Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций
В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.
1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..
Созданию такого рынка способствует и политика государства в области энергосбережения. Известно, что Беларусь импортирует до 90% от необходимого количества энергоносителей. Для отопления в Беларуси производится в год 20 млн. Гкал, причем значительная часть этой энергии (до 50%) идет на нужды жилищно-коммунального хозяйства. Для получения 1 Гкал тепла необходимо 170 кг условного топлива. В настоящее время население оплачивает около 9% от себестоимости тепла. Хозяин двухкомнатной квартиры с площадью 30 м2 оплачивает только 12-14% стоимости отопления (примеч. данные за 1998 г. В настоящее время 30-50%. – В.А.).
Если посмотреть на оплату коммунальных услуг населением Минска, то получается следующая картина. За электроэнергию жители столицы платят 16,6% от себестоимости, за отопление – 13,2%, за воду холодную – 47,5%, за воду горячую – 7,4%, за канализацию – 51%, за газ – 19,7%, за вывоз мусора – 100%, квартирная плата составляет 11% от стоимости. Всего на 20 сентября 1999 года население Минска покрывает расходы за коммунальные услуги на 17,1%. Остальные расходы берет на себя государство и предприятия за счет перекрестного субсидирования.
Вместе с тем определено, что утепление ограждающих конструкций зданий дает возможность экономить 33% тепла, а утепление помещений самими жителями позволяет сэкономить еще до 10% тепла. За счет внедрения энергосберегающих технологий, по оценкам специалистов, можно сократить расход топлива на нужды жилищно-коммунального сектора почти в два раза. Причем наибольший эффект, как показывает опыт, дают мероприятия по снижению теплопроводности ограждающих конструкций (стен, окон, дверей) и прежде всего утеплению наружных стен зданий.
На сегодняшний день в Беларуси насчитывается около 200 млн. м2 общей площади жилья, нуждающегося в тепловой санации (примеч. данные на 1999 г. – В.А.). Согласно Программе развития строительного комплекса Беларуси на период до 2015 года, утепление жилых домов только первых массовых серий, построенных в 1965-1975 годах, позволило бы с 2005 года экономить 256 тысяч тонн условного топлива в год, а к 2015 году общая годовая экономия энергоресурсов достигла бы 1,2 млн. тонн условного топлива. Поэтому работа по энергосбережению в Беларуси возведена в рамки государственной политики.
В странах Восточной Европы работа по тепловой санации зданий является первоочередной в деятельности по экономии энергоресурсов. В Беларуси сегодня также предпринимаются практические шаги по сокращению теплопотерь при эксплуатации жилищного фонда. Так, совместно с Всемирным банком реализуется проект по энергосбережению в социальной сфере, который в числе ряда мероприятий предусматривает и утепление зданий. В рамках программы TACIS под руководством Государственного комитета Республики Беларусь по энергосбережению и энергонадзору на базе жилого дома по ул. Матусевича, 11 в Минске и жилого дома в г. Заславле осуществляется демонстрационный проект по использованию энергосберегающих технологий в жилищном секторе. По расчетами специалистов, расход тепла в их домах после проведения тепловой санации и других мероприятий снизится в ходе эксплуатации не менее, чем на 60%.
В 1994 году в Беларуси были приняты новые, более жесткие нормы термического сопротивления для жилых зданий – как для вновь строящегося, так и для имеющегося жилья. Это подтолкнуло специалистов к разработке отечественной системы утепления зданий в качестве альтернативы зарубежным дорогостоящим системам. Одна из таких систем, получившая название Термошуба, была разработана в 1996 году специальным конструкторским технологическим бюро «Сармат».
Для практического применения технологии по тепловой реабилитации зданий создаются новые СНиПы по утеплению стен, реконструкции вентиляции домов, по окнам и новым материалам. В системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси запрещено проводить ремонт без полной или частичной реабилитации жилых зданий.
В Беларуси приняты программы тепловой реабилитации жилых зданий. В настоящее время в Беларуси имеются жилые дома, построенные в 1953-1955 годах. Это жилье требует капитального ремонта. Постройки 1955-1975 годов (хрущевки) предполагается ремонтировать с утеплением ограждающих конструкций или же часть из них придется сносить. Дома, построенные после 1975 года, требуют тепловой реабилитации. Это большой объем работы, который требует больших средств.
Источник: Кинчиков Владимир Тепловая санация
зданий // Строительство и недвижимость.
1999. Ссылка на статью: http://www.nestor.minsk.by/sn/
2. Бенчмаркинг как одна из мер устойчивого развития предприятия.
По данным консалтинговой компании Bain&Co, в последние годы бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях, поскольку он помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы, позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких, результатов.
Классическое определение: Бенчмаркинг – это процесс систематического и непрерывного анализа, оценки процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственных продуктов, техники и технологий, а также производственных и бизнес-процессов. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения. Бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства своих самых серьезных конкурентов, либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своей области (К. Кэмп, США).
Целью бенчмаркинга является поиск бизнеса, который развивается более успешнее. Основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления:
Но и этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел важно самостоятельно найти ответ на вопрос «Как сделать это лучше?». Поэтому самой важной является третья задача:
|
В наиболее общем смысле бенчмаркинг – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами.
Бенчмаркинг – это относительно новая техника экономического анализа. Ее рождение связано с попыткой руководства одного из предприятий преодоления кризиса и избежания банкротства. В подобных ситуациях менеджерам, очевидно, что нужны преобразования бизнеса. Однако, как правило, не известно, что именно необходимо изменить, какой из бизнес-процессов не отвечает изменившимся условиям внешней среды. Ответ на эти вопросы можно найти с помощью техники бенчмаркинга.
Практически как любой новый инструмент бизнеса бенчмаркинг возник как реакция на экономический кризис.
Для отличника. Самая первая, зафиксированная в учебниках, практика проведения бенчмаркинга. Впервые этот метод был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркинг начала компания Rank Xerox – в момент тяжелейшего кризиса в 1979 году анализировались затраты и качество собственных продуктов по сравнению с японскими компаниями.
Бурное развитие бенчмаркинга происходит, начиная с середины 80-х годов. В этот период публикуются первые статьи в «Гарвард Бизнес Ревью». В 1989 г. PIMS проводит форум— Совет по бен-чмаркингу, на котором коллективно разрабатывается методология бенчмаркинга и основы его применения на предприятиях; в этом же году появляется первая книга, написанная одним из руководителей Xerox Робертом К. Кэмпом «Бенчмаркинг: поиск наилучшего промышленного опыта, ведущего к превосходству в сфере производства».
Позднее бенчмаркинг получил широкое распространение среди специалистов США, его философия используется во многих фирмах – «ЗМ», «НР», «Dupont», «Motorola». В настоящее время бенчмаркинг считается одним из эффективных направлений консалтинга. Опираясь именно на бенчмаркинг, смогли удержать свои позиции на рынке такие известные компании, как Apple и Rank Xerox. На этот метод ориентируются Hewlett-Packard, Dupont, Motorola, Unilever и многие другие. Создана и стремительно развивается Всемирная сеть бенчмаркинга GBN. Сервер GBN предоставляет возможность получить любую информацию, необходимую для проведения бенчмаркинга.
В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга.
______________________________
Объектом исследования бенчмаркинга являются товары, услуги и опыт промышленного производства. Это больше, чем обычный маркетинговый анализ потенциала конкурентов.
Бенчмаркинг — это поиск передового промышленного опыта, другими словами, цель бенчмаркинга научиться перенимать опыт других, При этом бывает, что не столь важно работают они в одной области или нет. Бенчмаркинг – это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие.
Для отличника. Происхождение термина «бенчмаркинг». Термин «бенчмаркинг» происходит от английского слова benchmark – «точка отсчета», «зарубка». Первоначально это слово обозначало отметку на каком-либо объекте, например, метку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря.
Землемеры пользовались «бенчмаркингом» на протяжении сотен лет. Исходные отметки для начала отсчета расстояний служили в качестве отправных точек отсчета, положение которых было определено раньше и которые использовались для определения границ участков.
В качестве эталона для оценки уровня продукта бенчмаркинг начал использоваться с начала 1900-х гг. для выяснения того, как создает свои продукты конкурент и насколько хорош этот продукт.
Опыт Японии в сфере практического использования бенчмаркинга для выведения национальных производителей и национальной экономики в число наиболее конкурентоспособных и развитых соответственно компаний и стран мира.
Японцы подняли понятие бенчмаркинга на новую высоту после II мировой войны, когда они объездили весь мир, проводя бенчмаркинг наиболее успешных компаний. Впервые при этом обследовании упор делался не на продукт, а на процесс.
Японцы не называли это бенчмаркингом. Они называли это «индустриальными турами». Но принцип был тот же:
Опыт стран ЕС в бенчмаркинге. Интересно, что в отличие от Японии, в странах Европейского Союза и США применение и популярность бенчмаркинга по-прежнему весьма умеренна. Это объясняется тем, что существуют значительные различия в понимании бизнес-процессов в разных странах, особенно из разных континентов. Кроме того, у менеджеров производителей развитых стран своя логика. Часто они считают, что они и так самые развитые, и вряд ли они могут чему-то научиться у производителей развивающихся стран. Все это значительно замедляют внедрение бенчмаркинга в бизнес-процессы различных секторов экономики в странах ЕС, и это дает дополнительный шанс Беларуси.
Пока же по ряду причин бенчмаркинг в Беларуси не стал популярным и распространенным явлением в практике управления предприятиями.
Использование бенчмаркинга в Беларуси может стать государственной идеологией догоняющего развития в области производства конкурентоспособных (по цене и качеству) товаров, работ, услуг.
Существовал ли бенчмаркинг в СССР. В Советском Союзе существовала развитая система научно-технической информации. В том числе в БССР был мощный научно-исследовательский институт в этой области. В 1970-80-х годах XX века была подготовлена карта технического уровня продукции, введенная ГОСТ 2.116-76. Каждое изделие, подлежащее государственной аттестации, оценивалось по основным функциональным и потребительским показателям в сравнении с лучшими мировыми образцами. То есть нечто подобное было, но не в полном смысле то, что сегодня понимается под бенчмаркингом.
Причины популярности бенчмаркинга в отдельных странах:
Глобальная конкуренция (компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания).
Вознаграждение за качество (все большее распространение получают проходящие на национальном уровне кампании по определению и вознаграждению фирм – лидеров качества. Условия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями-участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией). В Беларуси также выдается Национальная премия «За лучшее качество» (от имени Правительства Беларуси), но применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией, к сожалению, не учитывается.
Необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий (чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий).
К бизнес-процессам, чаще всего изучаемым и сравниваемым компаниями: относятся: обслуживание клиентов; информационные и другие технологии; развитие и обучение персонала; улучшение бизнес-процессов (управление); телефонная служба по работе с клиентами; оценка (повышение) эффективности; набор кадров; производство; управление персоналом; управление проектами.
Для отличника. Дополнительно о бенчмаркинге можно
почитать несколько интересных источников:
1) Харрингтон, Х.Дж. Бенчмаркинг
в лучшем виде! / Х.Дж. Харрингтон, Дж.С.
Харрингтон. СПб.: Питер, 2004. 2) Бенчмаркинг
– менеджмент или шпионаж? Интернет-портал
для управленцев // Школа национальной
элиты [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа:
http://www.management.com.ua/
3. Реструктуризация предприятия в условиях кризисной ситуации.
Развитие в Беларуси аутсорсинга и субконтрактных отношений. Многие фирмы, как за рубежом, так и в России, уже реализовали модель «радикального аутсорсинга». В литературе описан пример датской энергетической фирмы, которую в 2000 г. посетили представители российских компаний. Эта фирма обеспечивала энергией и теплом поселок городского типа и имела три турбины. Численность персонала фирмы — всего 5 человек, за каждую турбину отвечал один человек, управляли работой директор и его заместитель. Аутсорсинговые фирмы обеспечивали ремонт и обслуживание оборудования и техники, охрану и чистку помещений, ведение финансовых и бухгалтерских расчетов, разработку информационных технологий.