Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Существуют  различные приемы проведения реструктуризации имущества предприятия по рассмотренной  технологии. Это может быть разделение имущественного комплекса на отдельные предприятия, продажа, приобретение, сдача в аренду, передача части имущества в залог, освоение новых технологий, предусматривающих дополнительное введение производственных мощностей, образование или вхождение предприятия частью имущества в финансово-промышленные группы, освобождение от объектов социальной сферы;

     •  реструктуризация задолженности перед  федеральным бюджетом в соответствии с постановлением Правительства  РФ соответствующего текущего финансового  года "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и Правилами подготовки заключений о возможности  реструктуризации  задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет, утвержденными распоряжением ФСДН России № 30-р от 22.09.99.

     Оказанием помощи по погашению нереструктурированной  задолженности занимаются межведомственные балансовые комиссии;

     • выделение льготного кредита из бюджета;

     •  поддержка Правительства РФ и  территориальных органов в виде разработки бизнес-планов по техническому перевооружению и снижению коммунальных платежей;

     •    работа   с   несостоятельными   предприятиями   в   рамках межведомственных балансовых комиссий с участием представителей всех    фискальных    органов,    внебюджетных   фондов,    банков территориального образования;

     • обеспечение взаимодействия лиц, участвующих  в проведении процедур банкротства  предприятий, с лицами, занимающимися антикризисным управлением;

     •  реформирование неплатежеспособных предприятий, проводимое на основании Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики РФ № 118от01.10.97.

     В соответствии с концепцией управления собственностью, утвержденной Президентом РФ, будет продолжено реформирование государственных унитарных предприятий, кроме тех, что обеспечивают решение стратегических программ. Будет также активизировано реформирование действующих убыточных предприятий. На эти цели в федеральном бюджете выделяются средства по статье «Социально-экономическое развитие региона»;

     •  приватизация несостоятельных предприятий;

     • коммерциализация на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. В данном случае нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на таких условиях, что если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12% акций этого предприятия;

     • оказание помощи в осуществлении социально значимой деятельности нерентабельным и убыточным предприятиям.

     Все меры антикризисного регулирования  деятельности предприятий должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

     Опыт  работы последних лет показал, что  профилактическое и внесудебное антикризисное регулирование, проводимое межведомственными балансовыми комиссиями и коллегиями уполномоченных государственных представителей, с точки зрения объемов поступлений в бюджет является более эффективным, чем применение судебных процедур.

     Таким образом, существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной политики позволяет, во-первых, продвинуть развитие предприятий в желаемом направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий. 
 

4.  Мониторинг состояния   предприятий 

     Профилактика  и досудебная санация результативны, если они начинаются своевременно. Но для этого необходимо постоянно  отслеживать состояние предприятий.

     В большинстве развитых стран потенциальные  банкроты «вымываются» из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого статуса. Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о кризисных симптомах функционирования тех или иных предприятий. Это очень полезная мера с точки зрения профилактики кризисных явлений в экономике. Чаще всего она реализуется с помощью мониторинга.

     Мониторинг  (от англ. топИоппд) - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.

     Мониторинг  финансового состояния  предприятий представляет собой систему сбора данных и расчета показателей финансового состояния предприятий, сформированную на мезо- и макроуровне, позволяющую диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятий.

     Мониторинг  является одним из элементов системы  антикризисного регулирования. Объективная необходимость его использования диктуется тем обстоятельством, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создания адекватной современным условиям системы изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.

     В России мониторинг осуществляется с 1 апреля 1999 г. на основании распоряжения Федеральной службы России по делам  о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» № 13-р от 31.03.99 с учетом изменений и дополнений, внесенных распоряжением ФСФО России № 17-р от 28.06.99, и распоряжения ФСФО России «О методических основах проведения мониторинга финансового состояния крупных, экономически и социально значимых организаций».

     Проведение  мониторинга является функцией территориальных  органов и агентств, а также  центрального аппарата ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни предприятий, подлежащих мониторингу, которые охватывают крупные, экономически и социально значимые предприятия;

     •  входящие в число 100 крупнейших компаний России по рыночной стоимости;

     •  имеющие фактическую численность  работников, превышающую 10 тыс. человек;

     •  являющиеся субъектами естественной монополии;

     •  градообразующие, имеющие фактическую  численность работников свыше 1 тыс. человек;

     •   должники,   имеющие  большое  значение для  экономики соответствующих  регионов.

     В настоящее время в стране сформирована регулярно действующая система мониторинга и оценки финансового состояния крупнейших экономически и социально значимых предприятий, которая охватывает 1663 предприятия. Подготовлена нормативная база, позволяющая не реже раза в квартал фиксировать изменения в их финансово-экономическом состоянии.

     Технология  мониторинга представляет собой  специально организованные действия по определению вероятности или  реальности наступления кризиса  предприятий. Мониторинг проводится в  три этапа.

     На  первом этапе мониторинга предприятий  осуществляется сбор и хранение первичной  информации, которая размещается  на бумажных носителях в установленной  форме. Каждое предприятие, охваченное мониторингом, представляет в контролирующий орган учетную карту, а также ежеквартальную и годовую отчетность, которая включает бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД), отчет о движении капитала (форма № 3 по ОКУД), отчет о движении денежных средств (форма № 4 по ОКУД), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5 по ОКУД) и пояснительную записку. На основании данных этих документов составляются агрегированные формы финансовой отчетности.

     На  втором этапе мониторинга предприятий  производится обработка полученной первичной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий, уточненные и адаптированные к условиям их функционирования.

     Федеральной службой разработаны Методические основы проведения мониторинга крупных, экономически и социально значимых организаций. Экспресс-методика мониторинга предприятий - это методика, основанная на принципе формирования комплексной балльной оценки финансового состояния предприятия по следующим показателям: текущей ликвидности (Ктл), финансовой независимости (Кн), эффективности операций (соотношение активов и выручки предприятия - Кэ), рентабельности активов (Ра) и сумме кредиторской задолженности, просроченной не более трех месяцев (Пз).

     Расчет  комплексной оценки производится по формам бухгалтерского отчета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ №4н  от 13.01.2000.

     На  третьем этапе мониторинга предприятий  производится ранжирование всех исследованных  предприятий по критериям схожести их состояния, отраслевой принадлежности и территориального расположения (по 23 показателям). Затем для каждой из выделенных групп разрабатываются конкретные антикризисные решения. В целях повышения объективности и обоснованности результатов мониторинга на данном этапе проводятся различные виды экспертного анализа для выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, определения объектов оценки, предложения направлений финансового оздоровления предприятий, оценки действий руководителя, характеристики финансового состояния предприятия.

     Основанием  для проведения анализа служат следующие  нормативно-методические документы: Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков  фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением фСФО России № 33-р от 08.10.99; постановление Правительства РФ «О стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности»; государственные стандарты «Единая система стандартов оценки. Основные положения» и «Единая система стандартов оценки. Термины и определения».

     Физические  и юридические лица, осуществляющие экспертную деятельность в области  финансового оздоровления и несостоятельности  предприятий, получают соответствующую  аккредитацию. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга непрерывно совершенствуется. Так, в настоящее время требуется разработать методологические подходы к определению категорий предприятий, в отношении которых целесообразно применять превентивные меры по их финансовому оздоровлению, и комплекс соответствующих возможных мер. Остро необходимы специальные типовые технологии оздоровления несостоятельных предприятий.

     Кроме финансово-экономического состояния  предприятий, в качестве объекта  мониторинга выступают судебные процессы о банкротстве предприятий. В данном случае мониторинг представляет собой трехуровневую систему.

     На  первом уровне ведется сбор, учет и  классификация информации о возбуждаемых делах.

     На  втором уровне на основе полученных данных коллегии уполномоченных государственных представителей вырабатывают единую позицию государства по отношению к предприятиям-банкротам. А в отношении крупных, экономически и социально значимых предприятий позиция вырабатывается Центральной коллегией уполномоченных государственных представителей.

     На  третьем уровне реализуется сопровождение  арбитражных процессов.

     Проведение  мониторинга осуществляется с помощью  новейших технических средств вычислительной техники, оргтехники и программного обеспечения стоимостью 1 млн долл. США.

     Таким образом, в России создана мощная система мониторинга состояния предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран. Эта система позволяет собрать исчерпывающую информацию, необходимую для принятия экономически обоснованных взвешенных решений по антикризисному регулированию в каждой конкретной ситуации. Вместе с тем она не лишена недостатков. Необходимо стандартизировать подходы к оценке состояний предприятий и выработать универсальную технологию анализа. Требуется унифицированная методика Ранжирования предприятий. В этом смысле наиболее совершенной является методика интегрированной балльной оценки состояния предприятий. 
 

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"