Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа
Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.
Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.
2. Рекламные
буклеты советских
3. Рекламные
буклеты, содержащие
4. Рекламные буклеты о жизни и творчестве ведущих актеров мирового кино и российская критика мирового кино. Например: Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР[Плакат]. - М.:Теакинопечать, 1926. (См. рисунок).
5.
Рекламные буклеты о фильмах
мирового кинематографа.
6. Журналистика и русская критика советского кино, преимущественно 1926 – 1930 гг.
Таким образом, изоиздания «Теакинопечати» обслуживали массового читателя, популяризуя и распространяя информацию о разных аспектах киноискусства (в первую очередь).
Нотные издания.
По характеру исполнения:
- издания сценических произведений:
Бугославский С.А. Крымско-татарская : (Мелодия из Турции): Для голоса с ф.-п. /Бугославский Сергей Алексеевич; Пер. и запись А. Кончевского (от Мамутова); Гармонизация С. Бугославского М.; Л. : Теакинопечать, 1930.
Вагнер Р. Мейстерзингеры : Опера в 3-х действиях и 4-х картинах /Разбор текста и музыки: Б. М. Браудо . - М.: Теакинопечать, 1929.
- издания инструментальных произведений:
Шуберт Ф. Вальс/ Муз. Ф. Шуберта; Перел. для мандолины, балалайки и гитары А.С.И. - М.; Л.: Теакинопечать, 1930.
- издания вокально-хоровых произведений:
Любимов, А. Коллективная/ Слова Федора Чернышова; Муз. А. Любимова; Арр. для женского хора с акк. балалайки А. Илюхина М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.
По характеру
записи подавляющее большинство
изданий – клавиры и партии.
Это обусловлено тем, что данные
нотные издания создавались для
осуществления
Копосов А.П. Первомайская частушка: Деревенская песня для среднего голоса с балалайкой: Слова разных авторов; Муз. А. Копосова М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.
Кручинин В.Я. Тверже шаг!: Пионерская песня: Для голоса с ф.-п. /Слова Н. Студенецкого; Муз. Валентина Кручинина М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.
Музыка в массы: № 29: Пойду-ль я, выйду-ль я...: Для двух голосов с балалайкой / Титов А. - М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.
В типологической классификации нотных изданий приняты свои типы, которые отсутствуют в других классификациях. Речь идет, прежде всего, о концертном типе нотного издания, который и преобладает в репертуаре издательства «Теакинопечать». Песни, марши, гимны – эти музыкальные произведения исполняются голосом и музыкальными инструментами. Они по своей сущности эстрадны. Их читатели – руководители кружков, домов культуры, театров и члены этих организаций. Эти люди не всегда профессионалы, набор музыкальных инструментов, как правило, ограничен гитарой, балалайкой, баяном, фортепиано. В репертуаре отсутствуют партитуры, дирекционы – нотные записи для мультиинструментального исполнения, отсутствуют авторские класссические музыкальные произведения (за редким исключением, но подчеркнуто утилитарное значение: Шуберт Ф. Вальс / Муз. Ф. Шуберта; Перел. для мандолины, балалайки и гитары А.С.И. - М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.):
Титов А. Ф. Нас побить, побить хотели: Красноарм. песня Особой Дальневосточной Армии: Для хора без сопровожд. / Муз. А-дра Титова; Текст Д. Бедного М.: Теакинопечать, б.г.
Теплов П.В. Посевная песня : Для запевалы с двухголосным хором / Слова Ф. Чернышева; Муз. П. Теплова М.: Теакинопечать, 1930
Листов К.Я. Паучек : Для голоса в сопровожд. ф.-п. /Муз. К. Листова; Текст Д. Бедного. - Л.: Теакинопечать, б.г.
Типологический анализ репертуара издательства «Теакинопечать» показал, что основной читательский адрес изданий – массовый читатель, который является объектом пропаганды и популяризации. Такая цель обуславливает характер, состав, типологические особенности выпускаемых изданий. И собственно книги, и изоиздания, и нотные издания призваны обслуживать широкую аудиторию, а кроме этого, еще и пропагандировать революционные идеи, повышать уровень народного самосознания.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
В репертуаре «Теакинопечати» представлены как минимум две характерные серии: «Музыка в массы» и «Кино-музыка».
Серия «Музыка в массы» состоит из нотных изданий, предназначенных для исполнения на сцене, как профессиональным певцам, так и член самодеятельных кружков.
Издания представляли собой нотные альбомы. Музыкальный репертуар: революционные авторские песни рабочих и крестьян. Выходила серия в 1930 году. В свет вышло 59 выпусков.
Музыка в массы. № 30. Заиграй моя волынка: Для голоса с балалайкой/ Титов А. М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.
Музыка в массы. № 48. Встань, пролетарий: Немецкая: Для голоса с ф.-п. М. ; Л. : Теакинопечать, 1930.
Музыка в массы. № 49. Тринадцатый раз...: Для голоса с ф.-п./ Старокадомский М. М.; Л.: Теакинопечать, 1930.
Музыка в массы. № 50. Тверже шаг!..: Для голоса с ф.-п./ Кручинин В. М.; Л.: Теакинопечать, 1930
Музыка в массы. № 53. Комсомольская казанских татар: Для голоса с ф.-п./ Бугославский С. М.; Л.: Теакинопечать, 1930.
Серия «Кино-музыка» объединяла в себе также нотные альбомы, которые предназначались для озвучивания кинофильмов в кинотеатрах. Серия состоит из 13 частей, каждая из которых представляет собой сборник мелодий для определенного жанра кино. Примеры изданий:
Кино-музыка. № 6. Для комедийных фильм/ Сост. и ред. Г.А. Березовский : Альбом: Для ф.-п. М. ; Л. : Теакинопечать, 1929.
Кино-музыка. № 8. Для советских бытовых фильм/ Сост. и ред. Г.А. Березовский : Альбом: Для ф.-п. М. ; Л. : Теакинопечать, 1929.
Кино-музыка. № 9. Для восточных фильм/ Сост. и ред. Г.А. Березовский : Альбом: Для ф.-п. М.; Л.: Теакинопечать, 1929.
Издания обеих серий имеют прагматический характер и включены в общую тематику и целевые ориентиры репертуара издательства «Теакинопечать».
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
«Тритон» — кооперативное издательство в Ленинграде, выпускавшее ноты и книги по музыке и действовавшее в 1925—1936. Идея создания специализированного издательства возникла у ленинградского музыкально-общественного деятеля В. И. Яшнева на фоне введения нэпа, а также всё возрастающей потребности в печатании нот и образовательных материалов по музыке. В 1925 утверждён устав кооператива (участвовали Яшнев, М.А. Никитина (его жена), Б. В. Асафьев и В. Г. Каратыгин).
Название издательства опирается на многозначный музыкальный термин, и это отражено в эмблеме (см. рис.)
Нотный магазин издательства находился сперва по адресу Литейный проспект (тогда — пр. Володарского), д. 43, а вскоре переехал на Невский проспект, д. 50. Помимо продажи собственных изданий «Тритона» магазин осуществлял комиссионную торговлю нотами.
Эмблема издательства "Тритон"
Среди первых изданий «Тритона» — «Очерки по методике фортепиано» М. Н. Бариновой, детские фортепианные пьесы. По заказу издательства были написаны «Бирюльки» С. Майкапара, переиздававшиеся неоднократно. Выпускалась серия пьес под редакцией С. Гинзбурга «Старые мастера XVII—XVIII столетий в обработках для скрипки и виолончели с роялем В. Бурместера, Ф. Крейслера, А. Моффата и др.»
В издательстве
вышли музыкально-
Одним из главных направлений деятельности издательства была публикация сочинений ленинградских композиторов. Так, печатались произведения П. Рязанова, Ю. Тюлина, В. Дешевова, Г. Попова, В. Щербачёва, Ю. Шапорина, А. Пащенко, А. Гладковского, М. Юдина, Х. Кушнарёва, О. Чишко, Н. Стрельникова, В. Богданова-Березовского.
В «Тритоне» впервые получили возможность напечатать свои сочинения молодые авторы: В. Желобинский, И. Дзержинский, В. Пушков, А. Животов, И. Пустыльник, Е. Жарковский, Д. Прицкер.
В 1932 году открылось отделение Центрального музыкального издательства (Музгиза), составившее серьёзную конкуренцию издательству «Тритон». Согласно очерку Б. Вольмана, «работа двух издательств, преследующих одни и те же цели, была признана нецелесообразной, и в 1936 издательство «Тритон» самоликвидировалось»[2;12]. После закрытия издательства его «капитал» в виде награвированных досок был передан Музгизу.
В каталоге Российской государственной библиотеки насчитывается 980 названий книг, изданных «Тритоном». Это издательство сыграло огромную роль в публикации композиторов и музыковедов.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
Оговоримся еще раз о том, что «Тритон» - это специализированное музыкальное издательство. Поэтому говорить о тематических направлениях выпуска можно только внутри музыкального искусства.
Старые мастера XVII-XVIII столетий в обработках для скрипки или виолончели с роялем Вилли Бурместера, Фрица Крейслера, Альфреда Моффата и др. под редакцией С. Гинзбурга. - Л.: Тритон, 1930.
Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века/Якоб Штелин ; Пер. с нем. и вступ. статья Б. И. Загурского; под ред. и с пред. проф. Б. В. Асафьева. – Л.: Тритон, 1935
Регер М. О модуляции /Макс Регер; пер.с нем.П.Рязанова . - Л.: Тритон, 1926. - (Книги по музыке /Под общ. ред. И.Глебова)
Яшнев В.И. Новейший самоучитель для семиструнной гитары с приложением полной музыкальной грамоты, упражнений, песен и пьес по нотной и цифровой системе/В.И. Яшнев. - Л.: Тритон, 1929.
Ермаков В.А. Дефекты вокальной методики и роль произношения в пении/ В. А. Ермаков; предисл. нар. артиста Республики Л. В. Собинова.- Л.: Тритон, 1935.
Дворжак А. Юмореск : Для балалайки с ф.-п.[Ноты] / Перелож. К. Плансон. - Л.: Тритон, 1931.
Пуччини Дж. Ария Тоски из оперы "Тоска"[Ноты]: Для голоса с ф.-п./ Пер. В. Епанешниковой; Авт. муз. Д. Пуччини. - Л.: Тритон, 1932.
Сен-Санс Ш.К. Лебедь[Ноты]: Для скрипки или виолончели с ф.-п/ Шарль Камилл Сенс-Санс. - Л.: Тритон, 1935.
Чайковский П.И. Русская пляска[Ноты]: Для трио / Перелож. Л. Лимского. - Л.: Тритон, б.г.
Мусоргский М.П. Скерцино[Ноты]: (Ручеек) /М. Мусоргский; перелож. для скрипки и ф.-п. С. Душкина. - Л.: Тритон, 1932.
Дзержинский И.И. Песня Аксиньи из оперы "Тихий Дон"[Ноты]: Для голоса с ф.-п. - Л.: Тритон, 1934.
Захарьина Т.И. Сборник пьес для скрипки [Ноты]: I и II год обучения: С сопровождением ф.-п. / Обраб. и перелож. Т.И. Захарьина Л.: Тритон, 1934.
Дешевов В.М. Этюд : Для ф.-п.: Соч. 1 /Ред. и аппликатура проф. Л.В. Николаева. - Л. :Тритон, 1927.
Сборник испанских песен: Для голоса с ф.-п. - Л. : Тритон, 1936.
Афанасьев, Ю.В. Японские народные песни /По записи из японских воспоминаний Ю.В. Афанасьева. - Л.: Тритон, б.г.
Две русских народных песни /Переложение для балалайки и ф.-п. Н. Васильева Л.: Тритон, 1934.
Богданов-Березовский В.М. Шопен [Текст] : Краткий очерк жизни и творчества/ В. Богданов-Березовский. – Л.: Тритон, 1935.
Кремлев Ю.А. Франц Лист : краткий очерк жизни и творчества/ Ю.А. Кремлев. - Л. : Тритон, 1935.
Асафьев Б.В. Книга о Стравинском /Б.Асафьев; [Предисл.Б.Ярустовского]. - Л. : Тритон, 1929.
Так, мы видим,
что репертуар издательства «Тритон»
охватывал практически всю
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
В репертуаре издательства представлено два раздела изданий по искусству: искусствоведческие и нотные.
Типы искусствоведческих изданий:
а) научный тип – музыковедческие работы Ю. Тюлина, М. Г. Климова, С. Соловьёва.
б) научно-популярный тип представлен, как правило, научно-популярными биографиями композиторов:
Кремлев, Ю.А. Жорж Бизе [Текст] : Краткий очерк жизни и творчества /Ю. Кремлев. – Л.:Тритон, 1935.
Асафьев Б.В. Сергей Прокофьев[Текст]: Очерк Игоря Глебова . - Л. : Тритон, 1927.
Будяковский А.Е. Чайковский [Текст]: Краткий очерк жизни и творчества/ А. Будяковский. – Л.: Тритон, 1935
в) учебный тип. На учебных изданиях издательство делает акцент, выпуская несколько групп учебных изданий:
- пособия
для обучения игре на
Яшнев В.И. Школа-самоучитель для семистрнной гитары: С прилож. полной мзыкальной грамоты, упражнений, песен и пьес по нотной и цифровой системе/В. Яшнев. - Л.: Тритон, б.г.
Исаков, К.А. Новейший цифровой самоучитель для балалайки/К. Исаков. - Л. : Тритон, 1928
Яшнев В.И. Школа-самоучитель для мандолины по нотной и цифровой системе/В.Яшнев. - Л.: Тритон, 1932.
- учебно-методические издания:
Левидов И.И. Вокальное воспитание детей [Текст] / И. И. Левидов, доц. Ленингр. гос., ордена Ленина ин-та усовершенствования врачей им. С. М. Кирова; Ленингр. дом. худ. воспитания детей. – Л.: Тритон, 1936.
Меркель-Бутом С.А. Движение и музыка [Текст] : Пособие для педагогов школ и дошкольных учреждений/ С. Меркель-Бутом, О. Каменецкая. – Л.: Тритон, 1936.
Это основные типологические разделы репертуара издательства «Тритон», не менее широко представлены нотные издания разных видов и типов:
- учебные нотные издания специально для музыкальных школ:
Майкапар, С.М.. Первые шаги. Тетр. 1. №№ 1-8 : Детский сборник легких пьес для ф.-п. в 4 руки: Op. 29/Майкапар. - Л. : Тритон, 1935.