Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

Источник: Злотников Л.К. Реструктуризация промышленности и предприятий / Промышленная политика в Беларуси: что впереди? // Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов. Под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова. Минск, 1999. 368 с. – С. 329-337.

 

Исследования Всемирного банка  показали, что если в стране малые  и средние предприятия производят менее 40% ВВП, то инвестиции в такую  экономику не дадут эффекта (в Беларуси к 2015 г. планируют выйти на цифру только в 30%, а в настоящее время она составляет 18-20% ВВП). В развитых странах мира на одну тысячу жителей приходится в 10-15 раз больше малых предприятий, чем в Беларуси.

Если частный сектор в торговле Беларуси мог зародиться параллельно с государственной торговлей и потребкооперацией (на палатки на рынках и на киоски по городам Беларуси большой капитал не нужен), то придется ждать слишком долго, пока рядом с промышленными госпредприятиями возникнут другие, частные промышленные предприятия.

Сегодня частными промышленными предприятиями могут стать жизнеспособные структуры нежизнеспособных в целом госпредприятий. Так можно ускорить переход к эффективной рыночной экономике при ограниченных инвестиционных ресурсах.

Пока не «рассыпаны»  доставшиеся от СССР натуральные  хозяйства и не создана сеть малых и средних высокотехнологичных и специализированных предприятий, работающих на рынок деталей целых регионов мира, трудно рассчитывать на выпуск дешевой и качественной техники.

Но белорусское руководство  пока не понимает в достаточной степени роли малых частных предприятий в современной экономике. Их деятельность ограничивается торговлей, производством электрочайников, садовых домиков и других товаров, не влияющих существенно на рост эффективности белорусской экономики. Их кооперация с крупными промышленными госпредприятиями не поощряется.

 

Пример. Включение белорусских предприятий и их отдельных структурных подразделений в цепочки ТНК как основной путь включения белорусской экономики в мировое хозяйство. Сегодня включение экономики Беларуси в мировое хозяйство понимается лишь как выход на мировой рынок отечественных товаров, привлечение иностранных инвестиций и новых технологий для развития белорусских предприятий. Однако современное представление интегрированности страны в мировую экономику на этом не должно исчерпываться. Давайте представим, например, что «Philips» приобрел контрольные пакеты акций «Горизонта» и «Витязя», и включил последние в состав своей корпорации (ТНК). Очевидно, что произведенный там товар уже не будет отечественным, а будет товаром марки «Philips» «желтой», «белой» или какой-либо иной сборки, из поставленных «Philips» комплектующих. Доля этих товаров на рынке будет не долей Беларуси, а долей ТНК. Сами «Горизонт» и «Витязь» уже не будут белорусскими предприятиями, и белорусскому правительству ТНК не позволит искать для них инвестиции или технологии (может быть, даже не позволит ознакомиться с технологическими секретами). Белорусское правительство не сможет вмешиваться в деятельность этих предприятий.

Таким образом, рассуждая о транснационализации экономики, следует для начала отбросить устаревшие представления об этом процессе. Включение белорусских предприятий в воспроизводственные структуры ТНК означает их выключение из национальной экономики. Правительство в этом случае будет лишь в состоянии определять некоторые условия функционирования ТНК (например, минимальная зарплата, налоги). Глобализация экономики означает, что производство становится глобальным, прибыль – тоже. Заботой национальных правительств становится не установление контактов с Венесуэлой, Ираном или Азербайджаном с целью обеспечить сбыт отечественных товаров, а создание условий, чтобы как можно большая часть созданного ТНК дохода осталась на территории страны.

А ТНК сами позаботятся о производстве и сбыте конкурентоспособной продукции. Источник: Злотников Л.К. Реструктуризация промышленности и предприятий … Минск, 1999. 368 с. – С. 329-337.

_______________________________________________________________

 

В середине 1990-х гг. считали, что следует сохранить специализацию Беларуси как «сборочного цеха». Считали, что белорусская техника не такая качественная, но более простая в обслуживании и более дешевая, чем техника известных ТНК, и она еще длительное время будет востребована как в СНГ, так и в развивающихся странах.

Но события развиваются  не по этому сценарию. Во многих случаях  продукция машиностроения и других отраслей белорусской экономики  по стоимости уже сравнялась с  зарубежной, а по качеству еще значительно  отстает.

Можно продлить жизнь  «сборочного цеха», постепенно используя все большее количество импортных комплектующих. Но на такое производство способны и слаборазвитые страны. Поэтому добавленная стоимость от «отверточной» сборки будет незначительна. Например, телевизионные заводы, ведущие сборку из импортных комплектующих, до сих пор существуют на госдотациях.

В общем, можно сказать, что эпоха «сборочного цеха»  заканчивается. Какое-то время, возможно, просуществуют отдельные известные  белорусские бренды. Но, учитывая, какие  «сумасшедшие» по белорусским меркам суммы вкладывают ТНК в разработку и производство аналогичных продуктов, с одной стороны, и высокие темпы экспансии китайской промышленности, с другой, приходится сомневаться в долговечности многих брендов.

Приведем один пример для сравнения инвестиционных возможностей белорусских крупных предприятий и государства с инвестиционными возможностями ТНК, которые являются конкурентами белорусских предприятий. Когда в августе 2005 г. руководство Беларуси посетило находящееся в трудной ситуации объединение «Интеграл», то смогло пообещать господдержку в размере всего лишь $50 млн., в то время как конкурирующая японская компания Sony, к примеру, в 2003 году объявила о своих планах в течение трех лет вложить в производство микросхем $4,5 млрд.

Поэтому альтернатива «сборочному цеху» – это включение в процессы глобализации. И если в рамках международной системы специализации и кооперации появятся сборочные предприятия в Беларуси, то это будут автоматизированные частные предприятия с другим типом менеджмента.

В противном случае не следует мечтать о приближении  к уровню жизни развитых стран. Источник: Злотников Л. «Сборочный цех» СНГ: впереди – кризис жанра и цейтнот …. http://ekonomika.by/zlotnikov

Тема 8. Процедуры банкротства предприятия.

 

  1. Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении.
  2. Классификация процедур банкротства предприятия. Характеристика процедур банкротства, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
  3. Особенности банкротства в Беларуси отдельных категорий должников.

 

    1. Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении.

 

При осуществлении рыночной трансформации экономики серьезное  внимание уделяется проблемам экономической  несостоятельности, банкротства субъектов  предпринимательской деятельности. Однако часто банкротство упрощенно понимают как нечто ужасное, катастрофу, приводящую к ликвидации предприятия, только негативным социально-экономическим последствиям. На самом деле в странах с развитой рыночной экономикой именно так происходит далеко не всегда, что доказывает история развития данного института и практика его использования в различных странах.

 

Институт банкротства – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения

людей. (Черных П.Я. Историко-этимологический  словарь, М. 2004).

 

Институт банкротства является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики и выполняет следующие основные функции:

– служит инструментом реструктуризации промышленности и других отраслей экономики, обеспечивающим выход из рынков неконкурентоспособных предприятий;

– является инструментом страхования рисков предпринимательской деятельности, который обеспечивает защиту кредиторов от неплатежей должников;

– является инструментом перераспределения собственности в странах с рыночной экономикой.


 

Институт банкротства  возник из отношений должника и его  кредиторов, основан на этих отношениях, но в процессе своего развития в странах с развитой рыночной экономикой перерос этот уровень и не может в настоящее время рассматриваться только с экономической или правовой точки зрения, изолированно от социальных, политических, организационных, нравственных проблем.

Институт банкротства  стал неотъемлемой частью рыночной экономической  системы, осуществляя функции поддержания  рыночной конкурентной среды и минимизации  риска предпринимательской деятельности.

 

Для отличника. В древности должника разрубали на части. Генезис института банкротства как части системы регулирования взаимоотношений должника и кредиторов можно показать на примере Древнего Рима, где она достигла позиций, использовавшихся и продолжающих в значительной степени использоваться до настоящего времени. До 326 г. до н.э. обеспечение обязательств в Древнем Риме носило личностный характер: в случае неуплаты долга в срок должник поступал в личное распоряжение кредитора, который мог держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме, трижды за это время выводя на Форум, где объявлялась сумма долга, затем должник продавался в рабство за границу. Законами XII таблиц устанавливалось, что должник, не вернувший долг сразу нескольким кредиторам, мог был быть разрублен ими на части. С 326 до 17 г. до н.э. кредитор уже не имел права превращать должника в раба или убивать его. После этого сохраняется только одна форма личной расправы – увод должника домой, где кредитор мог наложить на него оковы или заставить работать на себя до отработки долга либо до его уплаты родственниками или друзьями. Однако основным способом принудительного исполнения обязательств уже в этот период стало обращение взыскания на имущество должника. Источник: Смольский А.П. Институт банкротства: сущность, особенности и проблемы функционирования на современном этапе. С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: http://www.mirkin.ru/_docs/articles04-019.pdf

 

Для отличника. На территории современной Беларуси до включения ее в состав Российской империи отношения должника и кредиторов регулировались нормами статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, которые достаточно четко и подробно, на высоком уровне правовой культуры рассматривали нюансы этих отношений.

Одним из наиболее прогрессивных, вобравшим в себя лучшие стороны законодательства ряда европейских стран, был российский Устав о банкротах 1800 года, который выделял несостоятельность от несчастья, от небрежности и от пороков и действовал, с некоторыми изменениями до 1917 года (с 1903 г. – в составе Устава судопроизводства торгового).

Институт банкротства  в тот период позднего феодализма и становления капитализма служил преимущественно целям экономической  справедливости, защиты интересов кредиторов и вывода с рынка неэффективных  предпринимателей (предприятий). Его основой стало конкурсное производство, предусматривающее рассмотрение дела в суде, отстранение должника от управления своим имуществом и назначение для этого специального лица, формирование конкурсной массы за счет имущества должника и распределение ее соразмерно требованиям кредиторов в соответствии с определенной очередностью.

Источник: Смольский А.П. Институт банкротства: сущность, особенности и проблемы функционирования на современном этапе. С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: http://www.mirkin.ru/_docs/articles04-019.pdf

________________________________________________________________

 

Акценты в практике использования института банкротства  изменились за последние 15-20 лет. Очевидно, что крах небольшого предприятия, снабжение сырьем и сбыт продукции которого осуществляется на территории в радиусе 150 километров, имеющего несколько десятков занятых (а таких предприятий в середине XIX века было около 90%) имеет совершенно иные последствия, чем банкротство транснациональной корпорации, которых в 1999 г. насчитывалось более 63 тысяч с 822 тысячами зарубежных филиалов, 45 миллионами занятых в них и 10-процентной долей в мировом производстве. В последние годы резко возросли стоимостные масштабы банкротств, что можно проследить на примере 45 крупнейших банкротств в США за период 1970-2002 годы, представленном в таблице в приложении 1. Стоимость активов только компаний открытого типа, признанных в США банкротами с реорганизацией в 2002 г., составила $381,9 млрд.

В этой связи, соответствующие изменения произошли в законодательстве и практике использования института банкротства. В основу современного подхода положено представление о том, что с точки зрения общества и национальной экономики страны в целом, прежде всего, необходимо попытаться сохранить крупную функционирующую компанию, а не удовлетворить претензии кредиторов путем распродажи ее имущества. Такие цели (справедливое и эффективное урегулирование случаев несостоятельности при обеспечении защиты интересов всех кредиторов и других заинтересованных лиц, включая должника; защита и максимальное повышение стоимости активов должника; содействие сохранению находящихся в тяжелом финансовом положении предприятий в целях защиты инвестиций и сохранения рабочих мест) продекларированы не только в национальных законодательствах многих развитых стран, но и в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997 год).

Информация о работе Антикризисный менеджмент