Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа
Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.
Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.
Московский
государственный университет
Кафедра книговедения и пропаганды книги
Курсовая работа по книговедению
Тема: «Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ».
Выполнил: Теос С.А.
Группа: ВКК-4.
Преподаватель: Грузинова Л.Б.
Москва
2012
Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика
изданий по искусству, их
II. Типологический
анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая
характеристика изданий по
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая
характеристика изданий по
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая
характеристика изданий по
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности
формирование репертуара
Заключение.
Библиография.
Введение.
Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.
В качестве объектов исследования нами выбраны три издательства, которые специализировались на выпуске изданий по искусству: «Аквилон», «Теакинопечать» и «Тритон». Выбор именно данных предприятий обусловлен их наглядной разницей:
Поэтому, изучив репертуар этих трех издательств, мы сможем получить относительно полную картину по изданиям по искусству в целом.
Данный вопрос в конкретной формулировке в научной литературе не освящен. Отдельные очерки и репортажи об издательствах содержатся в заметках газет (например, «Советская музыка»), журналов, в хрониках (например, «1930 год в кино»), в статьях к другим изданиям более поздних лет (так, вступительная статья Левинсона-Лессинг В.Ф. в книге «Выставка картин и рисунков русских художников начала ХХ века из собрания Ф.Ф. Нотгафта»). Отдельными статьями в энциклопедиях «Книговедение» (1987) и «Книга» (1999) отмечено только издательство «Аквилон».
Источниками информации для типологического анализа являются указатели государственной библиографии: «Книжная летопись» за 1925-1936 годы (охватывает годы существования трех издательств). Статистическую информацию можно почерпнуть в сборнике «Книгоиздание СССР: цифры и факты». Общие исторические тенденции отражены в трехтомнике «История книги СССР». Также активным помощником являются сайты букинистических магазинов в сети Интернет, осуществляющие поиск по издательству и электронные каталоги крупнейших библиотек России.
Теоретические сведения о типологической классификации изданий по искусству предоставляют учебники С.А. Карайченцевой «Книговедение. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству», С.Г. Антиповой «Книга по искусству. Вопросы типологии и издания».
Кроме того,
официальную информацию о типологии
содержат ГОСТ 7.60. – 2003 и Библиотечно-
Цель данной работы определяет следующие задачи:
В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов библиографического поиска (выборочный), анализа и синтеза библиографической информации, обобщение данных.
I. Характеристика изданий по
искусству, их типология и
Прежде всего считаем необходимым определить отличительные черты изданий по искусству, которые позволяют выделять этот массив изданий в отдельную отрасль.
Одной из сущностных характеристик отрасли является ее предмет. Здесь принципиально важно отличать две различных понятия: ««предмет искусства» и «предмет книги по искусству». Эти понятия разграничивает С.Г. Антонова: «Предметом искусства является действительность, жизнь во всем ее многообразии, взятая с целью ее эстетического освоения» (1;10). Основное средство познания и отображения в искусстве – художественный образ. В каждом виде искусства – свои средства создания художественного образа. Важные социальные функции искусства – идеологическая, коммуникативная, познавательная, воспитательная, эстетическая.
«В свою очередь предмет книги по искусству – искусство. А содержание книги – это очень важно для понимания специфики литературы по искусству! – не адекватно содержанию искусства. Ее содержание составляют продукты художественного творчества – произведения искусства, их восприятие публикой, оценка критикой, деятельность художников в контексте истории и культуры, теория искусства» (1;11). Художественный образ используется иногда в литературе по искусству, но уже как иллюстрация к информации об искусстве, а не как средство постижения действительности (как в самом искусстве). Причем создается он иными способами, чем в искусстве – средствами литературного языка.
Отсюда можно вывести основные признаки книги по искусству: двойственность ее предмета и объекта отражения (искусства), а также оценочность ее содержания.
Поясним каждый из этих признаков. Двойственность предмета состоит в том, что книга отражает объективно существующую систему – фонд произведений искусства и субъективное восприятие этого фонда или отдельных творений мастеров человеком, то есть литература по искусству отражает как произведения искусства, так и знания об искусстве.
Оценочность проявляется в том, что в книге по искусству читатель воспринимает не само искусство, а лишь отражение искусства в сознании автора. Она демонстрирует восприятие искусства человеком определенного времени – автором, который предстает в ней не только как «специалист», «эксперт», но и как носитель мировоззренческих ценностей (цит. по 1;12). Следовательно, каждой книге по искусству изначально присущ ценностный, оценочный момент – качество наиболее существенное для характеристики содержания издания по искусству.
Совокупность всех произведений печати, отражающая деятельность в сфере искусства и характеризующий эту деятельность называется массивом изданий по искусству. Массив как более абстрактное явление воплощается в конкретном репертуаре отечественного книгоиздания (сумма репертуаров отдельных издательств), который можно библиографически описать.
Массив изданий по искусству – динамическое понятие, развивающееся со временем. Так, отечественный массив изданий по искусству отсчитывает свое существование со второй половины XVIII века, когда стали выходить в свет уставы, описания церквей, художественных галерей, отдельных произведений искусства, руководства для его изучения. Так что первые издания по искусству, в современном понимании, предназначались специалистам. И лишь потом, с появлением интереса к искусству у неспециалистов, начинают издаваться справочные и научно-популярные издания для тех, кто интересуется искусством.
Начало создания массива отечественных изданий по искусству связано с традицией перевода и выпуска изданий западных авторов по различным видам искусства. В дальнейшем, развиваясь тематически, обогащаясь в литературно-видовом и жанровом направлениях, массив изданий по искусству постепенно приобретает вполне определенные, характерные черты.
Первыми издателями литературы по искусству были в XVIII веке Российская Академия Наук, Московский государственный университет, Морской шляхтерский корпус. После указа «О вольных типографиях» 1783 года заметно оживляется книгоиздание в России и увеличивается число книг по искусству.
Во второй половине XIX века книги по искусству появляются в свободной продаже в обычных книжных магазинах городов. С середины XIX века начинают развиваться специализированные издательства и издательские фирмы. Ко времени Октябрьской революции отечественное книгоиздание накопило значительный опыт выпуска литературы по искусству.
В советское
время издание литературы по искусству
приобретает демократический
Основным недостатком этого периода была ярко выраженная идеологическая направленность содержания публикаций, жесткий идеологический отбор имен деятелей искусства и художественных произведений, которые представлены в массиве изданий этого периода.
Интересующий
нас период – 20-30-е годы ХХ века –
в русском книгоиздании представляется
переходным от дореволюционных традиций
и ценностей изданий к плановой
политике советской власти, социалистическому
цензу, идеологической направленности.
Потому нам представляется научно интересным
рассмотреть особенности
Основа книговедческого анализа произведений печати – это типологический метод. Поток изданий группируется в соответствии с рядом признаков, положенных в основу их типологического деления.
Структуру репертуара условно можно поделить на две подструктуры: тематическую и типо-видовую.
Тематическая структура изданий по искусству логически вытекает из самой системы искусства и знания о нем. Так, издания по искусству группируются прежде всего в рамках отдельных видов искусства, представляя собой относительно самостоятельные тематические комплексы.
Относительно, - потому что, с одной стороны, все комплексы отражают единую систему знаний об искусстве, а с другой – искусство рассматривается во многих изданиях не как отдельный вид, а как целостный комплекс.
Иными словами, общий поток состоит из ряда более частных потоков, отражающих отдельные виды искусства, но включает также литературу комплексного характера, посвященную искусству в целом.
То есть, в изданиях по искусству присутствуют такие тематические разделы: издания по живописи, по музыке, по скульптуре, по архитектуре, по фотографии, по театральному искусству, по киноискусству, по танцу, декоративно-прикладному искусству… эти тематические разделы ограничены только количеством жанров искусства.
Типо-видовая подструктура, представляет собой разветвленную классификацию, потому как издания по искусству отличаются достаточным разнообразием по типам и видам. В книговедческой практике, в целом, прибегнули к единому виду этой типологии. Такие книговеды, как Карайченцева С.А. и Антонова С.Г., представляют в исследованиях наиболее полно (по сравнению, например, с энциклопедиями «Книговедение» и «Книга») типо-видовую структуру изданий по искусству обособленно от других типов изданий. Данные классификации практически идентичны, с незначительными отличиями. Но классификация в воспроизведении Карайченцевой С.А. представляется нам более четкой и структурированной.
Так, согласно этой типологии, «структура комплекса, называемого «издания по искусству», традиционно представлена тремя основными разделами: издания искусствоведческой литературы (литературы по искусству, литературы по вопросам искусства и искусствознания и т.д.), издания художественной изобразительной продукии (издания, воспроизводящие оригиналы или копии произведений различных видов семейства изобразительных искусств) и нотные издания (издания музыкальных произведений в нотной записи), при этом каждый раздел наполнен изданиями оригинальных видов и типов». (6; 309).