Культурная жизнь
в конце 20-х — 30-е годы:
Идеологизация культуры.
С конца 20-х годов усилился контроль со
стороны органов государственной власти
за развитием духовной жизни общества.
Произошли изменения в структуре органов
управления культурой. Руководство отдельными
ее отраслями передавалось специализированным
комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации
и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом
просвещения был назначен А. С. Бубнов,
находившийся ранее на руководящей работе
в системе РККА. Перспективы развития
культуры стали определяться пятилетними
народнохозяйственными планами. Обсуждение
вопросов культурного строительства проходило
на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности
партийно-государственных органов большое
место занимала работа, направленная на
преодоление буржуазной идеологии и утверждение
марксизма в сознании людей. Главная роль
в развернувшейся общественно-политической
борьбе отводилась общественным наукам,
печати, литературе и искусству.
В постановлениях
ЦК партии «О журнале "Под
знаменем марксизма"» и «О
работе Комакадемии» (1931 г.) были
намечены задачи и основные
направления развития общественных
наук. От них требовалось преодолеть
отставание науки от практики
социалистического строительства.
В постановлениях был сформулирован тезис
об «обострении классовой борьбы на теоретическом
фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых
врагов» на «историческом фронте», на
музыкальном и литературных «фронтах».
В «контрреволюционном вредительстве»
были обвинены историки Е. В. Тарле и С.
Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев.
В 30-е годы были репрессированы многие
талантливые писатели, поэты, художники
(П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).
Перенесение в
сферу культуры форм и методов
классовой борьбы оказывало негативное
воздействие на духовную жизнь
общества.
Образование и наука.
В годы предвоенных пятилеток
продолжалась работа по ликвидации неграмотности
и малограмотности, по повышению
культурного уровня советских людей.
Был составлен единый план обучения
чтению и письму взрослого неграмотного
населения.
1930 г. явился важной
вехой в работе, направленной
на превращение СССР в грамотную
страну. Было введено обязательное
всеобщее начальное (четырехклассное)
образование. Значительные средства
были выделены на школьное
строительство. Только в голы
второй пятилетки в городах
и рабочих поселках открылись
свыше 3,6 тыс. новых школ. Более
15 тыс. школ начали действовать
в сельской местности.
Задачи индустриального
развития страны требовали все
большего числа грамотных и
квалифицированных кадров. Вместе
с тем образовательный уровень
рабочих был невысок: средняя
продолжительность их школьного
обучения составляла 3,5 года. Пропет
неграмотных рабочих достигал почти 14%.
Сложился разрыв между общеобразовательной
подготовкой рабочих, уровнем их общей
культуры и потребностями народного хозяйства.
Для улучшения подготовки кадров была
создана сеть производственного обучения:
технические школы, курсы и кружки по повышению
технической грамотности.
Принимались меры
по развитию системы среднего
специального и высшего образования.
Были отменены ограничения для
«классово чуждых элементов»
при поступлении в вузы. Ликвидировались
рабфаки. Расширилась сеть высших
учебных заведений. К началу 40-х
голов в стране насчитывалось
4,6 тыс. вузов. Осуществление планов
народнохозяйственного развития
потребовало увеличения подготовки
специалистов для всех отраслей
экономики. За период с 1928 по
1940 г. численность специалистов
с высшим образованием возросла
с 233 тыс. до 909 тыс., со средним
специальным — с 288 тыс. до 1,5
млн.
Одной из черт
общественного сознания 30-х годов,
отражавшейся на развитии высшей
и средней школы, было осмысление
своего времени как определенного
этапа в отечественной истории.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли
постановление о преподавании гражданской
истории в школах (1934 г.). На его основании
восстанавливались исторические факультеты
в Московском и Ленинградском университетах.
Другое постановление касалось подготовки
учебников по истории.
Продолжалась
работа по созданию научно-исследовательских
центров, развивалась отраслевая
наука. В Москве открылись Институты
органической химии, геофизики,
Всесоюзная академия сельскохозяйственных
наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились
исследования по проблемам микрофизики
(П. Л. Капица), физики полупроводников
(А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И.
В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А.
И. Алиханов и др.). Работы К.
Э. Циолковского в области ракетной
техники стали научной основой
для создания первых опытных
ракет. Исследования ученого-химика
С. В. Лебедева позволили организовать
промышленный способ получения
синтетического каучука. Незадолго
до начала Великой Отечественной
войны были созданы под руководством
А. П. Александрова способы
защиты кораблей от магнитных
мин.
В регионах
РСФСР и союзных республиках
создавались отделения Академии
наук СССР, научно-исследовательские
институты. Во второй половине
30-х годов в стране работали
свыше 850 НИИ и их филиалов.
Художественная жизнь.
Начиная со второй половины 20-х годов литература
и искусство рассматривались как одно
из средств коммунистического просвещения
и воспитания масс. Именно этим объяснялось
усиление борьбы с «контрреволюционными»
идеями и «буржуазными теориями» в сфере
художественной жизни.
Во второй половине
20-х годов увеличилось число
литературных объединений. Действовали
группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт
искусства), Всероссийский союз писателей,
Союз крестьянских писателей. Литературный
центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они
проводили свои съезды, имели печатные
органы.
Несколько наиболее
крупных литературных групп образовали
Федерацию объединенных советских
писателей (ФОСП). Одной из своих
задач организация ставила содействие
строительству социалистического
общества. В литературе этих лет
получила развитие тема труда.
В частности, увидели свет романы
Ф. В. Гладкова «Цемент» и
Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки
К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз»
и «Колхида».
В 1932 г. было
принято постановление ЦК ВКП(б)
«О перестройке литературно-художественных
организаций». В соответствии с ним были
упразднены все литературные группировки.
Писатели и поэты объединялись в единый
творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс.
человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный
съезд советских писателей. На нем с докладом
о задачах литературы выступил А. М. Горький.
Вслед за общесоюзным прошли писательские
съезды и были созданы союзы писателей
в некоторых союзных республиках. В числе
руководителей СП СССР в 30-е годы находились
А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан
Союз советских композиторов. С возникновением
творческих союзов ликвидировалась относительная
свобода художественного творчества.
Вопросы литературы и искусства обсуждались
на страницах газет как дело принципиальной
важности. Основным творческим методом
литературы и искусства становился социалистический
реализм, важнейшим принципом которого
являлась партийность.
Регламентация
художественного творчества сдерживала,
но не остановила развития
литературы, живописи, театрального
и музыкального искусства. Музыкальная
культура этих лет была представлена
произведениями Д. Д. Шостаковича
(оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»),
С. С. Прокофьева (опера «Семен
Котко») и др.
На рубеже 20—30-х
годов в литературу и искусство
пришло новое поколение поэтов,
композиторов. Многие из них участвовали
в развитии песенного творчества.
Авторами песен выступали поэты
В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А.
А- Прокофьев. В песенном жанре работали
композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс,
А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание
получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака,
К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова,
Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие
традиции русской поэзии продолжали в
своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы
«Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт»)
и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»).
Заметным явлением в литературной жизни
стали произведения А. Н. Толстого, А- А.
Фадеева.
Повысился интерес
к культурному и историческому
прошлому страны. В 1937 г. было
торжественно отмечено столетие
со дня гибели А. С. Пушкина.
Большой популярностью пользовались
фильмы на исторические темы («Александр
Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна,
«Петр Первый» В. М. Петрова,
«Суворов» В. И. Пудовкина и
др.). Значительных успехов достигло
театральное искусство. В репертуаре театров
прочно утвердились произведения отечественной
и зарубежной классики, пьесы советских
драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана
и др.). Бессмертные творения были созданы
художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым,
Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.
Индустриализация
конца 20-х — начала 30-х годов
способствовала развитию массового
градостроительства и становлению
советской архитектуры. Близ заводов
сооружались рабочие поселки
с системой культурно-бытового
обслуживания, школами и детскими
учреждениями. Возводились Дворцы
культуры, рабочие клубы и здравницы.
В проектировании их участвовали
архитекторы И. В. Жолтовский,
И. А. Фомин, А. В. Щусев,
братья Веснины. Зодчие стремились
к созданию новых архитектурных
форм, которые соответствовали бы
задачам построения нового общества.
Результатом поисков новых выразительных
средств стали общественные здания, внешний
облик которых напоминал то гигантскую
шестерню — Дом культуры имени Русакова
в Москве (архитектор К. С. Мельников), то
пятиконечную звезлу — театр Красной
(ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы
К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).
Широкий размах
приобрели работы по реконструкции
Москвы — столицы СССР —
и других промышленных центров.
Стремление к созданию городов
нового быта, городов-садов приводило
во многих случаях к большим
потерям. В ходе строительных
работ уничтожались ценнейшие
исторические и культурные памятники
(Сухарева башня и Красные ворота
в Москве, многочисленные храмы
и т. л.).
Русское зарубежье.
Составной частью отечественной
культуры 20—30-х годов является творчество
представителей художественной и научной
интеллигенции, оказавшихся за рубежом.
К концу Гражданской войны
численность эмигрантов из Советской
России достигла 1,5 млн. человек. В последующие
годы эмиграция продолжалась. Почти
2/3 общего числа покинувших Россию лиц
обосновались во Франции, Германии и
Польше. Многие эмигранты поселились
в странах Северной и Южной
Америки, в Австралии. Оторванные от
родины, они стремились сохранить
свои культурные традиции. За рубежом
были основаны несколько русских
издательств. В Париже, Бернине, Праге
и некоторых других городах печатались
газеты и журналы на русском языке. Выходили
в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой,
В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В.
Иванова.
В эмиграции
оказались многие крупные ученые-философы.
Находясь далеко от родины, они
пытались осмыслить место и
роль России в истории и
культуре человечества. Н. С. Трубецкой,
Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками
евразийского движения. В программном
документе евразийцев «Исход к Востоку»
говорилось о принадлежности России двум
культурам и двум мирам — Европе и Азии.
В силу особого геополитического положения,
считали они. Россия (Евразия) представляла
особую историческую и культурную общность,
отличную и от Востока, и от Запада. Одним
из научных центров российской эмиграции
был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича.
Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты
занимались анализом социально-экономических
процессов в Советской России 20-х годов,
публиковали научные труды по этой теме.
Многие представители
эмиграции вернулись в конце
30-х годов на родину. Другие
остались за рубежом, и творчество
их стало известным в России
лишь спустя несколько десятилетий.
Итоги коренных
преобразований в культурной
сфере были неоднозначны. В результате
этих преобразований были созданы
непреходящие ценности в области
духовной и материальной культуры.
Повысилась грамотность населения,
увеличилась численность специалистов.
И в то же время идеологический
нажим на общественную жизнь,
регламентация художественного
творчества тяжело отражались
на развитии всех сфер культуры.
Вступление
Советский период
– это сложное и противоречивое
явление в развитии не только
нашей истории, но и культуры.
ХХ век дал отечеству гениальных
ученых и исследователей, талантливых
художников, писателей, музыкантов,
режиссеров. Появились многочисленные
творческие объединения, художественные
школы, направления, течения, стили.