Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

________________________________________________________________

 

Модель Олсона. В 1980 году Джеймс Олсон (James A. Ohlson) впервые использовал логистическую регрессию для создания модели прогнозирования банкротства. В анализируемую выборку вошли финансовые данные за 1970-1976 гг. 105 предприятий-банкротов и 2058 устойчивых предприятий. В результате была получена модель следующего вида:

 

Z = -1,32 – 0,407 х1  + 6,03х2 – 1,43 х3 + 0,0757х4 – 2,37х5 – 1,83х6 +0,285х7 – 1,72х8 – 0,521х9

 

где х1 – размер предприятия (натуральный логарифм величины совокупных активов предприятия/дефлятор ВВП);

х2 – коэффициент заемного капитала, (отношение общей задолженности к общим активам);

х3 – доля собственных оборотных средств (отношение чистого оборотного капитала к общим активам);

х4 – отношение текущей задолженности к текущим активам;

х5 – рентабельность активов (экономическая рентабельность – отношение чистой прибыли от всех видов деятельности к среднегодовой стоимости активов);

х6 – отношение чистого оборотного капитала к общей задолженности;

х7 – фиктивная переменная принимающее значение, 1 – если чистый доход предприятия за последние два года отрицательная величина, 0 – если нет;

х8 – фиктивная переменная принимающее значение, 1 – если общая задолженность предприятия превышает его общие активы, 0 –  если нет;

х9 – мера изменения чистого дохода за последние два года.

__________________________________________________________________

 

Диагностика банкротства на основе PAS-коэффициента. Для усиления прогнозирующей роли моделей можно трансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент, то есть коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. Изучая PAS-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определить моменты упадка и возрождения компании.

PAS-коэффициент представляет собой относительный уровень деятельности компании, выведенный на основе ее Z-коэффициента за определенный год и выраженный в процентах от 1 до 100. Например, PAS-коэффициент, равный 50, указывает на то, что деятельность компании оценивается удовлетворительно, тогда как PAS-коэффициент, составляющий 10, свидетельствует о том, что лишь 10% компаний находится в худшем положении (неудовлетворительная ситуация).

Подсчитав Z-коэффициент для компании, можно затем трансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меру финансовой деятельности. Другими словами, если Z-коэффициент может свидетельствовать о том, что компания находится в рискованном положении, то PAS-коэффициент отражает историческую тенденцию и текущую деятельность на перспективу

_______________________________________________________________

 

Диагностика кризиса управления на основе показателя Аргента. Согласно методике исчисления показателя Аргента (А-счет) процесс банкротства подразделяется на три стадии:

I стадия – предприятия, идущие к банкротству, годами демонстрируют ряд очевидных недостатков задолго до фактического банкротства;

II стадия – вследствие накопления этих недостатков предприятие может совершить ошибку, ведущую к банкротству (предприятия, не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству);

III стадия – совершенные предприятием ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшенные показатели, признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, период которого часто составляет от 5 до 10 лет.

При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить количество баллов, согласно Аргенту, то есть каждому фактору на каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель А-счета.

_________________________________________________________________

 

Ориентация на один индекс не всегда оправданна, поэтому многие крупные аудиторские фирмы и другие компании, занимающиеся аналитическими обзорами, прогнозированием и консультированием, для своих аналитических оценок используют несколько индексов.

 

Характеристика моделей диагностики банкротств компаний

 

Таблица 5.1. Выборки предприятий в исследованиях, посвященных прогнозированию банкротства

 

     

Автор (авторы)

Год

Данные, используемые в исследовании

 

 

Количество банкротов

Количество небанкротов

Fitzpatrick

1932

19

19

Beaver

1967

79

79

Altman

1968

33

33

Lev

1971

37

37

Wilcox

1971

52

52

Deakin

1972

32

32

Edmister

1972

42

42

Blum

1974

115

115

Tattler

1974

23

45

Liby

1975

30

30

Diamond

1976

75

75

Altman, Haldeman and  Narayanan

1977

53

58

Marais

1979

38

53

Dambolena and Khoury

1980

23

23

Ohison

1980

105

2058

Tattler

1982(83)

46

46

El Hennawy and Morris

1983

22

22

Moyer

1984

35

35

Tattler

1984

22

49

Zmijewski

1984

40

800

Zavgren

1985

45

45

Casey and Bartczak

1985

60

230

Peel and Peel

1988

35

44

Barniv and Raveh

1989

58

142

Boothe and Hutchninbun

1989

33

33

Gupta, Rao, and Bagchi

1990

60

60

Kease and McGuiness

1990

43

43

Keasey, McGuiness and Short

1990

40

40

Shumway

1996

300

1822

Среднее значение

 

40

45


 

Таблица 5.2. Структурный состав моделей прогнозирования банкротств различных авторов

 

 

 

 

Финансовые показатели

Edmister (1972)

Altman (1968)

Beaver (1966)

Deakan (1972)

Ohison (1980)

Zavgren (1983)

Денежный поток / Активы

     

х

 

х

Денежные средства / Выручка от реализации

     

х

 

х

Денежный поток / Общая задолженность

   

х

х

х

 

Оборотные активы / Краткосрочная кредиторская задолженность

   

х

х

х

 

Оборотные активы / Активы

     

х

   

Оборотные активы/ Выручка от реализации

     

х

   

Прибыль перед выплатой налогов и процентов / Активы

 

х

       

Чистая прибыль за вычетом дивидендов / Активы

 

х

       

Чистая прибыль от всех видов деятельности / Активы

   

х

х

х

 

Сумма кредиторской задолженности / Активы

   

х

х

   

Выручка от реализации / Активы

 

х

       

Чистый оборотный капитал / Выручка от реализации

     

х

   

Чистый оборотный капитал / Активы

 

х

х

х

х

 

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения / Активы

     

х

   

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения / Краткосрочная кредиторская задолженность

х

   

х

 

х

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения / Выручка от реализации

     

х

   

Денежные средства / Краткосрочная кредиторская задолженность

х

   

х

   

Краткосрочная кредиторская задолженность / Собственный капитал

х

         

Запасы / Выручка от реализации

х

         

Собственный капитал / Выручка от реализации

х

         

Рыночная стоимость акционерного капитала / Сумма кредиторской задолженности

 

х

       

 

Таблица 5.3. Достоверность моделей диагностики банкротства

 

Модель

% достоверности

(за год до банкротства)

Altaian (1968)

95

Deakin (1972)

97

Altman – Lords (1976)

90

Korobow – Sturh – Martin (1976)

90

Altman — Halderman — Narayanan (1977)

93

Springate (1978)

93

Springate – Botheras (1979)

88

Dambolena – Khoury (1980)

96

Zmijewski (1984)

76

Zmijewski (1984)

97

Altman – Izan (1984)

92

Fulmer (1984)

98

Barth – Brumbaugh – Sauerhaft – Wang (1985)

87

Frydman – Altman – Kao (1985)

94

Panteiona – Piatt (1987)

95

Panteiona – Piatt (1987)

96

Legaumlt (CA-Score) 1987)

83

PJatt- Piatt (1990)

90

Atman – Hartzell – Peck (1995)

92

Moody's RiskscoreTM (HERRITY, 1999)

79

****** ****** *********** *********** *** *************** *********** *. ******

*/*

****** ****** *********** *********** *** *********** ******** «*****************»

*/*


 

** ****** *********** ************** ******* *********** *********** ************* ************ *********** ******* ******** ** ********** ** ******** ********* ***** *********** ********.

 

 

 

Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия.

 

  1. Понятие санации предприятия и ее роль в антикризисном управлении.
  2. Бенчмаркинг как одна из мер устойчивого развития предприятия.
  3. Реструктуризация предприятия в условиях кризисной ситуации.
  4. Маркетинг, менеджмент (кадры), инновации, инвестиции в антикризисном управлении.

 

 

1. Понятие санации и ее роль в антикризисном управлении.

 

Санация (от лат. sanatio – оздоровление, лечение) – система разного рода мероприятий (например, структурная перестройка, реструктуризация кредиторской задолженности, изменение ассортимента производимой продукции, сокращение числа работающих, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений), которые позволяют избежать банкротства.

Санация – основная и главная цель процедуры банкротства.


 

Санация – система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Санация может осуществляться при участии банков, органов исполнительной власти, коммерческих организаций.


 

Роль санации в рыночной экономике. В условиях рыночной экономики санация предприятий обладает значительным экономическим потенциалом. Санация является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.

 

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1. если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе (до возбуждения кредиторами дела о банкротстве);

2. если само предприятие, обратившись в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);

3. если решение о проведении санации выносит хозяйственный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

 

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

 

В рамках Закона о банкротстве Республики Беларусь в процедуре санации могут приниматься следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка требования должника;
  • предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
  • продажа предприятия должника;
  • применение иных способов.

Информация о работе Антикризисный менеджмент