Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:01, реферат
П. Пуаре в чем-то предвосхитил моду нового века, однако, принципиальные перемены в массовой моде произошли в результате события, потрясшего всю Европу. 1 августа 1914 г. началась первая мировая война (1914—1918 гг.), изменившая современную историю, так как привела к политическим революциям (в России, Германии, Венгрии, Китае), изменила не только политическую карту Европы, но и образ жизни народов
Костюм 1900—1930-х гг. (продолжение)
Мода XX-го века
П. Пуаре в чем-то предвосхитил моду нового века, однако, принципиальные перемены в массовой моде произошли в результате события, потрясшего всю Европу. 1 августа 1914 г. началась первая мировая война (1914—1918 гг.), изменившая современную историю, так как привела к политическим революциям (в России, Германии, Венгрии, Китае), изменила не только политическую карту Европы, но и образ жизни народов.
Тяготы и лишения затронули всех, и пока мужчины воевали под Верденом и в Галиции, женщины в тылу вынуждены были заменить мужчин, ушедших на фронт. Впервые женщины ошутили себя по-настоящему нужными членами общества — они пошли работать сестрами милосердия в госпитали, на фабрики и военные заводы, служили кондукторами и почтальонами.
Активная жизнь, полная
лишений и нехваток военного времени,
требовала удобного костюма для
самостоятельной работающей женщины.
Именно во время первой мировой войны
в основных чертах складывается тот
костюм, который будут носить в XX
в. Укоротились юбки, окончательно исчезли
корсеты, упростился крой, появились
функциональные застежки и детали,
заимствованные из форменной одежды.
На время первой
мировой войны приходятся первые
успехи и Габриель (Коко) Шанель как
создательницы модной одежды. Когда
другие кутюрье испытывали нехватку
тканей, К. Шанель расширяла производство.
Начав в 1909 г. как модистка (в XIX—XX
вв. модистками называли тех, кто делал
шляпы) в небольшом салоне в Париже, К.
Шанель в 1913 г. открыла в курортном городе
Довилле предприятие, где создавала модели
одежды.
В 1915 г. при приближении
к Довиллю линии фронта, К. Шанель
перевела свое предприятие в другой
курортный город, Бьярицц. Своим
клиенткам она предлагала простые
функциональные модели из необычного
для того времени материала —
трикотажного полотна. До войны из него
шили только спортивную одежду и нижнее
белье, а во время войны оно
оставалось на складах. Клиенток К. Шанель
привлекали не только ее модели, но и
ее собственный образ —
После войны женщины не захотели отказываться от нового ощущения свободы и самостоятельности, и в 1920-е гг. движение эмансипации одержало первые победы: в ряде стран женщины добились избирательных прав, возможности учиться в университетах вместе с мужчинами. Повсеместно появилось много работающих женщин, стало возможным появляться в общественных местах, театре, ресторане и т.п. без спутника-мужчины, женщины стали курить в обществе.
Все это привело
к тому, что укоротились юбки (в
1926 г. они достигли колена), а также
к появлению несколько
Самыми модными
увлечениями 1920-х гг. были техника
и спорт, что привело к появлению
в одежде многочисленных функциональных
элементов из профессиональной одежды
авиатора, шофера и так далее, так
как техника казалась тогда самым
совершенным достижением
В 1920-е гг. стремительно
развивается производство готовой
одежды. Можно сказать, что она
впервые вошла в моду, женщины
стали носить готовую одежду. Это
потребовало упрощения ее конструкции
и технологии. Из всего многообразия
предлагаемых высокой модой силуэтов
и форм массовая мода выбрала именно
платье-рубашку (появилась в 1918 г.) благодаря
простоте ее покроя и практически
безразмерности. Идеи унификации, стандарта,
связанные с массовым серийным производством,
в 1920-е гг. были крайне популярны.
Но, несмотря на популярность
готовой одежды, новую моду по-прежнему
предлагали прежде всего парижские
дома высокой моды, которые в 1920—
1930-е гг. имели обширную клиентуру
(около 20 тыс. чел.). Наряду с уже известными
до войны домами моды процветали и
вновь открытые дома. Именно они
и пропагандировали новые образ
и стиль. В 1919 г. в Париже открылся
Дом «Шанель», в 1914 г. — Дом «Жана
Пату», который прославился своими
моделями для занятий спортом, в
1919 г. — Дом «Эдварда Молине», в 1923
г. — Дом «Люсьена Лелонга», в 1925
г. — Дома «Марселя Роша», «Жака Хейма»
и «Магги Руфф».
Модели большинства
домов отличались декоративностью,
обилием украшений (модной была вышивка
бисером, стеклярусом, стразами и пайетка-ми)
в духе самого модного стиля 1920—1930-х
гг. — «ар деко». Этот достаточно
эклектичный стиль, смешивающий
простые геометрические формы абстракционизма
с африканской экзотикой, стилизованные
формы прошлого с самыми современными
материалами (бетон, нержавеющая и
хромированная сталь, алюминий, бакелит),
получил свое название («стиль декоративного
искусства») во время
Всемирной выставки
декоративного искусства, которая
проходила в Париже в 1925 г. На этой
выставке «гран-при» за лучшую модную
коллекцию получила Н. П.Ламанова, чьи
модели были выставлены в советском
павильоне. Это были платья из тканей
кустарного изготовления и полотенец
с народной вышивкой.
В 1920-е гг. становится
популярной профессия манекенщицы.
Этому способствовало то, что самые
известные манекенщицы 1920—1930-х гг.
были аристократками (у Ж. Пату —
американки, которых он специально
привез из Америки в 1924 г., в других
домах — русские эмигрантки).
Во многих домах моды тогда работали
и русские мастерицы-
Необычные модели создавала
Мадлен Вионне (Дом моды открыт в 1912
г.), которая изобрела крой по косой.
В 1920-е гг. были популярны ее модели
с драпировками и модели, скроенные
по косой из новых тканей — шелковых
крепов (крепромэн, крепдешин, крепмарокен
и т.п.), в духе античных одежд. М.Вионне
пыталась достичь новой гармонии
между одеждой, струящейся по телу,
и совершенным телом (в 1920-е гг.,
можно сказать, процветал культ
тела — в моду вошла новая модная
фигура — стройная, подтянутая, с
плоской грудью и узкими бедрами).
М.Вионне, в отличие от других кутюрье,
не стремилась следовать меняющейся
моде, а относилась к своим моделям
как к произведениям искусства,
которые не теряют со временем своей
художественной ценности.
Свою концепцию
в моделировании одежды предложила
и К. Шанель — идею одежды, которая
вне моды и становится классической
благодаря простоте формы, практичности
и функциональности. Эту идею в 1920-е
гг. она воплотила в «маленьком
черном платье» (1924—1926 гг.) — своеобразной
многофункциональной униформе (что
было чрезвычайно созвучно тому времени
— дизайнеры-функционалисты также
мечтали о подобных универсальных
вещах). Классикой стала и трикотажная
одежда, которую К. Шанель создавала
на основе мужской спортивной одежды
(трикотажные платья, джемперы, кардиганы,
юбки).
В 1920-е гг. К.Шанель
предложила идею бижутерии, которую, в
отличие от драгоценностей, можно
было носить и с повседневной одеждой.
В 1921 г. К. Шанель выпустила свои всемирно
знаменитые духи «Шанель № 5» —
первые французские духи с абстрактным
запахом. Абстрактная идея была заложена
и в интригующем названии духов
— именно так, под номером из серии,
выставляли свои картины художники-
Абстрактное искусство
оказало большое влияние на моду
1920-х гг., что прежде всего выразилось
в интересе к геометрическому
орнаменту. Модели из тканей с беспредметными
рисунками были самыми модными, они
выражали новый дух времени. Их разрабатывали
С.Делоне во Франции, художники Баухауза
(первой дизайнерской школы на Западе)
— в Германии, супрематисты (последователи
К.Малевича) и конструктивисты Л.Попова,
В.Степанова, А.Родченко — в Советской
России.
Советские конструктивисты
в ИНХУКе (Институте художественной
культуры) и ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических
мастерских) — первом учебном заведении,
обучающем художников для производства,
разработали теорию и методику обучения
новой профессии — художника-
В октябре 1929 г. разразился
банковский кризис в США, ставший
началом всемирного экономического
кризиса («Великой депрессии»), который
захватил всю первую половину 1930-х
гг. Беззаботность «золотых двадцатых»
уходит в прошлое, мода 1930-х гг. в
условиях кризиса становится более
практичной и сдержанной, демократичной.
Сложная политическая обстановка, подготовка
к новой войне приводят к усилению
влияния с начала 1930-х гг. спортивной,
а с их середины — военной одежды
на модный костюм, мужской одежды на
женскую (кинозвезды М.Дитрих и Г.Гарбо
носили мужские костюмы в качестве
повседневной одежды).
В 1935 г. появляются подплечики
в женской одежде — костюмах и
платьях, став логическим продолжением
тенденции к расширению плечевого
пояса, наметившейся с начала 1930-х
гг. Одной из популярных моделей
становится уличный костюм в английском
стиле (его разрабатывали Ж.Пату,
Л.Лелонг, Э.Молине), расширяется ассортимент
вечерней одежды (Э. Скьяпарелли, Э. Молине
ввели длинные юбки и платья в
сочетании с жакетом). Некоторые
кутюрье в это время впервые
пытались создавать коллекции готовой
одежды: так К. Шанель сотрудничала
с фирмами готового платья, в 1933 г.
Ж.Хейм выпустил первую коллекцию «прет-а-порте»,
в 1934 г. Л.Лелонг — коллекцию готовой
одежды.
Одновременно повышается
качество готовой одежды, усложняется
покрой моделей, хотя элита общества,
как и прежде, одевается в домах
высокой моды. Коллекции, включавшие
в себя и вечерние, и повседневные
туалеты, домашнюю и спортивную одежду,
иногда доходили до 3000 моделей. В вечерней
моде первой половины 1930-х годов
главенствовал «неоклассицизм»
— светлые драпированные платья
в стиле М.Вионне, одного из самых
популярных кутюрье того времени. На
создании драпированных моделей
специализировался кутюрье Жан
Дессе.
В салоне «Алике»
работала Ж.Кребс (в будущем мадам
Гре), которая прямо на манекенщице
драпировала тонкое трикотажное
полотно. Во второй половине 1930-х гг.
в моде преобладал «историзм», появилось
множество элементов костюма 1860—1880-х
гг.: шляпы, вечерние платья с турнюрами
и пышными юбками. Этот стиль стал
популярен благодаря испанскому
модельеру Кристобалю Баленсиага, который
в 1937 г. открыл в Париже Дом высокой
моды, эмигрировав из воюющей Испании.
В летней моде были популярны фольклорные
альпийские (немецкие или тирольские)
и латиноамериканские мотивы.
Одним из ведущих
домов моды 1930-х гг. стал Дом моды
«Эльзы Скьяпарелли», которая начала
в 1928 г. с моделирования спортивной
одежды. Открыв в 1935 г. дом высокой
моды, она поражала парижан своими авангардными
коллекциями. Э.Скьяпарелли первая стала
включать в коллекции фантазийные модели,
не предназначенные непосредственно для
реальной жизни, главным в которых были
эксперимент и новая идея.
Она первой использовала
нетрадиционные материалы (целлофан, родофан,
ткань с непропрядами), застежку-молнию
(даже в вечерних платьях), сюрреалистические
мотивы в моде, подхватив идеи Сальвадора
Дали, с которым дружила (пуговицы
в виде рыбок или знаков зодиака,
сумки в виде яблока и телефона,
шляпы в виде отбивной котлеты
или туфли), рисунки (напечатанные на
шарфиках газетные тексты с рекламой
Э. Скьяпарелли), отделки (вышивка на
платье в виде женского профиля по
рисунку Ж. Кокто), ввела в моду
яркие цвета («шокирующий розовый»).
Она старалась внести
в одежду юмор и иронию, игровые
моменты, часто намеренно эпатировала
зрителя. Все это позволяет говорить
о том, что Э. Скьяпарелли намного
опередила свое время, став предшественницей
современных дизайнеров, многое из
придуманного ею реализовалось в
моде спустя 40—50 лет.
Добавить комментарий