Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа
Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.
Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
Издательство «Теакинопечать» создано государственными органами власти, потому объемы его выпусков как по количеству названий, так и по суммарному тиражи во много раз превышают показатели «Аквилона».
Непосредственно в виде «Теакинопечати» издательство просуществовало недолго. Он бесконечно преобразовывалось, закрывалось, расширялось, сужалось.
На базе ликвидированного издательства "Межрабкопсевзапкино" 17 июля 1925 г. образовано Ленинградское отделение киноиздательства РСФСР "Кинопечать".
8 октября
1927 г. издательство переименовано
в Театрально-
СССР.
Таким образом, годы деятельности собственно издательства «Теакинопечать» - это 1927-1930 гг.
Издательство "Теакинопечать" было создано для приведения в жизнь слов Ленина: "Из всех ваших искусств, самое важное для России - кино". В издательстве печатались книги о кино и киноактёрах самого различного содержания, но цель всех их была одна - "искусство кино - в массы". Все эти книги печатались сравнительно небольшими тиражами и продавались во всех местах скопления народа, в киосках, на станциях метро и железнодорожных вокзалах. Предполагалось, что человек, прочитавший эту книгу, передаёт её другому. Авторы подбирались компетентные и интересные.
Большинство книг этого издательства сейчас уже не существует, и книги, изданные в издательстве «Теакинопечать», стали библиографической редкостью.
Впрочем, если следить за драматической судьбой этого издательства, политические цели оно приводило в жизнь формально, вследствие чего в 1929 году началась травля на руководителя Успенского В.П., которая закончилась судом, инициированным Наркоматом РКИ и коллегией рабочих заседателей; в ходе процесса против Успенского были выдвинуты и якобы доказаны самые тяжкие, в том числе и политические обвинения.
В январе 1930 года Наркомат РКИ РСФСР приступил к чистке аппарата издательства «Теакинопечать», поскольку «ещё в начале 1929 г. Обследованием Объединенного бюро жалоб НК РКИ были установлены беспринципность и делячество в работе издательства, коммерческий уклон и установка на обслуживание театрального и кинозрителя». Чистка также ставила целью проверку исполнения указания РКИ о перестройке работы «Теакинопечати».(7; №2).
В апреле опубликованы итоги чистки «Теакинопечати»:
«Издательство
ориентировалось главным
Кампания [по чистке] отметила наличие в прошлом установки издательства на издание так называемой „легкой“ литературы (открытки, либретто, биографии). Все это было рассчитано на мелкобуржуазные вкусы обывательской массы, аполитично, лишено марксистского характера (7; №26).
Коллегия НК РКИ РСФСР признала нецелесообразным самостоятельное существование издательства «Теакинопечать», предложив передать его функции в Госиздат. 7 июля издательство «Теакинопечать» передало свои редакционные функции издательству «Земля и фабрика».
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
Издательство создавалось с целью выпускать литературу по театральному, кино-, фото- искусству, и данные тематические разделы отражены в репертуаре издательства. Кроме того, издано немалое количество нотных изданий, то есть имеющий чисто музыкальный смысл.
Тематические разделы репертуара «Теакинопечати»:
а) киноискусство:
Королевич В. Женщина в кино/Влад Королевич. - Л.: Теакинопечать, 1928.
Вейсенберг Е. Конец немого кино/Е. Вейсенберг. – Л.: Теакинопечать, 1929.
Коломаров Б. «Злодей в кино»/ Б. Коломаров. – М.: Л.: Теакинопечать, 1929. – 28 с.
Музыка и фильма: Пособие по киномузыке/ Сост. Г.Эрдман, Д.Бечче, Л.Брав; под ред. и со вступит. ст. А.Грана. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Пиотровский А. Художественные течения в советском кино/ А.Пиотровский. - Л., М: «Теакинопечать», 1930.
б) театральное искусство:
Соболев Ю. Московский художественный театр/ Ю.Соболев. - М.: Теакинопечать, 1929. - 109 с.
Коган П.С. Общественное значение МХАТ/ Коган Петр Семенович. - М. : Теакинопечать, 1929. - 35 с.
Дасманов В. А. Музыкальное и звуковое оформление пьесы : пособие для театр. и клуб. музыкантов / В. А. Дасманов . – Л. : Теакинопечать, 1929. - 80 с.: ил.
в) оперное искусство:
Вагнер Р. Мейстерзингеры: Опера в 3-х действиях и 4-х картинах /Вагнер;разбор текста и музыки: Б. М. Браудо . - М.: Теакинопечать, 1929. - 72 с.
Шишов И. "Тупейный художник": Опера в 4-х актах/ Иван Шишов. - М.: Теакинопечать, 1929. - 119с. - (Оперные либретто).
г) актерское мастерство, художественная самодеятельность:
Новлянский
Н.М. Искусство грима: Нагляд. пособие для
кружковцев, драмшкол и профактеров /Н.Новлянский;худож.:В.Ф.
Писаренко Ю. Хрестоматия актёра. Мимика, грим, движение, речь./Ю. Писаренко. - М., Л.: Теакинопечать, 1930.
д) искусство и политика:
Гаврюшин К. Молодежи о кино/ Константин Гаврюшин. -М.: «Теакинопечать», 1930.
Левман Б. Рабочий зритель и кино: Итоги Первой рабочей киноконференции / Вступит. Ст. С.Дулина.- М.: «Теакинопечать», 1930.
Паушкин М. Кино в массы/ Михайл Паушкин. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Рудой Я. Боевые вопросы политики кино/ Я. Рудой. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Бескин Э. Художественная политграмота/ Эм. Бескин. – М.: Теакинопечать, 1930.
е) биографии деятелей театрального и киноискусства:
Пулайль А. Чарли Чаплин =Charles Chaplin/Анри Пулайль. – Париж: Теакинопечать, 1927.
Борисов Б.С. История моего смеха /Б. Борисов; под ред. Э.Бескина. - М.: Теакинопечать, 1929.
ж) музыка (нотные издания):
Фере, В.Г. Похоронный марш / Обраб. В. Фере. - М.: Теакинопечать, 1930
Сизов Н.И. Весна: Для голоса в сопровождении ф.-п./ Муз. Н. Сизова; Текст М. Герасимова. - Л. : Теакинопечать, б.г
Кино-музыка. № 9. Для восточных фильм / Сост. и ред. Г.А. Березовский: Альбом: Для ф.-п.. - М.; Л.: Теакинопечать, 1929.
Музыкальная тематика в основном представлена революционными (марши, посевные, гимны) и русскими народными песнями.
Жанровые характеристики репертуара издательства:
Бескин Э. Художественная политграмота/ Эм. Бескин. – М.: Теакинопечать, 1930.
Блейман М. Вамп: Опыт анализа жанра. — М.: «Теакинопечать», 1930.
Пиотровский А. Художественные течения в советском кино/А. Пиотровский. - Л.;М: «Теакинопечать», 1930.
Музыка в массы: № 25. Вальс: Для мандолины, балалайки и гитары / Шуберт Ф. - М.; Л. : Теакинопечать, 1930
Кино-музыка: №7 / Сост. и ред. Д.С. Блок: Альбом: Для ф.-п. М.;Л. : Теакинопечать, 1929.
Бугославский С.А. Красное знамя: Монгольская революционная песня/ Запись Устюжанинова; Гарм. С. Бугославского. - М.; Л. : Теакинопечать, 1930.
Листов К. Я. Гренада : Героическая песенка: Для голоса в сопровождении ф.-п./ Муз. К. Листова; Текст М. Светлова. - Л.: Теакинопечать, б.г.
Пулайль А. Чарли Чаплин=Charles Chaplin/ Анри Пулайль. – Париж: Теакинопечать, 1927.
Анощенко Н. Общий курс кинематографии: в 3 т./Н. Анощенко. - М.: «Теакинопечать», 1929-1930.
Музыка и фильма: Пособие по киномузыке / Сост. Г.Эрдман, Д.Бечче, Л.Брав; под ред. И со вступит. Ст. А.Грана. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Даль, А. Соловки : (СЛОН) / Либретто А. Даль. - М : Теакинопечать, 1929.
Чайковский П.И. Пиковая дама : Опера в 3-х д. - Л.: Теакинопечать, 1930.
Кино-справочник на 1927 год. – М.: Теакинопечать, 1928.
Несмотря
на то, что издательство было создано
для выпуска изданий по театру
и кино, сфера была расширена и
включала в себя нотные издания, причем
эта категория изданий имеет
немаленький процент в
Сначала отметим, что в репертуаре издательства «Теакинопечать» представлены все три раздела изданий по искусству: искусствоведческие, изоиздания и нотные издания.
Следующие типы изданий составляют искусствоведческий раздел:
а) научно-популярный:
этот тип наиболее соответствует
и цели существования издательства:
распространение и
Левидов М. Кино и человек/ М. Левидов. – М.: Теанопечать, 1928.
Шкловский В. Моталка: О кино-ремесле. Книга не для кинематографистов/ Шкловский. – М.: Теакинопечать, 1928.
Анощенко Н. Д. Рождение кинофильмы: Экскурсия на кинофабрику/Анощенко Н. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Борисов Б.С. История моего смеха /Б. Борисов; под ред. Э.Бескина. - М.: Теакинопечать, 1929.
б) учебный (основываются кинематографические факультеты и ВГИК в 1919 году, требуется литература для будущих специалистов, однако для «Теакинопечати» это далеко не определяющий тип изданий):
Анощенко Н. Общий курс кинематографии: в 3 т./Н. Анощенко. - М.:Теакинопечать, 1929-1930.
Музыка и фильма: Пособие по киномузыке / Сост. Г.Эрдман, Д.Бечче, Л.Брав; под ред. И со вступит. Ст. А.Грана. - М.: Теакинопечать, 1930.
в) производственно-технический тип – очень редкий для искусствоведческих изданий. Однако съемка кино – это технический процесс, появляется очень много пособий в помощь профессионалам:
Лео Мур. Азбука киномонтажа. М.: «Теакинопечать», 1930.
Борисов Б.С. Свет и оптика в кино/Б.Борисов. – Л.:Теанокипечать, 1928.
Спиридовский ?.?. Гибель фильмы. Порча фильмы и меры предупреждения. – Спиридовский. – Л.: Теакинопечать, 1928.
Блок Д. Музыкальное сопровождение в кино/Блок Д., Бугославский С. М. - Л.: Теакинопечать, 1930.
Дасманов В. А. Музыкальное и звуковое оформление пьесы : пособие для театр. и клуб. музыкантов / В. А. Дасманов . - Ленинград : Теакинопечать, 1929.
Новлянский Н.М. Искусство грима : Нагляд. пособие для кружковцев, драмшкол и профактеров / Худож.:В.Ф.Рындин; Фотогримы "Русфото":Б.Д.Фабисович . - М. : Теакинопечать, 1930.
г) массово-политический тип (пропаганда театрального и киноискусства как орудия революционной борьбы):
Гаврюшин К. Молодежи о кино/ К.Герман. - М.: Теакинопечать, 1930.
Левман Б. Рабочий зритель и кино: Итоги Первой рабочей киноконференции / Вступит. Ст. С.Дулина. - М.: Теакинопечать, 1930.
Паушкин М. Кино в массы/ Михайл Паушкин. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Рудой Я. Боевые вопросы политики кино/ Я. Рудой. - М.: «Теакинопечать», 1930.
Бескин Э. Художественная политграмота/ Эм. Бескин. – М.: Теакинопечать, 1930.
Трайнин И. Искусство в культурном походе на Восток СССР/ И.Трайнин. - М.: Теакинопечать, 1930.
д) документально-официальный тип:
Тематический план Совкино по политпросветкультурфильме на 1929/30 производственный год. - М.: Теакинопечать, 1930.
Дорогокупец В.Г. Система действующего кино-законодательства РСФСР. С приведением текста действующих законов, распоряжений, циркуляров и инструкций по кино-делу/Дорогокупец В.Г., Пиливер И.С. – М.: Теакинопечать, 1929.
е) справочный тип:
Кино-справочник на 1927 год. – М.: Теакинопечать, 1928.
Такое типовое своеобразие репертуара обусловлено, прежде всего, самой сущностью искусств, которые являются объектом искусствоведческих изданий, а также особенностями исторического времени, в которое они выпускались.
Изоиздания – это прежде всего листовые издания, обслуживающие массовую аудиторию и несущую, в первую очередь, информационную функцию.
Виды изоизданий, выпускаемых «Теакинопечатью»:
- плакат: Маслеников Н.Н.[Плакат]/Масленников Николай Николаевич. – М.: Теакинопечать, 1930.
- прикладная
графика (рекламные листовки). Очень
интересную информацию о
1.Рекламные буклеты молодого советского кино. Создавались для того, чтобы убедить зрителей посмотреть кинофильм. Они включают точный и сжатый текст с биографической информацией о забытых ныне актерах первого поколения советского кино, и иллюстрированы кадрами из фильмов. Наиболее важные: Бухта смерти (Room), Бабы рязанские (Преображенская), Декабристы(Ивановский), Дом на Трубной (Барнет), Блуждающие звезды (Барнет), Отец Сергий (Протазанов), Амок.