Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Активы  промежуточного баланса предприятия-должника - это стоимостная оценка конкурсной массы по учетным ценам вместе с текущими активами, непосредственно  связанными с деятельностью конкурсного управляющего. Баланс составляется после срока предъявления кредиторами своих требований и проведения инвентаризации имущества и является связующим звеном баланса хозяйственной деятельности с ликвидационным балансом.

     Ликвидационный  баланс - основной документ, регламентирующий расчеты с кредиторами при ликвидации предприятия. Он отражает реальную стоимость активов предприятия, по которой они будут реализованы, а также размер установленных требований кредиторов, т.е. реальную стоимость пассивов. С этой целью проводится переоценка активов по рыночной стоимости, т.е. оценивается их ликвидационная стоимость. Это особенно важно в том случае, когда был существенный перерыв во времени деятельности до проведения внесудебной процедуры или открытия конкурсного производства. По подходам к оценке различают следующие разновидности ликвидационной стоимости:

     •  упорядоченную, которая рассчитывается при упорядоченной ликвидации,  когда распродажа активов осуществляется в срок, достаточный для того, чтобы было много покупателей, готовых заплатить высокие цены;

     •  принудительную, когда активы продаются  как можно быстрее;

     •   стоимость прекращения существования  активов, когда они не продаются, а списываются и уничтожаются.

     Методика  расчета ликвидационной стоимости активов предприятия по рыночной стоимости заключается в следующем.

     1.    На   основе   установленных   судом   сроков   ликвидации  разрабатывается календарный график  ликвидации активов.

     2.  На основе методики накопления  активов, данных баланса предприятия по состоянию на дату оценки,  изменений в ходе инвентаризации имущества определяется текущая стоимость активов.

     3.  Текущая стоимость активов корректируется (преобразуется в ликвидационную  стоимость) путем уменьшения на  величину налогов, сборов, скидок с продаж и комиссионных затрат, связанных с продажей, включая оплату услуг риэлтора, хранение и транспортировку,  и Дисконтируется на дату оценки.

     4. Уточняются суммы обязательств  предприятия и затрат, связанных  с его ликвидацией (налоги, страхование,  охрана объектов до их продажи, управленческие расходы), путем применения метода прямого счета или с использованием дисконтирования по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

     5. Определяется достаточность ликвидационной  стоимости активов предприятия  для покрытия всех ликвидационных расходов и удовлетворения требований кредиторов.

     Иногда, чтобы обеспечить неделимость экономически и социально важного имущественного комплекса и продолжить его функционирование, проводится замещение активов, предусматривающее  его изъятие из конкурсной массы и внесение компенсации его стоимости.

     Порядок и сроки продажи имущества  должника должны быть одобрены собранием  или комитетом кредиторов. Реализация имущества производится на открытых или закрытых торгах. Последнее предусмотрено  в отношении продажи имущества, права распоряжения и владения которым ограничены.

     Текущие активы, отражающие деятельность конкурсного  управляющего (материалы, услуги, зарплата, подотчетные суммы и т.п.), потребляются в ходе проведения судебной процедуры  и списываются при составлении окончательного ликвидационного баланса.

     Несмотря  на имеющуюся законодательную базу, все еще много неясного в методике составления промежуточного ликвидационного  баланса. Затруднительна также оценка достаточности имущественных возможностей ликвидируемого предприятия для удовлетворения требований кредиторов. Эти пробелы в законодательстве попустительствуют злоупотреблениям путем искажения сведений о наличии имущества у должника в результате переоценки его стоимости.

     Цивилизованный  характер законодательства в отношении должников проявляется в том, что все требования к банкроту могут быть предъявлены только в порядке проведения назначенной процедуры. С момента введения конкурсного производства прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам обязательств должника. Исходя из этого условия уточняется, признается и устанавливается задолженность, заявленная кредиторами. Поэтому различают заявленные и незаявленные требования кредиторов. Кроме того, задолженность (обязательство) по заявленным требованиям кредиторов разделяется на признанную и непризнанную. Под признанной задолженностью (обязательством) подразумевается сумма заявленного долга перед кредитором, подтвержденная документально. Признанная сумма долга включает установленные требования, которые не оспариваются должником, и иные требования, подтвержденные к выполнению решением арбитражного суда.

     Пассивы промежуточного ликвидационного баланса  образуют оплаченная часть уставного  капитала, признанные и незаявленные обязательства предприятия, возникшие до признания его банкротом, вместе с текущими пассивами, возникшими в ходе конкурсного производства. Отражение незаявленных требований кредиторов в балансе обусловлено необходимостью удовлетворения их даже после проведения расчетов с кредиторами при наличии средств.

     Реестр  требований кредиторов содержит перечень сведений об установленной задолженности, которая таковой считается, если подтверждена вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. Она имеет следующий состав: сумма основного долга, сумма начисленных пеней, неустоек за просрочку платежа, сумма неуплаченных пошлин. Конкурсное производство предполагает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил. Поэтому отсутствует деление всех обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Разногласия, возникающие по поводу состава, размера и очередности удовлетворения требований кредиторов, рассматриваются арбитражным судом.

     Установленные требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с реестром и в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

     При расчетах вся кредиторская задолженность  разводится по следующим очередям. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его управления, так называемые текущие пассивы. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью, во вторую - по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в четвертую - требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. И в последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.

     При наличии незаявленных требований кредиторов первой и второй очередей расчеты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются.

     Если  денежных средств от продажи имущества  ликвидируемого предприятия недостаточно для полного погашения задолженности  перед кредиторами, то они распределяются пропорционально суммам требований при строгом соблюдении очередности. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостатка имущества должника, считаются погашенными (п. 5 ст. 114 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 416 ГК РФ). Незаявленная и непризнанная кредиторская задолженность, а также обязательства об отступном, об их новации либо их прекращении иным способом считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме, имеют право в течение 10 лет предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника.

     После завершения расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о  проведении конкурсного производства, реестр требований кредиторов, документы, подтверждающие продажу имущества должника и погашение его обязательств. Если в ходе распродажи имущества что-либо из него осталось нереализованным, то при отсутствии заявлений о правах собственности оно передается в муниципальную собственность.

     На  основании отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о  завершении конкурсного производства, которое в десятидневный срок передается органу, осуществляющему  государственную регистрацию юридических лиц. Предприятие считается ликвидированным, а процедура конкурсного производства завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

     Предприятие ликвидируется добровольно в  следующих случаях:

     •    в   связи   с   истечением   срока   создания   предприятия, определенного в его уставе;

     •  по достижении цели создания предприятия;

     •   в результате признания судом  недействительной регистрации предприятия;

     •  по причине банкротства.

     В последнем случае решение о ликвидации предприятия принимается собственниками при условии письменного согласия всех кредиторов и на основании анализа его финансового состояния, из которого видно, что хозяйствующий субъект не может платить по своим обязательствам, нет возможности восстановить его платежеспособность, а также если имущества достаточно, чтобы погасить все обязательства кредиторов. Тогда решением собственников руководитель отстраняется от должности и создается ликвидационная комиссия. Кандидатура ее председателя согласовывается с кредиторами. С момента его назначения все имущество предприятия-должника передается в его распоряжение.

     В функции ликвидационной комиссии входят: опубликование добровольного объявления в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» о ликвидации предприятия и сроках заявления требований кредиторов; выявление кредиторской задолженности и формирование реестра требований кредиторов; истребование дебиторской задолженности. Как и в случае принудительной ликвидации предприятия, в задачи ликвидационной комиссии при добровольной ликвидации входят оценка конкурсной массы, ее реализация, расчеты с кредиторами и исключение предприятия из государственного реестра. В любой момент до завершения процедуры ликвидации должника каждый из его кредиторов может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидирующегося предприятия банкротом, при нарушении законодательства в ходе осуществления добровольной ликвидации предприятия (например, при сокрытии части его имущества) собственники и руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований со сроком исковой давности 10 лет с момента ликвидации должника.

     Оптимистический путь решения проблемы преодоления  кризисного состояния предприятий  отличается гуманностью и состоит в предпринятии попыток их оздоровления. К разновидностям этого подхода относится проведение таких судебных процедур, как наблюдение, внешнее управление, досудебная санация, мировое соглашение. Следует отметить, что действующие правовые подходы к проведению внесудебных процедур по финансовому оздоровлению предприятий пока не имеют нормативного и методического подкрепления.

     Процедура наблюдения длится не более шести  месяцев. Задачи наблюдения возлагаются  на временного управляющего.

     Первая  и главная задача временного управляющего - выбрать меры по преодолению несостоятельности предприятия.

     Вторая  задача временного управляющего - обеспечить сохранность имущества должника до вынесения арбитражным судом  решения по существу дела. При наблюдении руководитель должника не отстраняется от выполнения своих обязанностей. Вместе с тем вводятся некоторые ограничительные и запретительные меры, связанные с осуществлением им деятельности. Контроль их соблюдения для обеспечения сохранности имущества должника и является-задачей временного управляющего.

     Так, ему подконтрольно совершение всех сделок, связанных с распоряжением  недвижимым и прочим имуществом, балансовая стоимость которого превосходит 10% суммы активов баланса, с получением и выдачей кредитов (займов), поручительств, гарантий, уступок прав требований.

     В период наблюдения предприятию запрещается  проводить следующие мероприятия: ликвидацию и реорганизацию, создание новых юридических лиц и участие  в них, формирование филиалов и представительств, выплату дивидендов, проведение эмиссий ценных бумаг, выход из состава участников должника. При нарушении перечисленных мер руководитель может быть отстранен от должности арбитражным судом.

     Третья  задача временного управляющего заключается  в ведении Реестра требований кредиторов, которые предъявляются в месячный °Рок с момента принятия арбитражным судом искового заявления.

     И последняя, четвертая задача временного управляющего состоит втом, чтобы  разобраться с финансовым состоянием должника, проверить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и выяснить, имеется ли у него возможность восстановить платежеспособность. Помощью в работе управляющего являются Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства, утвержденные распоряжением ФСДН России № 33-р от 08.10.99.

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"