Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций
В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.
1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..
Аутсорсинг и соответствующее развитие малых предприятий значительно повышает эффективность имеющихся в обществе ресурсов. Белорусский экономист Л.К. Злотников поясняет это на примере. Ему довелось посетить малое предприятие в Токио, в собственности которого было лишь два робота для измерения физических размеров деталей. Это предприятие осуществляло входной контроль качества изготовления деталей. В момент посещения происходило измерение размеров контрольной выборки корпусов фотоаппарата, изготовленных малым предприятием — контрактором для фирмы «Кодак». Закончив операцию входного контроля и отпечатав заключение, в тот же день робот должен был переключиться (смена программы) на измерение другой детали, изготовленной другим малым предприятием и для другой фирмы. Описанная даже не подетальная, а пооперационная специализация обеспечивает круглосуточную работу сложного оборудования, снижая удельную стоимость операции до предела.
В результате описанной выше реструктуризации формируется большое количество малых и средних фирм, работающих в симбиозе с крупными предприятиями, что является признаком эффективной организации производства.
Организационно-
В сложившейся «белорусской
модели» большинство
На эту тему можно почитать хорошую книгу, где описан зарубежный опыт: Злотников Л.К. и др. Субконтарктация – ключевой фактор стратегии экономического развития. Минск: ТЕСЕЙ, 2007. – 156 с. Книгу можно скачать по URL-адресу: http://ekonomika.by/zlotnikov
______________________________
Обеспечить
процесс включения
Внешние условия для
включения в международное
Когда ТНК приходят в другие страны, они ищут местных контракторов для производства комплектующих. Например, когда компания Electrolux в 2005 году начала сборку своих стиральных машин в Санкт-Петербурге, она предоставила документацию и требования к поставляемым деталям всем российским фирмам, желавшим принять участие в поставке комплектующих, за свой счет провела аудит производства возможных поставщиков.
Источник: Злотников Л.К. Фактор «Семь» // Белорусы и рынок. №5. 2006. – С. 22
______________________________
Маркетинг, менеджмент (кадры), инновации, инвестиции в антикризисном управлении.
Маркетинг в антикризисном управлении. Маркетинг как способ деятельности, обеспечивающий приспособление, подстраивание организации к рынку, а также формирования рынка — одно из важнейших направлений работы менеджмента. Особое значение эта сфера деятельности предприятия приобретает в условиях кризиса. Более того, причины многих кризисов связаны с неудовлетворительным определением или реализацией маркетинговой политики фирмы.
Основными маркетинговыми средствами в антикризисном управлении являются: изучение целевых рынков и наиболее привлекательных покупателей; определение и реализация конкурентных преимуществ; использование эффективных коммуникаций; компенсация слабых сторон фирмы и продукта; обеспечение полезности для потребителя; выявление и использование ключевых компетенций.
Выбор конкретных маркетинговых средств определяется следующими факторами: скорость получения результата; ответная реакция потребителей; реакция конкурентов; величина потенциала; степень риска; опасность долгосрочных потерь; правовые и связанные с охраной окружающей среды ограничения; моральное состояние сотрудников.
Инновационная политика фирмы как фактор антикризисного управления. Инновационность предприятия, способность осуществлять направленные изменения деятельности на основе освоения новых элементов составляет основу его приспосабливаемости к изменениям внешней и внутренней среды. Антикризисное управление не имеет иной основы, чем поиск, отбор и внедрение новых форм, методов, сфер ведения бизнеса, поскольку ранее использовавшиеся подходы себя уже не оправдывают и привели к кризису.
Инновации, нововведения рассматриваются как создание новых продуктов или новых качеств у уже существующих продуктов; внедрение новых способов производства или коммерческого использования продукта; освоение новых рынков сбыта; использование новых источников сырья; изменение структуры бизнеса. Однако однажды достигнутое преимущество поддерживается только путем непрерывного поиска новых, более эффективных способов ведения бизнеса.
______________________________
Обеспечить внедрение инноваций на белорусских предприятиях. Сложившаяся в отрасли промышленности система отношений директората с органами госуправления неблагоприятна для научно-технического прогресса. Директора вынуждены обеспечивать рост «валовых» показателей, что часто несовместимо с проведением реконструкции. Кроме того, в случае неудачи при внедрении новшества директора могут наказать, а средства, выделенные из бюджета на внедрение, будут возвращены государству. Госконтроль не принимает во внимание, что внедрение эффективных разработок связано с рисками. При закупке оборудования директора вынуждены доказывать, что оно закуплено без «отката». Но даже спустя годы контролеры могут доказать, что «откат» все-таки был. Повторяется та же история, как в бывшем СССР, когда оказалось, что в последние 20 лет его существования технический прогресс отсутствовал. Выход из ситуации – отменить, как неоднократно предлагалось экспертами, доведение обязательных валовых показателей по объему выпуска для государственных предприятий.
______________________________
Основными целями действий по выведению предприятия из кризиса являются сначала восстановление платежеспособности, предоставление ему возможности дальнейшего ведения деятельности, а затем – вывод на новый уровень развития, повышение конкурентного статуса.
Инвестиции как материальная основа эффективного антикризисного управления. Инвестиции – вложения капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода, социального или иного эффекта – являются материальной основой эффективного антикризисного управления. Капитал может быть получен как извне фирмы (от ее собственников, государства, кредитно-финансовых организаций, заинтересованных в деятельности предприятия лиц), так и изнутри, в результате осуществления фирмой прибыльной деятельности.
Однако в кризисной ситуации такая схема дает серьезные сбои: выручка не поступает в полном объеме из-за проблем с продажами; прибыли, как правило, нет; амортизационные отчисления направляются на пополнение оборотных средств, выплату заработной платы.
Возникает вопрос: откуда возможно получить инвестиции, позволяющие профинансировать дальнейшую деятельность, а в случае реализации стратегических программ – для развития предприятия?
Рассмотрим основные способы и возможности привлечения внешних инвестиций для вывода предприятия из кризиса, которые можно разделить на две группы.
1. Инвестиции без участия в собственности предприятия.
Кредиты, займы – предоставление ресурсов (денежных средств или другого имущества) на условиях возвратности, срочности и платности организациями кредитно-финансовой системы, поставщиками и другими контрагентами, собственниками, органами государственного управления. Такое финансирование можно получить и в кризисной ситуации, особенно в рамках осуществления процедур досудебного оздоровления или санации. Обоснованием должен служить план финансового оздоровления предприятия (примеч. пример подобного плана приведен в приложении к лекции, только имеет рабочее название – Заключение о финансовом состоянии предприятия и возможных последствиях его продажи. – В.А.). Основными проблемами являются необходимость выплаты процентов за пользование средствами, которые могут быть достаточно высокими, и наличие ликвидного залога.
Ссуды – предоставление ресурсов на безвозмездной основе на условиях возвратности и срочности. Источники и требования аналогичны первому варианту, возможность получения ресурсов ниже.
Безвозмездное финансирование – предоставление дотаций, субсидий, финансовой помощи для покрытия убытков на безвозмездной и безвозвратной основе. Источники и требования аналогичны, хотя вероятность получения таких средств еще ниже, чем в случаях привлечения кредита, займа или ссуды.
Выпуск облигаций теоретически возможен, однако в реальности по ряду объективных причин не применяется предприятиями в Беларуси (хотя, например, в США такая практика очень распространена; например, предприятия выпускают облигации также часто, как акции).
2. Инвестиции с участием в собственности предприятия осуществляются посредством выпуска акций, продажи долей (паев) в его уставном капитале, наращивания величины уставного фонда.
Стратегическое инвестирование предполагает получение преобладающего участия (контрольного пакета акций) в капитале, позволяющего управлять предприятием и бизнесом, определять его деятельность. Часто ведет к смене руководства компании. В кризисной ситуации рыночная стоимость предприятия снижается, что делает его более привлекательным для потенциальных покупателей, а поскольку прежние собственники и руководство не смогли эффективно организовать деятельность, вариант привлечения стратегического инвестора, его денег, опыта и рыночных возможностей является целесообразным способом выхода из кризиса.
Венчурное инвестирование предполагает вложение средств в перспективный, но высоко рискованный бизнес с последующим выходом из него посредством продажи доли инвестора по значительно возросшей за несколько лет активного развития предприятия рыночной стоимости. В Беларуси по ряду причин пока не получило развития.
Инвестиционный анализ как элемент антикризисного управления. Принятие решений о разработке, продолжении или прекращении осуществляемых на предприятии инвестиционных проектов принимается исходя из разработанных оперативных и стратегических антикризисных программ с учетом оценки эффективности проектов, а также их значимости для развития предприятия в будущем.
______________________________
Человеческий фактор и роль кадровой политики в антикризисном управлении. Поведение человека в странах с нерыночной экономикой как правило носит не рациональный характер, а конвенциальный характер. Человек в реальной жизни при принятии решений пользуется готовым набором правил, то есть поведение его носит не рациональный, а конвенциальный характер (т.е. подчинено правилам и условностям).
Человек не пытается реализовать максимальный вариант, а считает вариант удовлетворительным, если берет выставленную им же самим «планку притязаний».
Часто встречается негибкость поведения и феномен «порогов»: поведение меняется лишь тогда, когда внешний раздражитель превышает некоторую пороговую величину.
Белорусские ученые-экономисты должны больше исследовать экономическое поведение граждан, чтобы лучше понять, каким образом построить действующие рыночные механизмы.