Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций
Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".
Существуют различные приемы проведения реструктуризации имущества предприятия по рассмотренной технологии. Это может быть разделение имущественного комплекса на отдельные предприятия, продажа, приобретение, сдача в аренду, передача части имущества в залог, освоение новых технологий, предусматривающих дополнительное введение производственных мощностей, образование или вхождение предприятия частью имущества в финансово-промышленные группы, освобождение от объектов социальной сферы;
• реструктуризация задолженности перед федеральным бюджетом в соответствии с постановлением Правительства РФ соответствующего текущего финансового года "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и Правилами подготовки заключений о возможности реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет, утвержденными распоряжением ФСДН России № 30-р от 22.09.99.
Оказанием
помощи по погашению
• выделение льготного кредита из бюджета;
• поддержка Правительства РФ и территориальных органов в виде разработки бизнес-планов по техническому перевооружению и снижению коммунальных платежей;
• работа с несостоятельными предприятиями в рамках межведомственных балансовых комиссий с участием представителей всех фискальных органов, внебюджетных фондов, банков территориального образования;
• обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в проведении процедур банкротства предприятий, с лицами, занимающимися антикризисным управлением;
• реформирование неплатежеспособных предприятий, проводимое на основании Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики РФ № 118от01.10.97.
В соответствии с концепцией управления собственностью, утвержденной Президентом РФ, будет продолжено реформирование государственных унитарных предприятий, кроме тех, что обеспечивают решение стратегических программ. Будет также активизировано реформирование действующих убыточных предприятий. На эти цели в федеральном бюджете выделяются средства по статье «Социально-экономическое развитие региона»;
• приватизация несостоятельных предприятий;
• коммерциализация на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. В данном случае нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на таких условиях, что если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12% акций этого предприятия;
• оказание помощи в осуществлении социально значимой деятельности нерентабельным и убыточным предприятиям.
Все меры антикризисного регулирования деятельности предприятий должны быть соотнесены с государственными программами по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, решению экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Опыт работы последних лет показал, что профилактическое и внесудебное антикризисное регулирование, проводимое межведомственными балансовыми комиссиями и коллегиями уполномоченных государственных представителей, с точки зрения объемов поступлений в бюджет является более эффективным, чем применение судебных процедур.
Таким
образом, существуют четко обозначенные
направления принятия мер антикризисного
регулирования деятельности предприятий,
составляющие разные варианты антикризисной
политики: предупреждение кризиса, преодоление
его последствий в щадящем режиме и жесткое
следование нормам законодательства.
Их избирают в зависимости от сложившихся
обстоятельств. Каждый вариант антикризисной
политики позволяет, во-первых, продвинуть
развитие предприятий в желаемом направлении,
во-вторых, защитить от разорения социально
значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным
путем обеспечить развязку отношений
вокруг несостоятельности предприятий.
4.
Мониторинг состояния
предприятий
Профилактика
и досудебная санация результативны,
если они начинаются своевременно.
Но для этого необходимо постоянно
отслеживать состояние
В большинстве развитых стран потенциальные банкроты «вымываются» из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого статуса. Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о кризисных симптомах функционирования тех или иных предприятий. Это очень полезная мера с точки зрения профилактики кризисных явлений в экономике. Чаще всего она реализуется с помощью мониторинга.
Мониторинг (от англ. топИоппд) - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.
Мониторинг финансового состояния предприятий представляет собой систему сбора данных и расчета показателей финансового состояния предприятий, сформированную на мезо- и макроуровне, позволяющую диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятий.
Мониторинг является одним из элементов системы антикризисного регулирования. Объективная необходимость его использования диктуется тем обстоятельством, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создания адекватной современным условиям системы изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.
В России мониторинг осуществляется с 1 апреля 1999 г. на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» № 13-р от 31.03.99 с учетом изменений и дополнений, внесенных распоряжением ФСФО России № 17-р от 28.06.99, и распоряжения ФСФО России «О методических основах проведения мониторинга финансового состояния крупных, экономически и социально значимых организаций».
Проведение мониторинга является функцией территориальных органов и агентств, а также центрального аппарата ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни предприятий, подлежащих мониторингу, которые охватывают крупные, экономически и социально значимые предприятия;
• входящие в число 100 крупнейших компаний России по рыночной стоимости;
•
имеющие фактическую
• являющиеся субъектами естественной монополии;
• градообразующие, имеющие фактическую численность работников свыше 1 тыс. человек;
• должники, имеющие большое значение для экономики соответствующих регионов.
В настоящее время в стране сформирована регулярно действующая система мониторинга и оценки финансового состояния крупнейших экономически и социально значимых предприятий, которая охватывает 1663 предприятия. Подготовлена нормативная база, позволяющая не реже раза в квартал фиксировать изменения в их финансово-экономическом состоянии.
Технология мониторинга представляет собой специально организованные действия по определению вероятности или реальности наступления кризиса предприятий. Мониторинг проводится в три этапа.
На первом этапе мониторинга предприятий осуществляется сбор и хранение первичной информации, которая размещается на бумажных носителях в установленной форме. Каждое предприятие, охваченное мониторингом, представляет в контролирующий орган учетную карту, а также ежеквартальную и годовую отчетность, которая включает бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД), отчет о движении капитала (форма № 3 по ОКУД), отчет о движении денежных средств (форма № 4 по ОКУД), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5 по ОКУД) и пояснительную записку. На основании данных этих документов составляются агрегированные формы финансовой отчетности.
На втором этапе мониторинга предприятий производится обработка полученной первичной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий, уточненные и адаптированные к условиям их функционирования.
Федеральной службой разработаны Методические основы проведения мониторинга крупных, экономически и социально значимых организаций. Экспресс-методика мониторинга предприятий - это методика, основанная на принципе формирования комплексной балльной оценки финансового состояния предприятия по следующим показателям: текущей ликвидности (Ктл), финансовой независимости (Кн), эффективности операций (соотношение активов и выручки предприятия - Кэ), рентабельности активов (Ра) и сумме кредиторской задолженности, просроченной не более трех месяцев (Пз).
Расчет комплексной оценки производится по формам бухгалтерского отчета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ №4н от 13.01.2000.
На
третьем этапе мониторинга
Основанием для проведения анализа служат следующие нормативно-методические документы: Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением фСФО России № 33-р от 08.10.99; постановление Правительства РФ «О стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности»; государственные стандарты «Единая система стандартов оценки. Основные положения» и «Единая система стандартов оценки. Термины и определения».
Физические и юридические лица, осуществляющие экспертную деятельность в области финансового оздоровления и несостоятельности предприятий, получают соответствующую аккредитацию. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга непрерывно совершенствуется. Так, в настоящее время требуется разработать методологические подходы к определению категорий предприятий, в отношении которых целесообразно применять превентивные меры по их финансовому оздоровлению, и комплекс соответствующих возможных мер. Остро необходимы специальные типовые технологии оздоровления несостоятельных предприятий.
Кроме финансово-экономического состояния предприятий, в качестве объекта мониторинга выступают судебные процессы о банкротстве предприятий. В данном случае мониторинг представляет собой трехуровневую систему.
На первом уровне ведется сбор, учет и классификация информации о возбуждаемых делах.
На втором уровне на основе полученных данных коллегии уполномоченных государственных представителей вырабатывают единую позицию государства по отношению к предприятиям-банкротам. А в отношении крупных, экономически и социально значимых предприятий позиция вырабатывается Центральной коллегией уполномоченных государственных представителей.
На третьем уровне реализуется сопровождение арбитражных процессов.
Проведение
мониторинга осуществляется с помощью
новейших технических средств
Таким
образом, в России создана мощная система
мониторинга состояния предприятий на
макроуровне, которая впитала в себя успешный
зарубежный опыт многих развитых стран.
Эта система позволяет собрать исчерпывающую
информацию, необходимую для принятия
экономически обоснованных взвешенных
решений по антикризисному регулированию
в каждой конкретной ситуации. Вместе
с тем она не лишена недостатков. Необходимо
стандартизировать подходы к оценке состояний
предприятий и выработать универсальную
технологию анализа. Требуется унифицированная
методика Ранжирования предприятий. В
этом смысле наиболее совершенной является
методика интегрированной балльной оценки
состояния предприятий.