Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

 

2. Требования к кандидатуре антикризисного управляющего и его назначение.

 

Акты законодательства, регулирующие деятельность антикризисных управляющих в сфере банкротства:

  • Постановление Совета Министров Беларуси от 20 октября 2003 г. №1364 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 260 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Примеч. Последний Указ Президента, касающийся видов лицензируемой деятельности, отменил лицензирование такого вида деятельности, как «антикризисное управление». – В.А.

 

Для отличника. 4 октября 2010 г. завершается набор в группу по подготовке временных (антикризисных) управляющих в Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Департаментом по санации  и банкротству Министерства экономики  Беларуси   продолжается  работа по организации обучения и аттестации временных (антикризисных) управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также лиц, желающих осуществлять профессиональную деятельность временного (антикризисного)  управляющего.

 

Источник: http://www.economy.gov.by/ru/news/4-oktjabrja-2010-g-zavershaetsja-nabor-v--gruppu-po-podgotovke-vremennyx-antikrizisnyx-upravljajuschix-v-akademii-upravlenija-pri-prezidente-respubliki-belarus_i_0000000190.html

 

3. Формирование рынка услуг антикризисного консультирования.

 

В Беларуси в настоящее время имеется всего 162 антикризисных управляющих, которые имеют действующие лицензии. Однако недавно лицензирование этого вида деятельности отменили. Теперь достаточно просто пройти курсы и получить аттестат антикризисного управляющего. Это должно послужить существенным толчком к развитию рынка услуг антикризисных управляющих.

 

Для отличника. Предложение услуг для антикризисных управляющих от Компании «АРС Групп». (Примеч. Из этого рекламного обращения можно получить представление о тех проблемах, с которыми может столкнуться антикризисный управляющий, особенно тот, который только начинает свою деятельность на этом поприще. – В.А.).

Команда профессионалов, с десятилетним стажем работы в антикризисном управление поможет антикризисному управляющему получить ответы вопросы:

– Вы получили лицензию Антикризисного управляющего! Вас назначили  на первое дело! Вам нужны ответы на вопросы: Что делать практически? Где найти деньги для выполнения возложенных на Вас обязанностей? Как не совершить ошибок и избежать привлечения к административной и уголовной ответственности?

– Вам необходимо место  для работы, склад для имущества  предприятий-должников, транспорт и  ответы на все вопросы сейчас, а  не потом?

– Вы хотите учиться на чужих ошибках, а не на своих.?

– Вам как антикризисному управляющему нужны юридические, бухгалтерские, консультационные и информационные услуги при ведении дел об экономической  несостоятельности (банкротстве) а  у Вас нет денежных средств чтобы их оплачивать.

Кроме того, мы предлагаем весь спектр юридических услуг для  предприятий находящихся в процедурах банкротства. Мы окажем помощь при слиянии  и реорганизации, оптимизации налогообложения, взыскании дебиторской задолженности, в оформление сложных сделок! 

Мир не идеален. Но мы над  этим работаем.

Команда «АРС Групп» (www.arsgroup.by)

Наша компания является профессиональным управляющим в  делах о банкротстве предприятий  и индивидуальных предпринимателей, имеющим в штате как опытных юристов, так и экономистов и бухгалтеров.

По желанию Клиента  и если отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости  в обязательном порядке осуществить  ликвидацию предприятия посредством  проведения процедуры банкротства, может быть проведен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, при наличии на то возможности, предложены пути выхода из сложившегося кризиса.

 

Для отличника. Зарплата антикризисных управляющих в Беларуси будет зависеть от сложности и масштабов конкретного дела

Оплата труда временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) будет зависеть от сложности  и масштабов конкретного дела. Об этом сообщил заместитель директора департамента по санации и банкротству Министерства экономики Александр Педько, комментируя Постановление Совета Министров от 1 июля 2009 года № 870.

Документом утверждена новая редакция положения о порядке  оплаты труда временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Она существенно отличается от прежнего, утвержденного Постановлением №553, отметил зам. директора департамента. Сейчас устранена необоснованная дифференциация заработной платы управляющих в зависимости от отрасли экономики, к которой относится должник, «поскольку объем обязанностей антикризисного управляющего не имеет прямой зависимости от отраслевой принадлежности», уточнил Александр Педько.

Ранее заработная плата  антикризисного управляющего была привязана  к средней заработной плате руководителя организации соответствующей отрасли. В результате дифференциация зарплаты по отдельным отраслям отличалась в  пределах нескольких раз. «Теперь она  будет зависеть, прежде всего, от сложности конкретного дела, которым занимается управляющий», – сказал собеседник.

При этом установлена единая база для определения заработной платы управляющего – это средняя заработная плата работников по Беларуси.

В новом положении установлен более гибкий подход для определения заработной платы антикризисного управляющего в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников должника, стоимости имущества, судебных тяжб и других факторов. Сейчас вопрос определения конкретного размера заработной платы отнесен к договорной компетенции между нанимателем и управляющим. То есть, в момент заключения контракта с управляющим или в дальнейшем при пересмотре его условий уже наниматель и управляющий будут договариваться об уровне заработной платы в зависимости от сложности дела.

Согласно положению  в процессе проведения процедуры  экономической несостоятельности (банкротства) заработная плата управляющему определяется государственным органом, заключившим  контракт с ним, путем умножения среднемесячной заработной платы работников по Беларуси на корректирующий коэффициент. В защитный период коэффициент составляет от 1,0 до 4,0 включительно, при конкурсном производстве – от 2,0 до 3,0 включительно, при санации – от 3,0 до 4,5 включительно, в ходе ликвидационного производства – от 2,0 до 3,0 включительно. По словам Александра Педько, такие повышающие коэффициенты оправданы, особенно если речь идет о крупных предприятиях.

Также конкретизирован  порядок выплаты заработной платы  за счет средств республиканского бюджета в случае отсутствия денежных средств у должника, в отношении которого антикризисный управляющий выполняет свои обязанности. Здесь прямо указано, что заплата антикризисному управляющему в таком случае будет выплачиваться за счет республиканского бюджета. В то же время четко прописан и порядок возврата этих средств. Если должник в дальнейшем продает какое-либо имущество, и на расчетный счет поступают средства, то он обязан вернуть их в объеме, в котором они взяты из республиканского бюджета. Раньше эта норма не была прописана.

Документом введен механизм стимулирования соблюдения законодательно установленных предельных сроков санации  и ликвидации. «Это сделано для  того, чтобы побуждать антикризисных  управляющих к своевременному выполнению обязанностей и не поощрять необоснованное затягивание процедур», – отметил Александр Педько. Он напомнил, что срок ликвидации предприятия составляет 12 месяцев, санации – 18 месяцев. Если же управляющий не вкладывается в эти сроки, то повышающие коэффициенты с этого периода не действуют. Тогда он получает среднюю заработную плату работников по Беларуси.

«Мы понимаем, что не всегда этот процесс зависит непосредственно  от антикризисных управляющих. Но их компетенция, профессионализм, желание активно работать, прикладывать максимальные усилия для получения результата, безусловно, здесь играют важную роль. Таких людей нужно поощрять. Для этого и введен механизм стимулирования управляющих», – подчеркнул заместитель директора департамента.

По его словам, такая дифференциация и новый порядок оплаты труда будут выполнять стимулирующую функцию. Соответственно повысятся и доходы государства от работы антикризисных управляющих.

Примеч. Вызывает настороженность низкая вилка коэффициентов. Получается, что максимальная зарплата антикризисного управляющего на самых тяжелых этапах его деятельности, например, при санации предприятия, может составить 3-4,5 млн. рублей. Но это совсем невысокая зарплата относительно затрат труда, квалификации, опыта и той ответственности, которую берет на себя антикризисный управляющий. Как бы это не послужило сдерживающим фактором в приходе на этот рынок услуг антикризисного управления талантливых и деловых людей. Поскольку сегодня в экономике Беларуси достаточно других менее рискованных и менее ответственных работ, которые оплачиваются гораздо выше. Тот же чиновник среднего уровня, который практически не несет никакой ответственности, кроме риска  быть уволенным за бездействие, получает в среднем 2-4 млн. рублей. Сотрудник в банке на уровне начальника отдела и выше – зарабатывает 2,5-4 млн. рублей. Даже лектор в университете при относительно свободном графике работы и возможности заниматься НИР, спокойно может зарабатывать 2,5-4 млн. рублей. Пойдут ли в таком случае люди из этих сфер оказывать услуги по антикризисному управлению при таком уровне обещанных зарплат? Вопрос остается открытым.

 

 

 

Тема 5. Диагностика бизнеса.

 

  1. Понятие, назначение, направления и этапы диагностики бизнеса.
  2. Основные показатели диагностики бизнеса.
  3. Модели прогнозирования банкротства предприятий.

 

 

    1. Понятие, назначение, направления и этапы диагностики бизнеса.

 

Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos – распознавание, определение) говорит само за себя – это отрасль знаний о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.


 

В методологии экономической  науки также как, например, в медицине, при организации исследовательского процесса используется такая последовательность:

 болезнь (постановка  проблемы) – диагноз (выявление причин проблемы) – лечение (рекомендации).

 

Самая распространенная логика формирования структуры исследования – изучение объекта исследования – постановка проблемы – выдвижение гипотезы (предположения) – построение упрощенной модели сложной экономической действительности чтобы имелась возможность проверить гипотезу – построение новой или дополнение существующей теории (в случае выявления новых знаний об объекте исследования).

 

Диагностика – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономики предприятия, состояния экономической модели страны, состояния региональной и мировой экономики, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима функционирования. Пример из жизни. Член-корреспондент НАН Беларуси, д.э.н., профессор В.Ф. Медведев известен помимо всего прочего своим крылатым выражением: «За то, чтобы все системы функционировали нормально».


 

Диагностику проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес.


 

Диагностика состояния предприятия позволяет получить информацию о деятельности предприятия в ретроспективном периоде (за последние 3-5 лет), выявить причины неплатежеспособности, принять решение о возможной жизнеспособности предприятия или его части в будущем, а также дать рекомендации для разработки антикризисной стратегии предприятия.

Основные направления комплексной экономической диагностики включают в себя:

  • диагностику маркетинговой компетенции предприятия;
  • диагностику инвестиционной деятельности;
  • диагностику производственно-хозяйственной деятельности;
  • диагностику научно-технического потенциала;
  • организационно-управленческую диагностику (уровня развитости менеджмента на предприятии);
  • финансово-экономическую диагностику;
  • диагностику экологических аспектов деятельности предприятия;
  • диагностику кадрового потенциала;
  • диагностику информационных потоков на предприятии;
  • диагностику вероятности банкротства предприятия;
  • диагностику экономической культуры предприятия;
  • диагностику социального уровня развития предприятия;
  • диагностику имущества и стоимости предприятия.

Информация о работе Антикризисный менеджмент