Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Система антикризисного регулирования  представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

     Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы.

     Механизмами антикризисного регулирования, приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

     Стратегия антикризисного регулирования - генеральное направление стабилизации экономического развития с целью реализации стратегии преобразования общественной жизни страны.

     Политика  антикризисного регулирования  - это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на стабилизацию кризисной экономической ситуации, на формирование механизма регулирования, способного своевременно влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.

     Принципами антикризисного регулирования являются:

     •   создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;

     •   ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния  на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

     •  предоставление честным должникам  возможности возобновления своей   деятельности   и   создание   условий   для   возрождения  отечественного бизнеса;

     •  сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;

     •   введение системы безопасных мер  для всех участников предпринимательства  и экономической деятельности государства  при банкротстве предприятий;

     •  защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению  его развала;

     •  защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам  кредиторов;

     •   справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество  должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

     Все эти принципы реализуются в законодательной  базе антикризисного регулирования. К  настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного регулирования.

     Итак, в течение последних пяти лет  в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоординированы отношения и разграничены пределы компетенции.  
 

3.  Меры антикризисного регулирования, применяемые к предприятиям 

     Регулирование состояния предприятий осуществляется по различным технологиям.

     Технология  антикризисного регулирования- совокупность способов, приемов, форм и методов (далее  по тексту - меры), с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий.

     Все меры антикризисного регулирования  несостоятельности предприятий  можно объединить в две группы.

     1.  Профилактические меры антикризисного  регулирования- меры, предупреждающие наступление кризисного состояния у предприятий. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

     2.  Меры, применяемые к предприятиям, находящимся в кризисе, -это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

     Санация состояния предприятия может  быть: внесудебной, досудебной и арбитражной (судебной). Внесудебная санация - это  санация предприятия, проводимая без участия арбитражного суда и соответственно без официального объявления банкротства. Досудебная санация - это санация предприятия, предполагающая предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление. Арбитражная (судебная) санация - это санация, осуществляемая по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством.

     Разнообразие  применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет  их объединить в рамках той или  иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная или досудебная санация - в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация - при политике преодоления кризиса на основе жесткого следования нормам законодательства.

     Для российской экономики текущего периода  характерна массовая несостоятельность  предприятий. В соответствии с действующим  законодательством о банкротстве большинство из них полагалось бы ликвидировать. Однако многие предприятия выполняют социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы и т.п.). Их функционирование нельзя не только прекратить, но и приостановить. Поэтому органы, компетентные осуществлять антикризисное регулирование, не следуют принципу автоматического выполнения законодательства, как это делается в Германии или Англии. Категоричный подход уместен в условиях здоровой экономики. Россия пребывает в состоянии затяжного глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую актуальность и эффективность приобретают профилактические меры и внесудебная санация состояния предприятий. Популярные профилактические меры по антикризисному регулированию:

     •  консультирование предпринимателей и  менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;

     •   создание специализированных компаний по антикризисному управлению;

     •   обеспечение условий для  инновационной  деятельности предприятий,   а   именно:  осуществление   институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных   условиях   пустующих   объектов   и   объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов;

     • разработка Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов и консультационной фирмой "Проинвест Консалтинг" при участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ Программы подготовки предприятий регионов к привлечению инвестиций и содействия в мобилизации капитала. Цель ее видится в вовлечении в инвестиционный процесс руководителей предприятий в тесном взаимодействии с органами местной власти регионов. Программа призвана активизировать инвестиционные процессы и повысить инвестиционную привлекательность регионов. Это один из этапов более масштабной и комплексной Программы повышения конкурентоспособности и реформирования промышленности регионов;

     •  формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, подготовка предприятий к взаимодействию с потенциальными инвесторами;

     • льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики;

     •   совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением;

     •  предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов;

     •   приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям;

     •  анализ рыночной конъюнктуры на перспективу;

     •  создание условий для добросовестной конкуренции;

     •   целевая переподготовка персонала  с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров;

     • формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

     •  выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности;

     • налоговые льготы, упрощение порядка  расчетов по налогам для малых  предприятий;

     • предоставление права первоочередного  выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.

     Меры  по внесудебной санации состояния предприятия в системе антикризисного регулирования:

     •   реструктуризация предприятия, предполагающая проведение его реформирования в  целом путем разработки эффективной  снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной, кадровой политики. Она  проводится на основании Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики РФ № 118 от 01.01.97, и Концепции формирования     отраслевых     программ     реструктуризации, утвержденной  Министерством промышленности  РФ  12.03.97. Реструктуризация  предприятия может быть принудительной, проводимой по инициативе и с участием органов исполнительной власти, либо добровольной, осуществляемой на основании решения собственника или кредиторов.

     Направлениями реструктуризации предприятия являются ликвидация отдельных нерентабельных производств, демонополизация в сочетании с диверсификацией производства и приватизация. Все они отражаются в Программе о реструктуризации предприятия, которая кроме направлений содержит цели, способы, средства и сроки проведения мероприятий. В качестве мероприятий по реструктуризации предприятия предлагаются следующие: очистка от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа в соответствии с постановлением Правительства РФ "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" № 476 от 22.05.98.

     Структурная перестройка предприятия может  осуществляться путем его реорганизации  и создания нового юридического лица для выполнения определенных функций. В Программе приводятся перечни объектов, реструктуризация которых осуществляется по решению органов исполнительной власти, администрации, кредиторов, инвесторов, определяется порядок взаимодействия с органами местной власти входе выполнения программы, предлагаются критерии принятия решений о реструктуризации, устанавливается система стимулирования выполнения программы, разрабатываются меры по социальной защите работников;

     •   реструктуризация имущества предприятия, т.е. изменение структуры предприятия таким образом, чтобы его функционирование в целом обеспечило достаточный уровень рентабельности.

     Такая реструктуризация производится по следующей  технологии. Объектом ее являются все  активы предприятия. Определяется объем выпуска продукции каждого вида по рыночным ценам. Затем выявляется часть имущественного комплекса, обеспечившего выпуск продукции каждого вида. Далее выявляются центры ответственности за эффективное использование каждой части имущественного комплекса и разрабатываются соответствующие стратегии. И наконец, проводится распродажа излишнего и неэффективно используемого имущества.

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"