Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:14, реферат
Его печатали все центральные газеты. Двадцатилетним юношей Илья обратил внимание своими стихотворениями. О них с восторгом отзывались Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам. Потом его увлекла журналистика, и одновременно он занялся прозой. Как правило, его книги на полках не залеживались. Их читали, о них горячо спорили. Нередко произведения Эренбурга подвергались разгрому официальных критиков, но рядовые читатели их единодушно поддерживали. Популярность Эренбурга росла из года в год.
Министерство образования РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Удмуртский государственный
Факультет
«журналистики»
Реферат на тему
«Творчество
Ильи Эренбурга 20-30-х гг.»
кафедра «Языка СМИ литературно
- художественной критики»
Выполнила: студентка
5 курса ОЗО ФЖ
Лошкарева Евгения
Преподаватель:
Леднева Т.П.
Ижевск
2012
Эренбург Илья Григорьевич (1891 - 1967), прозаик.
Его
печатали все центральные газеты.
Двадцатилетним юношей Илья обратил
внимание своими стихотворениями. О
них с восторгом отзывались Валерий
Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам.
Потом его увлекла
Наивысшим
пиком популярности были его статьи,
очерки, корреспонденции и выступления
военных лет. Каждое слово в них
буквально "било без промаха",
и за это солдаты по праву называли
его "снайпером пера". В одном
из партизанских соединений газеты со
статьями Эренбурга запретили
Потом,
через много лет Илья Григорьевич
вспоминал: "Никогда в жизни
я так много не работал: беспрерывно
стучал на машинке, писал по три-четыре
статьи в день… Читал немецкие документы,
радиоперехваты, редактировал переводы,
сочинял подписи под фотографиями..."
Начали приходить телеграммы из-за границы,
различные газеты предлагали писать для
них — "Дейли гералд", "Нью-Йорк
Пост", "Ля Франс", американское
агентство Юнайтед Пресс и др. Чуть ли
не ежедневно он выступал по радио.
В общем, если подсчитать только публицистику
Эренбурга в годы войны — это где-то полутора
тысяч статей, очерков, заметок, фельетонов.
А была еще и поэзия… В годы войны Эренбург
написал десятки замечательных стихотворений,
одно из которых "Так ждать, чтоб память
вымерла…", звучит, как клятва, молитва,
заклинание (также как "Жди меня…"
Симонова). В день, когда наступила долгожданная
Победа, Илья Эренбург написал свою последнюю
военную статью "Утро мира", которая
была напечатана в "Правде" 10 мая
1945 года.
Неожиданно
за Эренбурга заступился сам Сталин
Начиналась новая эпоха — эпоха послевоенного
мира. Эренбург, как и прежде, востребован:
его талант, энергия нужны людям — правда,
на другом поприще — борьбы за мир. И он
становится одной из самых ярких и деятельных
фигур движения за мир и, одновременно,
своеобразным интеллектуальным мостом,
связывающим интеллигенцию Запада и советской
России.
В послевоенные годы Эренбург по-прежнему
активен как публицист. Но заметной вехой
в его творческой биографии стал написанный
в рекордно сжатые сроки (с января 1946 по
июнь 1947 года) роман "Буря", который,
к слову, вызвал немало критических статей.
Неожиданно за Эренбурга заступился сам
Сталин, о чем вспоминал Симонов. И писатель
получил за роман "Буря" Сталинскую
премию первой степени. Затем последовал
роман "Девятый вал", статьи, очерки,
стихотворения. И даже одна пьеса. Но все
это не удовлетворяло Илью Григорьевича.
Он понимал, что в стране происходят события,
о которых не только нельзя говорить, но
даже думать.
Следующим пиком в творчестве Эренбурга
было его автобиографическое произведение
"Люди, годы, жизнь". В нем он, третий
сын купца 2-й гильдии города Киева, Григория
Эренбурга и Анны Аренштейн, родившийся
в 1891 года описывает свою жизнь. Рассказывает
настолько увлекательно и интересно, что
за номерами "Нового мира", в котором
книга печаталась, выстраивались очереди.
Читатели переживали, когда номера журнала
задерживались с выходом в свет — понимали,
что противники Эренбурга делают все,
чтобы продолжение его мемуаров не дошло
до читателей. Ведь то, что он рассказал,
по-новому раскрывало события, происходящие
внутри страны. И это, несмотря на то, что
Илья Григорьевич неоднократно подчеркивает:
он о многом умалчивает, так как были события,
которые ему трудно рассказать даже лучшему
другу. Значительную часть материала он
"клал в стол" до лучших времен. Дополненное
произведение было издано только в 1990
году (подготовлено с участием дочери
Ирины Ильиничны Эренбург).
Не стало Ильи
Григорьевича Эренбурга 31 августа 1967 года.
В Московской квартире, где он жил, не умолкал
телефон — звонили со словами соболезнования
из всех республик бывшего СССР, Франции,
Германии, Америки, Дании, Польши, Венгрии.
В последний путь на Новодевичье кладбище
в Москве его провожали жена Любовь Козинцева,
дочь Ирина Ильинична, правнучка Ирочка,
близкие друзья, знакомые и тысячи читателей
и почитателей. Через год на могиле поставили
памятник, на котором был выбит профиль
Эренбурга по рисунку его друга Пабло
Пикассо.
Родился Илья
Эренбург14 января (27 н.с.) в Киеве в семье
инженера. Детские годы прошли в Киеве,
затем семья переезжает в Москву. Здесь
Эренбург учится в 1-й Московской гимназии;
из шестого класса его исключают за участие
в работе революционной организации большевиков.
В 1908 был арестован, в декабре эмигрировал
в Париж, где продолжал революционную
работу, затем отошел от политической
жизни. Обратился к литературной деятельности:
в Париже выпустил сборники стихов "Я
вижу" (1911), "Будни" (1913) и др. Первая
мировая война оказала влияние на настроения
Эренбурга, усилив его скепсис и критицизм,
что отразилось в его "Стихах о канунах"
(1916), проникнутых ожиданием краха и надвигающихся
социальных перемен. . Короткое время работал
в Вене под началом Л.Д.
Троцкого, затем
вернулся в Париж, где начал писать стихи
и отошел от революционной деятельности.
Некоторое время жил в гражданском браке
с Екатериной Шмидт (впоследствии – жена
его друга Т.И. Сорокина), у них родилась
дочь Ирина (Ирина Эренбург, 1911–1997, писательница,
переводчица, была замужем за писателем
Б.М. Лапиным, погибшим в 1941 году).
В 1910 году за свой счет издал первую книгу стихов (которая так и называлась – «Стихи»), затем издавал книги стихов практически ежегодно. Эти сборники были замечены критиками и известными поэтами (в частности, В.Я Брюсовым). В эти годы Эренбург познакомился и подружился со многими впоследствии известными писателями, поэтами (М.А. Волошин, А.Н. Толстой, Г. Аполлинер) и художниками (Ф. Леже, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера), он был завсегдатаем кафе «Клозери де лиля» и «Ротонда» на бульваре Монпарнас.
После начала Первой мировой войны Эренбург попытался вступить иностранным добровольцем во французскую армию, но был признан негодным по состоянию здоровья. Патриотический пыл его быстро угас, и он начал писать о войне критические стихи. Тогда же началась его публицистическая деятельность: в 1915–1916 годах он публиковал статьи и очерки в газете «Утро России» (Москва), а в 1916–1917 – в газете «Биржевые ведомости» (Петроград).
Стихотворения
1915 года отражают глобальный духовный
кризис, поразивший человечество в
пору первой мировой войны (индустрию
войны Эренбург видел своими глазами
- корреспондент русских газет
на франко-германском фронте, он постоянно
выезжал в районы боевых действий).
Эти стихотворения
В
июле 1917 года Эренбург вернулся в Россию.
Октябрьскую революцию он не принял,
писал резко критические стихи
и статьи. После кратковременного
ареста в сентябре 1918 года уехал
в Киев, который поочередно захватывали
петлюровцы, красные и белые. Там
Эренбург женился на художнице Любови
Козинцевой, старшей сестре будущего
кинорежиссера Г.М. Козинцева, с которой
прожил до конца своей жизни.. Спасаясь
от голода и еврейских погромов, Мандельштам
и Эренбурги едут в Крым к Волошину. Позже
туда приезжает Сергей Эфрон. Обсуждая
пережитое, они старались ответить на
вопросы: что ждет Россию, какую позицию
занять? В силу активного общественного
темперамента для Эренбурга эти ответы
были очень важны. Он чувствовал необходимость
включиться в происходящие события, но
с кем и на чьей стороне? Во время небезопасных
перемещений по стране он убедился, какие
разрушительные силы привела в движение
революция. К физическим и материальным
трудностям добавились моральные терзания.
Взгляды противоборствующих сторон были
принципиально противоположны, каждый
имел, что называется, «свою правду», занимал
непримиримую позицию и был готов отстаивать
ее до конца. Разочаровавшись в большевиках,
он одно время с надеждой посматривал
даже в сторону деникинцев, но их жестокость
по отношению к пленным и евреям заставила
отвернуться и от них.
В январе 1920 года Эренбург написал стихотворение
«России», где в свойственной ему манере
признал революцию:
«Не в пене моря, не в небесной синеве,
На темном гноище, омытый кровью нашей,
Рождается иной, великий век».
Осенью 1920 года с женой через независимую Грузию вернулся в Москву. Здесь он был арестован, но вскоре освобожден под поручительство Н.И. Бухарина. В Москве работал заведующим детской секцией Театрального отдела Наркомпроса (отделом руководил В.Э. Мейерхольд).
В марте 1921 года Эренбург получил разрешение выехать за границу в «художественную командировку» и вместе с женой уехал в Париж, сохранив советский паспорт. С этого момента и вплоть до 1940 года он большую часть времени жил на Западе, однако часто приезжал в СССР, выступал с лекциями, участвовал в 1934 году в Первом съезде писателей СССР; большая часть написанных им произведений публиковалась в СССР.
Из Франции он вскоре после приезда был выслан за просоветскую пропаганду. Летом 1921 года в Бельгии в приморском городке Ля Панн за 28 дней Эренбург пишет роман Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Некий мексиканец Хулио Хуренито (дань дружбе с Риверой), претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике. Участникам путешествия становится ясно, что главными проблемами 20 в. будут немецкий фашизм, советский тоталитаризм и еврейский вопрос. Первые два, хоть и замешаны на разных идеях господства – националистической и интернациональной, тем не менее, обнаруживают немало сходных черт. Евреи же оказываются врагами и тех, и других. Эренбург в романе предвосхитил массовые убийства евреев, даже угадал тот факт, что к Японии будет применено сверхмощное оружие.
Это произведение поражает дословно угаданными на десятилетия вперед идеями, борьба которых определила основные катаклизмы 20 века. Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти в историю, был опубликован в Берлине в начале 1922 и сделал Эренбурга писателем с мировым именем. В России вышел 15-тысячным тиражом в 1923, был снабжен предисловием Бухарина, выдержал два издания. Вплоть до 1960-х роман в СССР не переиздавался, а в собрании сочинений в 1963 был опубликован без предисловия Бухарина и с купюрами в тексте, где речь шла о Ленине.
Многие фрагменты романа
В 1921 - 24 Эренбург живет в Берлине,
сотрудничает в журналах "Русская
книга" и "Новая русская
книга", где печатает статьи
о современном русском
Стихотворение "И дверцы скрежет..." автор включил в сборник "Не переводя дыхания", который готовился к печати в Питере в 1924 году. К тому времени русская издательская деятельность в Берлине, где тогда жил Эренбург и где в 1921-23 годах вышло 13 его книг, включая 4 стихотворных, практически сошла на нет. Договорившись с Ленгизом об издании своего нового романа "Рвач", Эренбург поставил предварительным условием (роман сулил издательству немалую прибыль) выпуск сборника сорока стихотворений (20 уже печатавшихся в его берлинской книжке "Звериное тепло" и 20 - новых, написанных - это признавал и сам автор - под влиянием любимого им Пастернака). Издательство охотно согласилось; однако, когда дошло до дела, цензура запретила "Рвача" к изданию на всей территории СССР, так что и о выпуске поэтического сборника речи уже не вели. Рукопись его в издательстве потеряли, а второго экземпляра автор не сохранил. В итоге из 20 стихотворений 1923 года при жизни Эренбурга было напечатано всего два, еще два напечатали в 1977-м, разыскав их в архиве Эренбурга, а в 1984-м я нашли еще 4 стихотворения в Питере среди писем и бумаг друга Эренбурга поэтессы Елизаветы Полонской и напечатали их в альманахе "Поэзия".
В 1920-е годы написал более двух десятков книг, в которых преобладал критический (а зачастую и остросатирический) взгляд как на буржуазное, так и на советское общество. Критике первого посвящены романы «Трест Д. Е. История гибели Европы» (1923), «Любовь Жанны Ней» (1924) и повесть «Лето 1925 года» (1926). В сборнике рассказов «Неправдоподобные истории» (1922) Эренбург продолжил критиковать бюрократизацию и репрессивный характер советского режима, в романах «Жизнь и гибель Николая Курбова» (1923), «Рвач» (1924) и повести «В Проточном переулке» (1927) он критически описывает жизнь во времена НЭПа. В некоторых произведениях, особенно в сборнике новелл «Тринадцать трубок» (1923), критическая направленность сочетается с попыткой философского осмысления жизни. Хотя многие его произведения позитивно оценивались рядом советских писателей и критиков, среди советских критиков преобладала точка зрения на Эренбурга как на «нигилиста», «циника» и «представителя новобуржуазного крыла литературы».