Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа
Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.
Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.
Нотные издания, «большую часть объема которых занимает нотная запись музыкального произведения» (ГОСТ 7.60.-2003) – специфичны тем, что «адресуются только подготовленному читателю, способному воспринимать язык музыки». (6;335).
Особенности исполнения и записи музыкальных произведений, входящих в состав издания, формируют группы нотных изданий, которые можно рассматривать в качестве видов.
По характеру исполнения:
-издания сценических произведений, т.е. для исполнения в театре: опер, музыкальных драм, оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов и балетов.
-издания
инструментальных произведений: для
оркестра разных видов,
-издания
произведений для отдельных
- издания вокально-хоровых произведений
-смешанные издания.
По характеру записи:
-партитура
– нотная запись многоголосого
музыкального произведения, в которой
сведены партии всех
- дирекцион - нотная запись многоголосого музыкального произведения для орестра меньшего состава (как правило, эстрадного),
- клавир
нотная запись переложения
- партия – нотная запись произведения для голоса или инструмента соло.
По составу музыкальных текстов:
- моноиздание;
- сборник
– вид издания, включающий
ряд музыкальных произведений
одного или нескольких авторов,
- собрание
музыкальных произведений –
По целевому назначению:
- научный
– отражает результаты
- учебный – используется для обучения пению или игре на различных музыкальных инструментах, основными видами выступают «школы» игра на музыкальных инструментах, сборники диктантов, упражнений, этюдов, вокализов гамм, хрестоматии и самоучители. Читательский адрес– учащиеся и преподаватели специальных образовательных учреждений, а также лица, занимающиеся музыкальным самообразованием.
-концертный (исполнительский) –средство для исполнения музыкального произведения перед аудиторией, издания, как правило, не комментируются, но сопровождаются указаниями и пояснениями, касающимися исключительно исполнительской техники. Предназначены в основном для профессиональных музыкантов-исполнителей.
Существует и типологический ряд, выделение которого основано только на критерии читательского адреса:
- для специалистов:
педагогов, музыковедов,
- для учащихся
музыкальных учебных заведений:
- издания для любителей.
Таким образом, мы рассмотрели существующую типологию изданий литературы по искусству, в которой отображены все виды, жанры и их отличительные черты. Три основных раздела представлены научным, научно-популярным, учебным и справочным типами изданий. Деление на три радела обусловлено различной знаковой природой содержания и состава массива всех изданий по искусству.
II. Типологический анализ
1. Издательство «Аквилон»:
1.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
«Аквилон» в настоящее время известно, прежде всего, библиофилам. Так, О.Л. Тараканова называет все эти книги «лучшими библиофильскими изданиями, выпускавшимися частными книгоиздательствами после революции» (11;242) и считает, что издательство изначально специализировалось на выпуске собственно библиофильских изданий.
Итак, «Аквилон» - частное издательство, работавшее в Петрограде с сентября 1921 по 1 ноября 1924 года. Руководителем и организатором издательства был Ф.Ф. Нотгафт (1896-1942), ценитель искусства и коллекционер, юрист по образованию. Название имело подтекст. В римской мифологии Аквилон — северный ветер, летящий с быстротой орла. Этот образ часто встречается в русской поэзии первой половины XIX в.1 (5)
Несомненно, что название «Аквилон» в 1921 г. имело дерзкий подтекст, заключая в себе мысль о той пушкинской тайной свободе. И на самом деле, деятельность издательства неразрывно связана с послереволюционной деятельностью «Мира искусства».
Марку издательства выполнил М.В. Добужинский:
Издательство
выпускало иллюстрированные издания
русских классиков, серию книг «Беседы
по прикладному искусству», альбомы
гравюр. Всего издано около 25 книг, отличающихся
высоким полиграфическим
-«Белые ночи» Ф.М. Достоевского, с иллюстрациями М.В. Добужинского,
- «Штопальщик» Н.С. Лескова с иллюстрациями Б.М. Кустодиева,
- путевые
очерки и зарисовки К.С.
- альбом
А.П. Остроумовой-Лебедевой «
- «Шесть
стихотворений» Н. А.
Как видим, к работе привлекались значительные художники своего времени, тем самым создавались подлинные шедевры книжного искусства.
Книги «Аквилона», которых всего вышло 22 ((не считая нескольких рекламных проспектов и табеля-календаря на 1922 год), выпущены небольшими тиражами (в основном 500-1500 экземпляров) часть из которых именные и нумерованные), напечатаны на отличной бумаге (верже, мелованная и др.), отличаются высоким качеством полиграфического исполнения. Вскоре после выхода в свет почти все они становились предметом страстного библиофильского коллекционирования.
«Аквилон» прекратил свое существование в 1924 г. (а фактически в 1923 году) по финансовым причинам. Однако у него появился преемник в традициях книгоиздания – издательство «Радуга» (1923-1930), которое продолжало сотрудничать с художниками «Аквилона» и сохранять высокий уровень печати, применительно к детской литературе.
Редко какое издательство, выпустившее столь небольшое количество названий, оставляло такой яркий след в истории создания русской иллюстрированной книги.
Полный каталог издательства, в связи с его небольшим объемом, приведен в приложении к данной работе.
1.2.
Типологическая характеристика
изданий по искусству
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
9 из 22 изданий является изданиями по искусству. Среди них выделяются следующие тематические группы:
а) изобразительные искусства в целом:
Радлов Н.Э. О футуризме/Н.Радлов. – Петербург: Аквилон, 1923. (Книга русского и советского художника-графика, искусствоведа, педагога о новейших течениях в искусстве, объединенных им словом «футуризм», негативная и противоречивая оценка данного течения).
б) живопись:
Бенуа А. Версаль: [Альбом]. – Петербург: Аквилон, 1922. (двадцать шесть пейзажей, которым предшествовал очерк Бенуа - воспоминание о днях, проведенных в Версальских садах).
«Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева/ [Слово – Евгения Замятина]. – Петербург: Аквилон, 1923. -1000 нум. экз. (Альбом включает 23 акварели, выполненные еще в 1919—1920 годах, с предисловием).
в) графика:
Воинов В. Гравюры на дереве: 1922-1923/ Всеволод Воинов.- Петербург: Аквилон, 1923. -600 нум. экз. (24 страницы гравюр).
Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. - Петербург: Аквилон, 1923. – 800 экз. (8 страниц текста и 20 листов иллюстраций (ксилографии)).
г) декоративно-прикладное искусство:
Вейнер П.П. О бронзе/Вейнер. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы о прикладном искусстве). – 1000 экз.
Кубе А.Н. Венецианское стекло/Кубе. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы по прикладному искусству). – 1000 экз.
д) автобиографические заметки деятелей искусства:
Добужинский М. Воспоминания об Италии. Рисунки автора/Михаил Добужинский. - Петербург: Аквилон, 1923. – 68 с.: ил. – 1000 экз.
Петров-Водкин К.С. Самаркандия: Из путевых набросков 1921 года/К.Петров-Водкин. - Петербург: Аквилон, 1923. – 52с.: ил. -1000 экз.
Жанровая структура репертуара изданий по искусству «Аквилона» складывается из следующих элементов:
а) альбом:
Бенуа А. Версаль: [Альбом]. – Петербург: Аквилон, 1922.
«Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева/ [Слово – Евгения Замятина]. – Петербург: Аквилон, 1923.
Воинов В. Гравюры на дереве: 1922-1923/ Всеволод Воинов.- Петербург: Аквилон, 1923.
Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. - Петербург: Аквилон, 1923.
б) беседа:
Вейнер П.П. О бронзе. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы о прикладном искусстве).
Кубе А.Н. Венецианское стекло. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы по прикладному искусству).
в) монография:
Радлов Н.Э. О футуризме/Н.Радлов. – Петербург: Аквилон, 1923.
г) мемуары:
Добужинский М. Воспоминания об Италии. Рисунки автора/Михаил Добужинский. - Петербург: Аквилон, 1923. – 68 с.: ил. – 1000 экз.
Петров-Водкин К.С. Самаркандия: Из путевых набросков 1921 года/К.Петров-Водкин. - Петербург: Аквилон, 1923. – 52с.: ил. -1000 экз.
Таким образом, несмотря на столь малое количество названий, репертуар издательства «Аквилон» представляет собой довольно красочную картину по жанровым признакам. Наиболее популярным жанром становится альбом.
Тематика ограничена в основном изобразительными искусствами: живописью, графикой. Начата серия научно-популярных искусствоведческих монографий «Беседы о прикладном искусстве».
Как мы знаем, три основных раздела изданий по искусству – искусствоведческой литературы, произведений художественной издания художественной изобразительной продукции и нотные издания. В репертуаре издательства «Аквилон» представлены два из этих раздела, исключая нотные издания.
Среди искусствоведческой литературы представлен только один тип – научно-популярный. Этот тип представлен двумя жанрами – беседы и мемуары художников. Данные книги соответствуют всем признакам научно-популярных изданий:
- они обильно иллюстрированы (11 листов иллюстраций в «О бронзе», 12 отдельных листов и более мелкие в основном тексте в «Венецианское стекло», путевые заметки Добужинского и Петрова-Водкина также снабжены иллюстрациями);
- жанры «беседы»
и «биографические очерки», «
- объем книг небольшой, язык простой.
Особое место занимает в этой структуре книга «О футуризме», так как она содержит искусствоведческие взгляды авторитета в этой отрасли. На наш взгляд, этот тип пограничный между научным и научно-популярным. В книге изложен материал, имеющий (на тот момент времени) определенную научную оригинальность и новизну, отражающий современное состояние искусства, одновременно, в книге отчетливо видна субъективная эмоциональная оценка. Читательский адрес работы – явно искусствоведы и деятели искусства.
Среди изоизданий мы находим в репертуаре «Аквилона» научно-популярные альбомы, главной целью которых является популяризация самих произведений изобразительного искусства и искусствоведческого знания среди подготовленного читателя. Данные альбомы нельзя назвать ни массовыми, ни научными, так как, во-первых, все издания «Аквилона» изначально не могли быть массовыми из-за своего исполнения и тиража, а во-вторых, они не преследуют никаких научных задач. Их могут просматривать подготовленные читатели, имеющие определенный уровень образования и эстетического вкуса.
Виды альбомов
по составу изобразительных
- Персональные:
Бенуа А. Версаль: [Альбом]/Бенуа. – Петербург: Аквилон, 1922. (итоговый)
«Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева/ [Слово – Евгения Замятина]. – Петербург: Аквилон, 1923.(тематический)
Воинов В. Гравюры на дереве: 1922-1923/ Всеволод Воинов.- Петербург: Аквилон, 1923. (хронологический)
Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. - Петербург: Аквилон, 1923. (тематический)
«Аквилон» начало только одну научно-популярную серию о декоративно-прикладном искусстве: «Беседы о прикладном искусстве», успев выпустить только две книги. Эти издания достаточно охарактеризованы нами в предыдущих главах. Они обильно иллюстрированы, изложены в форме «беседы», объединены одним видом искусства тематически.
***
Проанализировав типо-видовую структуру репертуара издательства «Аквилон», мы видим, что главная цель, поставленная Нотгафтом, – популяризировать искусство и искусствоведческое знание среди образованных и имеющих достаток людей, в том числе (а скорее всего, в первую очередь) библиофилов. От изданий издательства веет чистотой и аполитичностью, избирательностью и тонким вкусом.