Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа
Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.
Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.
Рассмотрим последовательно каждый из этих разделов. Раздел искусствоведческой литературы представлен следующими типами изданий:
А. Моноиздания: монографии (авторские и коллективные), «посвященные фундаментальным проблемам теории искусствознания, изучению истории искусства в целом, отдельных периодов развития национального и мирового искусства, конкретных школ, направлений, стилей, жанров, имен и даже отдельных произведений».(К.,312) Черты:
- Научная новизна выдвигаемых авторами теоретических положений, научной концепции в целом;
- присутствие оригинального иллюстративного материала, тщательно продуманного и нередко представляющего самостоятельный научный интерес. справочного аппарата.
Значительная часть
Коллективные монографии, как правило,
в научно-исследовательских
Б. Сборники объединяют в своем
составе научные
Научные издания документов и материалов по истории искусства также в основном представляют собой сборники (авторские, чаще – коллективные), в которых публикации объединяет научная значимость, новизна и определенная тема (исторический период, течение в искусстве, творчество конкретного мастера).
К коллективным искусствоведческим сборникам научного типа относятся издания материалов различных научных конференций и съездов, в том числе юбилейных.
В. Собрание сочинений (представлено в основном собранием избранных сочинений выдающихся теоретиков искусства: искусствоведов, художественных критиков, деятелей разных видов искусств. Две другие разновидности – неполное собрание сочинений и полное собрание сочинений – встречаются достаточно редко).
2. Научно-популярные. Сущность: популяризация как искусствоведческого знания, так и самого искусства. Читательский адрес: самый широкий - от массового читателя до читателя-специалиста. Черты:
- обильно иллюстрированные
- разная
степень сложности, которая
- жанровый диапазон: научно-популярные монография, очерк, повесть, рассказ, беседа, биография и пр. (научно-популярная биография (документальная, беллетризованная, биографический очерк, «творческий портрет»); научно-популярные биографические очерки и творческие портреты популярных актеров театра и кино, эстрадных певцов и других известных деятелей искусства (небольшой объем, простота и доступность в изложении материала).
Основные виды: отдельное издание одного произведения и сборник: тематический, жанрово-тематические, альманах. Близки к альманахам и сборники смешанного характера, включающие разнообразные по темам и жанрам публикации, актуальные с точки зрения современного развития художественного процесса.
3. Учебные издания. Читательский адрес: как учащиеся общеобразовательных, профессионально-технических, средних и высших учебных заведений (в том числе художественных), так и все желающие самостоятельно приобрести теоретические знания и практические навыки в какой-либо области искусства.
Жанры: учебник, учебное пособие, учебно-методическое издание, «школа, самоучитель». Черты:
- Образуют
систему, отражающую отдельные
исторические периоды, эпохи
- наличие
обширного и разнообразного
-функция: теоретический или практический характер, в последнем случае они служат средством обучения профессиональному мастерству.
4. Справочные
искусствоведческие издания.
Особые виды справочных искусствоведческих изданий: Биографический (биобиблиографический) словарь (сведения о жизни и творчестве деятелей определенного вида искусства); сюжетные словари (поясняющие мифологические, литературные, исторические сюжеты произведений искусства); терминологические, переводные и прочие словарные издания; каталоги художественных музеев, выставок и пр., (построенные по алфавиту или хронологии перечни произведений, составляющих какую-либо коллекцию в целом или ее раздел. В зависимости от полноты сообщаемой о произведениях информации каталоги делятся на научные (полные) и массовые (или популярные)); справочники-хронографы (летописи художественной жизни, жизни и творчества отдельного мастера); путеводители по музеям, выставкам, художественным достопримечательностям.
Б) производственно-технические
В) мемуары выдающихся деятелей искусства, их современников, искусствоведов. Важный источник фактографической информации, нередко входят в состав научно подготовленных документов и материалов по истории искусства. Иногда квалифицируются как издания научного типа.
Г) десткие издания (представлены во всей видовой и жанровой полноте).
Типы и виды изоизданий (необходимо пояснить, что «изоиздание» - это издание, «большую часть объема которых занимает изображение» (ГОСТ 7.60 - 2003). В состав комплекса изданий по искусству включаются только те из них, которые содержат воспроизведение живописного, скульптурного, графического произведения искусства или художественной фотографии):
А) эстамп – ««листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с оригинального графического произведения, печатная форма для которого выполнена автором» (ГОСТ 7.60-2003). В качестве синонима часто используется слово «гравюра». Большинство видов эстампа применяет черно-белую и цветную печать. Тираж эстампа может колебаться от нескольких экземпляров до тысяч (например, при цветной ксилографии).
Б) художественная репродукция – «листовое изоиздание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства или художественную фотографию» (ГОСТ7.60-2003). В отличие от эстампа репродукция – копия подлинного произведения искусства, в том числе оригинальной гравюры, полученная полиграфическими средствами. Большинство изданий этого типа дают более или менее приблизительное представление о подлиннике (уменьшенный размер, не всегда точная цветопередача), точная копия оригинального произведения, воспроизводящая не только цвет и размер, но и мельчайшие подробности фактуры, называется факсимильной репродукцией.
В) Художественная открытка – «открытка, одна сторона которой содержит изображение (рисунок, фотографию, художественную репродукцию), а другая может быть использована для текста, поясняющего изображение, или письма (ГОСТ7.60-2003). Основные типы а)на основе характеристики самого изображения: «иллюстрированные» открытки, «репродукционные» открытки; б) по функции: массово-политический, научно-популярный, «для досуга»; в) по форме: одинарные карточки, двойного и тройного сложения, сложных конструкции, гиганты.
Г) Плакат – «листовое издание
в виде одного или нескольких листов
печатного материала
Д) Прикладная (промышленная) графика - листовые изоиздания, предназначенные для кого-либо практического применения: художественные календари разных форм, календарные стенки (для отрывных календарей), издательские знаки, торговые марки, этикетки и т.д.
2. Альбом - «книжное и комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст» (ГОСТ). В составе изданий по искусству рассматриваются лишь художественные альбомы – «альбомы, в которых содержатся репродукции произведений искусства или оригинальные (авторские) графические работы». Специфика альбомов в том, что это издания книжного типа: изобразительный материал располагается в определенной последовательности, сопровождается обычно целостным литературным текстом и необходимым справочным аппаратом.
Типы альбомов:
-научные, решающие конкретные научные задачи, отличающиеся новизной, полнотой и оригинальностью как иллюстративного материала, так и сопровождающего литературного текста;
-научно-популярные,
главной целью которых
-популярные,
преследующие цели
Разграничение
обильно иллюстрированных искусствоведческих
изданий и альбомов в роли, выполняемой
изобразительным материалом. В альбоме
– занимает главное место, литературный
текст играет вспомогательную роль,
поясняя изобразительный
Однако в издательской практике существуют издания по искусству, где литературный текст и изобразительный материал равнозначны, несут разную информацию, взаимно дополняя друг друга, образуя единое повествование. Такого рода издания относятся к так называемому «пограничному» виду – «книга-альбом» и могут принадлежать к научному, научно-популярному и прочим типам.
Виды альбомов
по составу изобразительных
- Персональные (итоговые, жанровые, тематические хронологические);
- Общие (работы
разных мастеров, объединенные принадлежностью
к стране, региону, эпохе, стилю,
школе, художественному
3. Художественные иллюстрации в печатных изданиях – специфический (несамостоятельный) тип изданий изобразительной продукции (как репродукции различных произведений искусства, созданных ранее, так и произведения, подготовленные специально для данного издания), представляющий собой комплекс изобразительных материалов, помещаемых в качестве дополнения к литературному тексту в книгах и периодических изданиях.