Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций
В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.
1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..
______________________________
Модель Олсона. В 1980 году Джеймс Олсон (James A. Ohlson) впервые использовал логистическую регрессию для создания модели прогнозирования банкротства. В анализируемую выборку вошли финансовые данные за 1970-1976 гг. 105 предприятий-банкротов и 2058 устойчивых предприятий. В результате была получена модель следующего вида:
Z = -1,32 – 0,407 х1 + 6,03х2 – 1,43 х3 + 0,0757х4 – 2,37х5 – 1,83х6 +0,285х7 – 1,72х8 – 0,521х9
где х1 – размер предприятия (натуральный логарифм величины совокупных активов предприятия/дефлятор ВВП);
х2 – коэффициент заемного капитала, (отношение общей задолженности к общим активам);
х3 – доля собственных оборотных средств (отношение чистого оборотного капитала к общим активам);
х4 – отношение текущей задолженности к текущим активам;
х5 – рентабельность активов (экономическая рентабельность – отношение чистой прибыли от всех видов деятельности к среднегодовой стоимости активов);
х6 – отношение чистого оборотного капитала к общей задолженности;
х7 – фиктивная переменная принимающее значение, 1 – если чистый доход предприятия за последние два года отрицательная величина, 0 – если нет;
х8 – фиктивная переменная принимающее значение, 1 – если общая задолженность предприятия превышает его общие активы, 0 – если нет;
х9 – мера изменения чистого дохода за последние два года.
______________________________
Диагностика банкротства на основе PAS-коэффициента. Для усиления прогнозирующей роли моделей можно трансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент, то есть коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. Изучая PAS-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определить моменты упадка и возрождения компании.
PAS-коэффициент представляет собой относительный уровень деятельности компании, выведенный на основе ее Z-коэффициента за определенный год и выраженный в процентах от 1 до 100. Например, PAS-коэффициент, равный 50, указывает на то, что деятельность компании оценивается удовлетворительно, тогда как PAS-коэффициент, составляющий 10, свидетельствует о том, что лишь 10% компаний находится в худшем положении (неудовлетворительная ситуация).
Подсчитав Z-коэффициент для компании, можно затем трансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меру финансовой деятельности. Другими словами, если Z-коэффициент может свидетельствовать о том, что компания находится в рискованном положении, то PAS-коэффициент отражает историческую тенденцию и текущую деятельность на перспективу
______________________________
Диагностика кризиса управления на основе показателя Аргента. Согласно методике исчисления показателя Аргента (А-счет) процесс банкротства подразделяется на три стадии:
I стадия – предприятия, идущие к банкротству, годами демонстрируют ряд очевидных недостатков задолго до фактического банкротства;
II стадия – вследствие накопления этих недостатков предприятие может совершить ошибку, ведущую к банкротству (предприятия, не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству);
III стадия – совершенные предприятием ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшенные показатели, признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, период которого часто составляет от 5 до 10 лет.
При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить количество баллов, согласно Аргенту, то есть каждому фактору на каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель А-счета.
______________________________
Ориентация на один индекс не всегда оправданна, поэтому многие крупные аудиторские фирмы и другие компании, занимающиеся аналитическими обзорами, прогнозированием и консультированием, для своих аналитических оценок используют несколько индексов.
Характеристика моделей диагностики банкротств компаний
Таблица 5.1. Выборки предприятий в исследованиях, посвященных прогнозированию банкротства
Автор (авторы) |
Год |
Данные, используемые в исследовании | |
|
|
Количество банкротов |
Количество небанкротов |
Fitzpatrick |
1932 |
19 |
19 |
Beaver |
1967 |
79 |
79 |
Altman |
1968 |
33 |
33 |
Lev |
1971 |
37 |
37 |
Wilcox |
1971 |
52 |
52 |
Deakin |
1972 |
32 |
32 |
Edmister |
1972 |
42 |
42 |
Blum |
1974 |
115 |
115 |
Tattler |
1974 |
23 |
45 |
Liby |
1975 |
30 |
30 |
Diamond |
1976 |
75 |
75 |
Altman, Haldeman and Narayanan |
1977 |
53 |
58 |
Marais |
1979 |
38 |
53 |
Dambolena and Khoury |
1980 |
23 |
23 |
Ohison |
1980 |
105 |
2058 |
Tattler |
1982(83) |
46 |
46 |
El Hennawy and Morris |
1983 |
22 |
22 |
Moyer |
1984 |
35 |
35 |
Tattler |
1984 |
22 |
49 |
Zmijewski |
1984 |
40 |
800 |
Zavgren |
1985 |
45 |
45 |
Casey and Bartczak |
1985 |
60 |
230 |
Peel and Peel |
1988 |
35 |
44 |
Barniv and Raveh |
1989 |
58 |
142 |
Boothe and Hutchninbun |
1989 |
33 |
33 |
Gupta, Rao, and Bagchi |
1990 |
60 |
60 |
Kease and McGuiness |
1990 |
43 |
43 |
Keasey, McGuiness and Short |
1990 |
40 |
40 |
Shumway |
1996 |
300 |
1822 |
Среднее значение |
40 |
45 |
Таблица 5.2. Структурный состав моделей прогнозирования банкротств различных авторов
Финансовые показатели |
Edmister (1972) |
Altman (1968) |
Beaver (1966) |
Deakan (1972) |
Ohison (1980) |
Zavgren (1983) |
Денежный поток / Активы |
х |
х | ||||
Денежные средства / Выручка от реализации |
х |
х | ||||
Денежный поток / Общая задолженность |
х |
х |
х |
|||
Оборотные активы / Краткосрочная кредиторская задолженность |
х |
х |
х |
|||
Оборотные активы / Активы |
х |
|||||
Оборотные активы/ Выручка от реализации |
х |
|||||
Прибыль перед выплатой налогов и процентов / Активы |
х |
|||||
Чистая прибыль за вычетом дивидендов / Активы |
х |
|||||
Чистая прибыль от всех видов деятельности / Активы |
х |
х |
х |
|||
Сумма кредиторской задолженности / Активы |
х |
х |
||||
Выручка от реализации / Активы |
х |
|||||
Чистый оборотный капитал / Выручка от реализации |
х |
|||||
Чистый оборотный капитал / Активы |
х |
х |
х |
х |
||
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения / Активы |
х |
|||||
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения / Краткосрочная кредиторская задолженность |
х |
х |
х | |||
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения / Выручка от реализации |
х |
|||||
Денежные средства / Краткосрочная кредиторская задолженность |
х |
х |
||||
Краткосрочная кредиторская задолженность / Собственный капитал |
х |
|||||
Запасы / Выручка от реализации |
х |
|||||
Собственный капитал / Выручка от реализации |
х |
|||||
Рыночная стоимость акционерного капитала / Сумма кредиторской задолженности |
х |
Таблица 5.3. Достоверность моделей диагностики банкротства
Модель |
% достоверности (за год до банкротства) |
Altaian (1968) |
95 |
Deakin (1972) |
97 |
Altman – Lords (1976) |
90 |
Korobow – Sturh – Martin (1976) |
90 |
Altman — Halderman — Narayanan (1977) |
93 |
Springate (1978) |
93 |
Springate – Botheras (1979) |
88 |
Dambolena – Khoury (1980) |
96 |
Zmijewski (1984) |
76 |
Zmijewski (1984) |
97 |
Altman – Izan (1984) |
92 |
Fulmer (1984) |
98 |
Barth – Brumbaugh – Sauerhaft – Wang (1985) |
87 |
Frydman – Altman – Kao (1985) |
94 |
Panteiona – Piatt (1987) |
95 |
Panteiona – Piatt (1987) |
96 |
Legaumlt (CA-Score) 1987) |
83 |
PJatt- Piatt (1990) |
90 |
Atman – Hartzell – Peck (1995) |
92 |
Moody's RiskscoreTM (HERRITY, 1999) |
79 |
****** ****** *********** *********** *** *************** *********** *. ****** |
*/* |
****** ****** *********** *********** *** *********** ******** «*****************» |
*/* |
** ****** *********** ************** ******* *********** *********** ************* ************ *********** ******* ******** ** ********** ** ******** ********* ***** *********** ********.
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия.
1. Понятие санации и ее роль в антикризисном управлении.
Санация (от лат. sanatio – оздоровление, лечение) – система разного рода мероприятий (например, структурная перестройка, реструктуризация кредиторской задолженности, изменение ассортимента производимой продукции, сокращение числа работающих, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений), которые позволяют избежать банкротства. Санация – основная и главная цель процедуры банкротства. |
Санация – система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации. Санация может осуществляться при участии банков, органов исполнительной власти, коммерческих организаций. |
Роль санации в рыночной экономике. В условиях рыночной экономики санация предприятий обладает значительным экономическим потенциалом. Санация является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
1. если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе (до возбуждения кредиторами дела о банкротстве);
2. если само предприятие, обратившись в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
3. если решение о проведении санации выносит хозяйственный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.
Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
В рамках Закона о банкротстве Республики Беларусь в процедуре санации могут приниматься следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: