Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

Представители различного рода институциональных теорий в отличие от представителей так называемого mainstream, как правило, считают, что экономическая наука должна изучать не черный ящик, где на входе ресурсы, а на выходе результат, а то, что в черном ящике – то есть процесс принятия решений экономическими агентами.

В Беларуси крайне не хватает  исследований в этой области. Эта  сфера дана на откуп социологам, а в экономической науке Беларуси подобные исследования вообще пока не считаются научными. Изучение мотивации  экономического поведения наших людей в различных сферах экономики и различных ситуациях – вообще не признается за научный объект исследования. В то время, как за границей представителям поведенческой экономической теории уже выдают Нобелевские премии.

 

 

Основные этапы санации в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

 

Таблица 6.1. Основные этапы разработки плана санации

Название

Содержание

Сроки

Анализ финансово-хозяйственной деятельности должника

Проводится с целью выявления причин кризисного состояния и формирования алгоритма по устранению проблем. Исследуется формирование и размещение капитала предприятия, определяется   эффективность его использования; проводится анализ производства и реализации продукции, анализируется финансовое состояние предприятия и его финансовые результаты.

от 10

до 20 рабочих дней

Выявление структуры долга

Отображается реестр требований кредиторов, размер обязательств, доля в общем объеме долга, очередность погашения.

1 рабочий день

Анализ ликвидации должника

Проводится для определения суммы денежных средств, которую возможно получить в результате продажи активов в рамках ликвидационной процедуры. Осуществляется на основании данных оценки экспертами ликвидационной стоимости имущества должника.

2 рабочих дня

Разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности должника

Основывается на результатах диагностики должника и пожеланий инвесторов.

от 5

до 8 рабочих дней

Анализ деятельности должника в санационный и постсанационный периоды

Проводится с целью выявления и предупреждения формирования текущей задолженности. За основу анализа берутся данные о доходах и расходах непосредственно влияющих на конкретный финансовый результат. Формируется прогнозный баланс на начало постсанационного периода и доказывается отсутствие признаков неплатежеспособности по окончании проведения процедуры санации.

от 10

до 15 рабочих дней

Разработка инвестиционного проекта по развитию бизнеса должника.

Предполагает анализ и планирование деятельности всех подсистем должника, задействованных в проекте. То есть осуществляется финансовое, маркетинговое, организационное, юридическое и производственное планирование.

от 10

до 18 рабочих дней

Сравнительный анализ санации и ликвидации должника с точки зрения социально-экономического эффекта

Проводится взвешенная оценка альтернативных путей в процедуре банкротства – санации и ликвидации. В качестве критериев выбирают способность погасить обязательства, скорость погашения, возможность сохранения рабочих мест, а также имущественной целостности объекта.

3 рабочих дня


 

Источник: Крум Э.В. Антикризисное управление предприятием: учебно-методический комплекс / Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, Кафедра управления финансами и недвижимостью. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 283 с. – С. 197-199

 

 

Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса.

 

  1. Структура современных компаний в странах с развитой рыночной экономикой.
  2. Структура современных предприятий в белорусской экономике.
  3. Практика проведения реструктуризации предприятий. Опыт и особенности проведения реструктуризации предприятий в Беларуси.
  4. Рекомендуемые пути и подходы к реструктуризации предприятий в Беларуси.

 

 

    1. Структура современных компаний в странах с развитой рыночной экономикой.

 

Сначала рассмотрим структуру современных предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, то есть с теми предприятиями, с которыми на внешних рынках приходится конкурировать белорусским экспортно-ориентированным предприятиям.

После этого рассмотрим структуру современных белорусских предприятий, чтобы понять разницу и сформулировать пути реструктуризации белорусских предприятий, с той целью, чтобы привести их структуру к той структуре, которую имеют сегодня компании в развитых странах, и которая позволяет им быть конкурентоспособными, удерживать лидерство на мировых рынках, и использовать в полной мере возможности международного разделения труда и специализации.

 

Виды предприятий. Производство в рыночной экономике происходит в разных по величине организациях – от крошечных индивидуальных предприятий до гигантских транснациональных корпораций, доминирующих в современной рыночной экономике.

 Крупные компании действуют, как правило, на рынке стандартных массовых изделий. Преимущество этих компаний: они могут производить товары с минимальными издержками – «дешево, но прилично». Мощное оборудование таких компаний должно быть загружено до предела. Их товары известны, как правило, во всем мире (например, IBM, «Philips», Siemens).

Средние по величине фирмы. Второй тип: узко специализированные кампании, изготавливающие продукцию для узкого круга потребителей. Их сила – в быстром освоении новых модификаций и высоком качестве. Взаимодействие крупных, как правило, сборочных, предприятий с массой мелких специализированных обеспечивает низкие издержки и высокое качество товаров.

Малые предприятия. Третий тип: венчурные фирмы, пытающиеся найти революционные и баснословно выгодные (в случае удачи) решения при производстве новых товаров и услуг. В 85 случаях из 100 такие компании кончают банкротством, но в 15-ти – достигают успеха, и тогда за выпуск нового изделия берется крупная фирма с массовым характером производства (она покупает патент, инкорпорирует венчурное предприятие).

 

Только взаимодействие этих трех типов фирм обеспечивает в странах с рыночной экономикой высокую скорость научно-технического прогресса, а также производство дешевых и качественных товаров. Ставка исключительно на крупно-товарное производство, как это происходит в Беларуси, не согласуется с основными тенденциями развития мирового производства.


 

Пример. Сегодня большинство машиностроительных предприятий в мире являются сборочными, а деталями и узлами их обеспечивают тысячи поставщиков и контракторов. С другой стороны, специализированные производители отдельных деталей поставляют их многим потребителям. Например, завод автомобильных приборов для автомобилей, построенный General Motors в Венгрии, обеспечивает этими приборами разбросанные по всему миру предприятия корпорации. Другой пример, компания Toyota имеет 63 фабрики по всему миру, которые производят 8-9 млн. автомобилей в год.

Единство процессов модернизации, реструктуризации и глобализации экономики. Около 40% мировой торговли сегодня – это обмен деталями и комплектующими внутри ТНК. Процесс специализации и кооперации, вышедший за пределы отдельных стран и регионов, стал базисом глобализации. Без включения в нее сегодня немыслимо эффективное производство.

 

В последние двадцать лет промышленные предприятия –  мировые лидеры –  сбрасывают с себя все лишнее. Например, компания Nike, выпускающая спортивную одежду, передала производственные функции различным подрядчикам из развивающихся стран.

В последние годы в  процесс глобализации включаются и  российские фирмы. Например, фирма Sela, открывшая в России уже более трехсот магазинов по продаже одежды, создала в Израиле дизайнерскую фирму по конструированию одежды, а шьет ее в Китае и Бангладеш.

 

Аутсорсинг, субконтрактация, кластеры, малый бизнес. Термины старые, содержание новое. Слова «аутсорсинг», «контрактор», «субконтрактор», широко вошли в современный деловой язык. В действительности же ничего нового они не обозначают. Контрактор (субконтрактор) – это все тот же подрядчик (субподрядчик), а «аутсорсинг» – это передача сторонним организациям исполнения каких-либо функций или изготовления изделий, которые до этого производились на данном предприятии.

Однако сегодня понятия  «аутсорсинг», «контрактация», «субконтрактация», а также понятия «малый бизнес», «кластер» расширили свое содержание и отражают бурное развитие специализации и кооперации производства, которые в последние десятилетия вышли за пределы отдельных стран, и составляют основу процессов глобализации.

Глобализация экономики, охватившая преимущественно развитые страны мира, ведет к существенному снижению издержек производства товаров и услуг. В борьбе за существование фирмы вынуждены изыскивать любые пути сокращения затрат. Поэтому они все больше практикуют передачу непрофильных видов деятельности другим специализированным фирмам, открывают в Азии новые филиалы, где расходы на производство ниже, чем в США и Европе. Именно необходимость сокращения затрат занимает первое место в рейтингах причин обращения западных компаний к сторонним организациям.

Мировые компании переходят на аутсорсинг, для того чтобы повысить эффективность своей деятельности и расширить свои возможности. Например, сторонняя организация может иметь оборудование, которое необходимо лишь периодически для выполнения разовых операций (...в Америке надпись на заборе вокруг строительной площадки: «Аренда заборов...»).

Пример. Английские крупные компании-аутсорсеры. Для того чтобы оценить объемы рынка, достаточно рассмотреть масштабы компаний, на нем работающих. 1). Компания «FBG Service Corporation», оказывающая услуги дворников, вахтеров, по уборке помещений, уборке и переработке мусора, имеет одного из крупных клиентов – энергетическую компанию «Alliant Energy», в которой она работает по уборке помещений на 188 объектах и обслуживанию территорий на 2400 объектах. 2). Компания «Wyko Industrial Services» оказывает услуги по аренде оборудования для ремонта станков и сооружений и услуги по ремонту и содержанию зданий и оборудования. Компания работает только в Англии, имеет около 200 офисов и ремонтных мастерских по стране, что позволяет ей практически мгновенно реагировать на запросы клиентов. Оборот компании 150 млн. фунтов.

 

Для отличника. Международная специализация и разделение труда, мировая торговля существовали еще в древнем мире. Но лишь в последние 20-30 лет заговорили о глобализации, контрактации, аутсорсинге, как о новых явлениях, ставших основой развития ряда стран мира. Новое качество давно известные процессы получили в результате бурного развития, прежде всего, технологий, логистики, средств связи и транспорта. Благодаря новым технологиям, передача информации и сигналов управления, движение финансовых потоков стали практически мгновенными, а транспортировка товаров – дешевой и быстрой. Сегодня таможенная очистка корабля с тысячами контейнеров на борту занимает в Австралии или Сингапуре лишь полчаса.

Новые условия чрезвычайно  расширили возможности контрактации и придали ей новое качество. Продуктовая  специализация отдельных фирм заменяется теперь не только специализацией подетальной. На аутсорсинг выносятся уже и отдельные производственные операции.

 

Многие фирмы  за рубежом уже реализовали модель «радикального аутсорсинга». В литературе описан пример датской энергетической фирмы, которую в 2000 г. посетили представители российских компаний. Эта фирма обеспечивает энергией и теплом поселок городского типа и имеет три турбины. Численность персонала фирмы – всего 5 человек, за каждую турбину отвечает один человек, управляет работой директор и его заместитель. Аутсорсинговые фирмы обеспечивают ремонт и обслуживание оборудования и техники, охрану и чистку помещений, ведение финансовых расчетов и бухгалтерского учета, разработку информационных технологий.

Аутсорсинг  и соответствующее развитие малых  предприятий значительно повышает эффективность имеющихся в обществе ресурсов. Поясним это на примере. Белорусскому экономисту Л.К. Злотникову довелось посетить малое предприятие в Токио, в собственности которого было лишь два робота для измерения физических размеров деталей. Это предприятие осуществляло входной контроль качества изготовления деталей. В момент посещения происходило измерение размеров контрольной выборки корпусов фотоаппарата, изготовленных малым предприятием-контрактором для фирмы «Кодак». Закончив операцию входного контроля и отпечатав заключение, в тот же день робот должен был переключиться (смена программы) на измерение другой детали, изготовленной другим малым предприятием и для другой фирмы. 
То есть в этом случае имеет место даже не подетальная, а пооперационная специализация, которая обеспечивает круглосуточную работу сложного дорогостоящего оборудования, а также конструкторов, технологов, ремонтных рабочих и др., снижая тем самым удельную стоимость операции до минимума.

Еще один пример. На одном из предприятий в Швеции организовано автоматизированное производство дверей для мебели, которые затем поставляются на сборочные предприятия, приближенные к потребителям в различных странах мира. Подобные производства обеспечивают выпуск дешевых и качественных комплектующих при малом количестве занятых и больших объемах производства.

 

Для отличника. Формирование новой системы специализации и кооперации на основе контрактации. Последние 20-30 лет в мире идет процесс формирования новой системы специализации и кооперации производства на основе контрактации, что отражается на структуре мировой торговли. Анализ внешней торговли 28 ведущих стран – экспортеров и импортеров машин и транспортных средств показал, что с 1985 по 1996 г. экспорт готовых изделий вырос в 2,5 раза, а запасных частей и компонентов в рамках этой товарной группы – в 3,7 раза.

Малые и мельчайшие фирмы  – поставщики компонентов иногда образуют кластеры. В городе Тойота (Япония), где одноименная фирма имеет два сборочных предприятия, вперемежку с 2-3-этажными коттеджами рассыпаны тысячи производственных помещений (по размерам часто сопоставимых с коттеджами) малых фирм.

Кластеры, или промышленные округа, наиболее распространены в  Италии. Они представляют собой территориально-производственные системы, состоящие из сотен или тысяч скооперированных малых и средних предприятий (средним в Италии считается предприятие, на котором занято от 100 до 500 человек). Это может быть либо структура с предприятием-лидером, окруженным большим числом субпоставщиков, либо сетевая структура с перекрещивающимися производственными связями. В промышленных округах сосредоточено 45% всех занятых в национальной промышленности Италии, а их предприятия выпускают 40% всех экспортных товаров страны. Среди таких округов есть мировые лидеры в своей отрасли. Так, промышленный округ Сассуоло производит 80% национального и 25% мирового объема керамической плитки. Италия – ведущий в мире экспортер мебели. Но в стране нет ни одной крупной мебельной фабрики. В Липецке (Россия), где итальянские инвесторы построили несколько крупных предприятий, тоже начал формироваться кластер из малых фирм – поставщиков деталей и услуг для этих предприятий.

Информация о работе Антикризисный менеджмент