Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.

Содержание

Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 332.54 Кб (Скачать)

Музыкальный сборник для начальной школы. Вып. 1. Для I и II классов : (Пение, слушание музыки, муз. движение): НКП РСФСР включен как учебное пособие в программу по музыке. - Л. : Тритон, 1935.

- концертно-исполнительские издания:

Альбенис И. Наварра [Ноты]/ И. Альбенис .— Л.: Тритон, 1935 .

Леонкавалло Р. Рассвет:[Ноты] для голоса и фортепиано / Р. Леонкавалло .— Изд. 3-е .— Л.: Тритон, 1935 .

Брамс И. Кузнец [Ноты] : для голоса и фортепиано /И. Брамс .— Л. : Тритон, 1935.

По характеру  исполнения:

-издания сценических произведений: Желобинский В.В. Вальс из оперы "Именины": Соч. 22 /Концертная обраб. автора; Ред. А. Каменского. - Л.: Тритон, 1934.

-издания  инструментальных произведений: Бах, И.С. Фантазия: (Прелюдия): c-moll: BWV 921 /Бах-Петри. - Л.: Тритон, 1929.

-издания  произведений для отдельных инструментов: Моцарт В.А.Аллегретто/ перелож. для балалайки и ф.-п. Н. Васильев. - Л.: Тритон, 1934

- издания  вокально-хоровых произведений: Леви Н.Н. Конармейская: Для 2-голосного хора и ф.-п. /Текст А. Суркова - Л.: Тритон, 1936

По характеру  записи:

-партитура: Томилин В. К. Песня о Тельмане: 1934:Партитура для духового оркестра. - Л. : Тритон, 1935.

- дирекцион: Затеплинский С.А. Колхозные танцы: Для оркестра народных инструментов: Op. 15. - Л. : Тритон, 1935.

- клавир: Майзель Б.С. Песня германского солдата : Для 1-го или 2-х голосов в сопровожд. ф.-п. /текст В. Луговского. - Л. : Тритон, 1934.

- партия  – Пуньяни Г. Прелюдия и Аллегро/в обр. Фрица Крейслера; Партия виолончели - перелож. С. Гинзбурга. - Л. : Тритон, 192?.

По составу  музыкальных текстов:

- моноиздание: Моцарт В.А. Трио из оперы "Cosi fan tutte" : Для 2-х сопр. и барит. с ф.-п. / Ред. Адольфа Мерович. - Л. : Тритон, 1934.

- сборник: Моцарт, В.А. (1756-1791). Шесть вальсов : Для ф.-п.: Соч. 1791 г.: Кех. 606 /(Зандер); Аппликатура Ирины Миклашевской; ред. Б.В. Асафьева. - Л.: Тритон, 1935.(авторский и тематический сборник).

- собрание  музыкальных произведений – отсутствует.

 

Проанализировав типо-видовую структуру репертуара издательства «Тритон», можно сделать следующий вывод: издательство стремилось наиболее полно отразить в выпускаемых изданиях музыкальный процесс. Ему было чуждо политизирование, процент революционных произведений очень мал, при том он является только частью большого общего потока музыкальных текстов, которые накопились к началу ХХ века. В репертуаре очень много произведений зарубежных композиторов, как в оригинальной обработке, так и в обработке советских музыковедов. Немало текстов современных издателям, и в том числе и малоизвестных композиторов. Огромное внимание уделяется музыкальному образованию, не только профессиональному, но и любительскому: «школы» и «самоучители» игры на самых различных инструментах выдерживают по несколько изданий; издаются биографии и обзор творчества классиков. Все это способствует проникновению музыкальной культуры и грамотности во все слои населения, как интеллигенции, так и рабоче-крестьянскую среду. 

 

2.2.3. Характеристика серийных изданий.

 

Множество изданий объединяется в  серии:

Серия «Концертный репертуар пианиста» - нотные издания для исполнения.

Альбенис, И. Наварра / И. Альбенис.— Л. : Тритон, 1935. – (Концертный репертуар пианиста).

Серия «Вокальный репертуар: Собрание вокальных пьес иностранных композиторов»  (чаще всего клавиры по характеру записи, вокально-хоровые произведения):

Шуберт Ф. Гребец [Ноты]: "Сквозь ветер и бурю плыву я рекой...": для голоса и фортепиано / Ф. Шуберт .— Л.: Тритон, 1934 .

Бетховен, Л. ван. Поцелуй [Ноты]: для среднего голоса и фортепиано / Л. Бетховен .— Л.: Тритон, 1934 .

«Современные композиторы» - серия искусствоведческих научно-популярных книг, содержащих биографии композиторов:

Асафьев Б.В. Сергей Прокофьев [Текст]:Б.Асафьев; очерк Игоря Глебова . - Л.: Тритон, 1927.

Кремлев Ю.А. Моцарт [Текст]: Краткий очерк жизни и творчества: Для детей старшего возраста/ Ю. Кремлев. – Л.: Тритон, 1935.

 

Серия «Репертуар балалаечника» - нотные издания с произведениями, переложенными специально для балалайки:

Репертуар балалаечника. Т. 1. Гопак / Мусоргский. - Л. : Тритон, 1931.

Репертуар балалаечника. 2. Юмореск / Дворжак : Балалайка с ф.-п. - Л. : Тритон, 1931-1934

Подобные  серии сформированы в специальные  сборники для гармонистов, духовых  оркестров и других.

Репертуар гармониста. 22. Вальс/ Штраус/ перелож. для гармоники-баяна А. Клейнард. - Л.: Тритон, 1933.

Репертуар духовых оркестров. Вып. 1. - Л.: Тритон, 1931.

Серийность  связана с утилитарностью нотных изданий. Они не стоят на полке, они  имеют очень конкретный читательский адрес – не только музыкант в  широком смысле, а музыкант, владеющий  конкретным инструментом или вокалист,

 

III. Особенности формирования репертуара  изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.

20-30 годы в истории России связаны прежде всего со становлением советской власти, нового уклада жизни, нового мышления, с укреплением всеобщего метода в искусстве – социалистического реализма.

Искусство считалось  одним из инструментов пропаганды, а вслед за ним искусствоведение. Книжное дело также подчиняли  агитационным целям.

Впрочем, в  этом неизбежном мощном процессе был  небольшой период «свободы», кампания новой экономической политики, который принес интереснейшие плоды во всех сферах жизни молодого государства: подпитанные энергией строительства, глобальных изменений в жизни, искусстве, мышлении, люди начали развивать активную деятельность, что коснулось и искусства, и книжного дела.

Разрешено создавать  кооперативные предприятия. Таким  образом и появились издательства «Аквилон» и «Тритон», рассмотренные нами в работе. Но и государство оставляло за собой первенство в любом производстве, в том числе и книгоиздательстве.

Итак, перед  нами три издательства – два частных (кооперативных) и одно государственное. Все три не являлись передовыми по объемам выпуска.

Третья особенность рассматриваемых издательств – они создавались с целью выпуска изданий по искусству. Это значит, что роли искусства и распространения его и знаний о нем придавалось большое значение. Исключением может быть «Аквилон», но доля изданий по искусству в общем репертуаре составляет 30%, остальные книги  представляют собой образцы искусства сами по себе. При этом само по себе интересно, что сферы деятельности издательств практически не пересекаются. Так, главным объектом изданий по искусству «Аквилона» становятся изобразительные искусства (живопись, графика), «Теакинопечати» - изобразительно-выразительные искусства (то есть театр, кино) и одно из направлений музыки; «Тритон» же специализируется только на музыке. Причем в жанровом и тематическом смысле издания «Теакинопечати» и «Тритона» в корне отличаются. Государственное издательство издает нотные издания только революционных, народных произведений, предназначенных для пропаганды и агитации. «Тритон» политизировалось минимально, и хотя в репертуаре немало новых советских произведений, все же основная цель была выпускать не зависящие от политики и власти книги, ноты. Добавим, что и на изданиях «Аквилона» новое сознание никак не отразилось.

Сотрудники  и владельцы частных издательств  видели искусство как потребность  небольшого круга людей, интеллигенции, культурных деятелей, искусствоведов. Для них и предназначались  книги. Но государство выбрало иную политику. Оно стремилось провести искусство в массы, предварительно идеологически обработав его. Поэтому  налицо (на примере «Теакинопечати») огромные объемы выпуска, сотни названий и тысячи тиражей (в полтора-два раза больше, чем у «Аквилона» и «Тритона»). Это стремление отразилось не только на количественных, но и на качественных показателях, а именно типо-видовом и жанровом составе публикуемых произведений. Только в репертуаре «Теакинопечати» мы можем встретить массово-политические издания по искусству! А также растет число производственно-технического типа книги, которое в искусстве тесно связано с учебным типом, но прежде всего дает непосредственные практически советы в деятельности. Учебный тип книги развит и в репертуаре «Тритона», но его сложнее соединить с производственным: в музыкальной сфере существовал гораздо более богатый опыт преподавания и обучения, чем в киноискусстве; и читательский адрес определен как нельзя четко: преподаватели, учащиеся с указанием степени обучения.

Несмотря  на серьезные различия в издательской политике, в репертуаре рассматриваемых  издательств много общих тенденций, которые являются свойственными данному историческому периоду в книжном деле.

Общность  родо-жанровой характеристики проявляется в следующих особенностях:

  1. охват максимально возможных видов искусства по тематике. Искусство и знание о нем развивается во всех направлениях, что отражается в репертуаре издательств. Нет главенствующего вида искусства. Хотя, если судить только по количественным показателям, литературы о кино издается больше. Но это невозможно утверждать наверняка, так как мы рассматриваем период на относительно небольших субъектах книжного рынка;
  2. два направления в издательской политики: идеологическое и аполитичное, причем первое свойственно государственным издательствам, второе – частным и кооперативным.

Общность  типо-видовой характеристики проявляется в следующих особенностях:

  1. наиболее издаваемый и распространенный тип изданий – научно-популярный. Введение всеобщего образования, повышение грамотности населения, увеличение числа образованных людей повышает потребность в познавательной литературе, и эту потребность с лихвой удовлетворяют данные издания. Наиболее частые виды изданий – биографии, далее – монографии. По той же причине набирает вес учебный тип изданий;
  2. в репертуаре издательств практически отсутствует научный тип. Предполагаем, что наука развивается, и этот процесс отражают специализированные научные издательства (например, при РАН СССР), но они не вошли в сферу нашего внимания;
  3. именно в данный период встречается особенно редкий для изданий по искусству массово-политический тип искусствоведческой литературы. Это связано с подчинением всех сфер жизни идеологии государства;
  4. в выпуске нотных изданий ключевым моментом стала публикация произведений авторов новой, советской России, а также массовое переложение произведений на народные инструменты (балалайка, гармонь), в том числе классических музыкальных произведений;
  5. в выпуске изоизданий большую роль начинает играть промышленная графика: литовки, афиши, брошюры. Они также становятся инструментом государственного влияния.

Таким образом, мы видим, что формирование репертуара издательств 20-30-х годов ХХ века во многом было обусловлено влиянием новой  власти, которая желала укрепиться и изменить сознание с помощью  искусства. Даже частные издательства, которые сопротивлялись этой тенденции, не могли полностью игнорировать происходящие в обществе изменения  и выпускали литературу революционно-пролетарского  характера. Несмотря на уступки, частная  инициатива была обречена, и вскоре такие издательства либо закрывались (чаще всего), либо преобразовывались  в государственные.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная работа была посвящена типологическому  анализу раздела репертуара нескольких издательств, существовавших в 20-30-е  годы ХХ века в России.

В работе последовательно проанализирован репертуар трех издательств, разных по происхождению и своей миссии. Мы охарактеризовали и показали на примерах родо-жанровую структуру репертуара изданий по искусству каждого из издательств. Перед нами предстала цельная картина по отдельно взятой отрасли книгоиздания – изданиям по искусству, - которая содержала в себе отражение практически всех видов искусства, как изобразительных, выразительных, так и сложных, составных.

Типо-видовая структура репертуара изданий по искусству открыла перед нами своеобразные портреты издательств: так «Аквилон» при малом количестве названий успел издать практически равный в типо-видовом плане репертуар с «Теакинопечатью», а особенностью «Теакинопечати» стало издание редких типов литературы: массового-политического и производственного-технического типов. «Тритон» делает упор на учебные издания и концертные нотные записи.

Эту характеристика была дополнена краткими историческими  справками об объектах работы. На основании  этих данных мы смогли сделать некоторые  выводы по теме нашей работы. В выводах  описаны общие и отличительные черты издательств «Аквилон», «Теакинопечать» и «Тритон», а также тенденции в формировании репертуара, которые проявились в работе всех трех предприятий.

Как уже было сказано выше, наибольшую роль в  этом играло государство.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Антонова С.Г. Издания по искусству. Проблемы типологии и редактирования/ С.Г.Антонова. - М., 1989.
  2. Вольман Б. Музыкальное издательство «Тритон» // Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда.— Л.: Советский композитор, 1972.
  3. История книги в СССР. 1917-1921 : в 3 т. - М., 1983-1986. - 1 т.
  4. Матышев А.А. 22 книги «Аквилона»\\ Книга: исследования и материалы. – М.: 1989.
  5. Какие пушкинские ассоциации связаны с названием издательства «Аквилон»? [Электронный ресурс]/ История Санкт-Петербурга. – Электрон.дан. – СПб., 2007. – Режим доступа: http://srohis.info/literaturnyy-peterburg/kakie-pushkinskie-assotsiatsii-svyazany-s-nazvaniem-izdatelstva-akvilon/#more, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Дата обращения: 30.05.2012.
  6. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусств: учебник для вузов / С.А.Карайченцева. - М. : МГУП, 2004.
  7. Кино [газета]: За 1930 год. - №№1,5,26,29.
  8. Книга: энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 1999.
  9. Книгоиздание в СССР: Цифры и факты. 1917-1987. - М., 1987.
  10. Левинсон-Лессинг В.Ф. Вступительная статья//Выставка картин и рисунков русских художников начала ХХ века из собрания Ф.Ф. Нотгафта. - Л.: б.и., 1962.
  11. Тараканова О.Л. Антикварное и букинистическое дело: Библиофильские издания/ О.Л. Тараканова. - М.: Изд-во МГУП, 2000.
  12. Хеллиер П. Книги, связанные с русским авангардом в изобразительном искусстве, театре и кино 1910-1934// Британская библиотека; Диалог национальных библиотек: Россия– Великобритания; второй двустор. семинар. тезисы выступ. – Б.г.: б.и., 2001.
  13. Электронный каталог [Электронный ресурс]/Российская государственная библиотека. - Электрон.дан. – М.: РГБ, 2009. – Режим доступа: http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Дата обращения: 30.05.2012.
  14. Электронный каталог[Электронный ресурс]/Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино. – Электрон.дан. – М.: ВГБИЛ, 2009. –Режим доступа: http://opac.libfl.ru/RARE/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Дата обращения: 30.05.2012.
  15. Электронный каталог[Электронный ресурс]/ Вологодская областная научная библиотека им. Бабушкина. – Электрон.дан. – Вологда: Вологодская областная универсальная научная библиотека, 1999–2012 гг. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – Дата обращения: 30.05.2012.

Информация о работе Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ