понимание термина “культура” менялось с развитием знаний и самого общества, с изменением условий жизни людей. Не случайно у разных народов выработались похожие понятия, свидетельствующие о том, что люди отметили свою особую роль в мире, специфику деятельности, меняющей мир, вносящей в него нечто, самому миру не свойственное, но окрашенное человеческим отношением, человеческими потребностями, имеющее некое иное качество. И лучшие умы человечества стремились понять и объяснить это качество.
Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систему производства, связанные с ним способы деятельности, организации отношений в обществе, особенности менталитета, уровень знания, мораль, искусство, религию, право и другие. В этом определении заложена попытка найти некое качество человеческого существования во Вселенной, присущее только человечеству и являющееся основой существования множества неповторимых культур, отличных друг от друга по формам жизнеобеспечения, организации, отношений к действительности, друг к другу и природе. Достаточно распространенным является взгляд на культуру как на исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Надо заметить лишь одно: культура связывает человека с окружающим миром. Поддерживая наличный способ существования общества и развивая его, она одновременно содержит в себе весь опыт человечества, его прошлое, настоящее и будущее. Обладая той многоплановостью, о которой уже было сказано в начале раздела, культура живет как минимум в двух измерениях: она реализуется в материальных и духовных произведениях человеческой деятельности, она существует в объективном мире и одновременно в сознании человека и общества. В любое время и в любом пространстве культура содержит в себе не только настоящее, но также и прошлое, она раскрывает перспективы будущего и при этом остается единой сложной системой.
Культура в каждом обществе
существует благодаря
Мир культуры — это мир самого человека.
Это мир его особой деятельности, в которой
соединились его биологическая потребность
активности и надбиологическая потребность
в созидательных действиях, выступающих
не как водораздел человека и природы,
а, скорее, как взаимодействующие и взаимообусловленные
стороны человеческой жизни. Для того,
чтобы войти в мир культуры и не чувствовать
себя там посторонним, недостаточно знать
только ее определения. Необходимы и иные
ориентиры. Мир культуры так же богат и
разнообразен, как и мир, в котором мы живем,
обладает множеством составляющих, и каждая
из них представляет собой целую Вселенную.
1.2.
Структура культуры
Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида — материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого. Материальная культура — это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.
Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные последствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением орудий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно развивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему оказалось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Но прийти к духовным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и совершенствовался сам. Наиболее значимыми видами материальной культуры являются: культура производства, культура быта, физическая культура. Наиболее важным элементом в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него, является культура производства. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другие предметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа и стали основным условием его дальнейшего развития.
С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели, идеи, знания. Другими словами, духовная культура, входя в системную целостность культуры вообще, сама представляет собой особый мир и особую систему. Духовная культура — это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличие духовной культуры — специфика человеческого образа жизни. Она проявляется не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем его богатстве. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука и религия. Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное воспроизведение различных сторон и отношений мира. Одной из высших форм активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач является мышление.
Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры — и материальную, и духовную. Их подразделяют на экономическую, политическую, правовую, экологическую, эстетическую культуры. Наука, например, демонстрирует, что материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится конгломерат единой культуры того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это обстоятельство лежит в основе существования смешанных, материально-духовных разновидностей культуры.
И материальная, и духовная культура не существуют независимо друг от друга. Множеством различных связей они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенность, отличительные черты любой культуры. Особенно явственно это видно при анализе каждой конкретно-исторической или национальной культуры. Между материальной и духовной культурами существует не только связь, но и различия. Материальная культура имеет тенденцию физического и морального старения, поскольку совершенствование и развитие техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне знаний о мире и технической вооруженности. Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены моральному старению и могут различно восприниматься современниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры.