Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций
В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.
1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..
Закон о банкротстве стал основой для дальнейшего развития в Беларуси законодательства об экономической несостоятельности.
Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси не ограничивается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм. В основе этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Беларуси:
Закон о банкротстве стал активно применяться на практике. Заявления о банкротстве подают не только кредиторы, но и сами должники, а также соответствующие государственные органы, особенно инспекции Министерства по налогам и сборам Беларуси.
______________________________
Дадим краткую характеристику Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»
Практика применения Закона о банкротстве выявила ряд серьезных упущений и недостатков в правовом регулировании досудебной санации, оснований для возбуждения дел о банкротстве, а также в отношении социально значимых субъектов и ряду других вопросов. Для их устранения требовалось оперативное решение, поскольку промедление могло существенно повлиять на экономику конкретных организаций и отраслей, а также социальное положение работающих коллективов. В этой связи 12 ноября 2003 г. был принят Указ № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».
В нем сделан акцент на досудебных мерах по оздоровлению предприятий. Отличие Указа от Закона о банкротстве в том, что теперь четко прописаны положения, регулирующие обязанности руководителя, собственника, а именно – что конкретно и в каком порядке они должны делать, чтобы спасти предприятие, не доводя дело до суда.
Иными словами, документ направлен на то, чтобы избежать в Беларуси массового банкротства предприятий и использовать этот «инструмент» как крайнюю меру для разрешения отношения должника и кредиторов и вместе с тем ужесточить основания для подачи заявления кредитора о признании должника банкротом.
Указ делает возможность банкротства в Беларуси гораздо менее вероятной. В соответствии с новым Указом некредитоспособное предприятие далеко не всегда может рассчитывать на то, что его признают банкротом. Его могут признать симулянтом. За малейшие предпринимательские ошибки и нарушения, которые можно будет расценить как способствующие банкротству, могут последовать суровые штрафные санкции.
В данном Указе изменена терминология, предусмотрен ряд мер, которые должны способствовать проведению досудебных мероприятий по финансовому оздоровлению должника. По мнению многих сторонников рыночной экономики, этот документ фактически «похоронил» в Беларуси институт банкротства. Так как этот указ «направлен на усиление координирующей роли государства в процедуре банкротства, перенесение центра тяжести на досудебные формы работы с должниками, повышение ответственности собственников, учредителей, участников, руководителей организаций, исполкомов всех уровней, министерств и ведомств в вопросах предупреждения банкротства» [1, c. 91]. В соответствии с Указом лицо (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию на осуществление деятельности по антикризисному управлению, не вправе с 19 мая 2004 года заниматься иными видами деятельности, за исключением антикризисного управления, преподавательской и научной деятельности.
В 2001 году в хозяйственные суды поступило 922 заявления о банкротстве, в 2003-м — почти 1200. Завершено производство по 758 делам. На 1 сентября 2008 г. в Беларуси насчитывалось 1533 предприятия в любых стадиях банкротства (в г. Минске – 582), на 1 сентября 2010 г. – 1563 предприятия. То есть за последние два года количество заявлений о банкротстве практически не изменилось. Можно было бы сказать, что на экономику Беларуси не оказал влияние мировой финансово-экономический кризис, поскольку в других странах число банкротств (в странах Балтии, в Польше, Чехии) выросло на 20-30%, а в Беларуси – всего лишь на 2%. Но торопиться с выводами не стоит, так как стабильная динамика количества банкротств, напоминает ситуацию с крайне низкой безработицей в Беларуси. И в первом, и во втором случае, речь идет о зарегистрированных банкротствах и о зарегистрированных безработных. За границей же фактический банкрот или фактический безработный тут же становятся официальными, в то время как в Беларуси, чтобы официально предприятие признали банкротом или человека, потерявшего работу, признали безработным, нужно пройти длительный и сложный путь признания.
Тема 4. Институт антикризисных управляющих.
Антикризисные управляющие – это особая группа менеджеров, обладающая уникальным опытом управления в условиях повышенного риска. |
В каких случаях и согласно какой процедуре назначается антикризисный управляющий. Вопросы банкротства субъектов хозяйствования в Беларуси регулируются Законом Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве); Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и некоторыми другими актами законодательства.
Экономическая несостоятельность
(банкротство) – неплатежеспособность,
имеющая или приобретающая
Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Беларуси.
Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве (Департамент по санации и банкротству Минэкономики Беларуси), иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.
Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
В некоторых случаях,
установленных
В случае возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, назначается временный или антикризисный управляющий. Такой антикризисный управляющий может быть назначен как по ходатайству заявителя, так и самостоятельно хозяйственным судом по представлению государственного органа в делах о банкротстве.
Для отличника. Случай из реальной жизни. Название новости: «Расценки: 1000 долларов за должность временного антикризисного управляющего» (Источник: БЕЛТА).
И.о. гендиректора вымогал взятку у 28-летнего жителя Столина за благоприятное решение вопроса, связанного с выдвижением последнего на должность временного антикризисного управляющего ОАО «Горынский агрокомбинат». Цена вопроса составила $1 тыс. Из этой суммы руководителю КУП «Брестплодовощпром» был передан аванс Br2,5 млн., за что подозреваемый и был задержан оперативниками, сообщила оперуполномоченный по особо важным делам ГУБЭП МВД Вероника Посметьева.
Кроме того, в служебном автомобиле задержанного правоохранители изъяли продукцию предприятий, входящих в состав КУП «Брестплодовощпром»: 17 бутылок вина и 144 банки консервантов на общую сумму около 1 млн. рублей. На весь груз не было соответствующих документов.
В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело за получение взятки по ч.1 ст. 430 УК Беларуси. Руководителю грозит наказание до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности.
Ссылка на новость http://www.newsby.org/
______________________________
Антикризисный менеджмент — одна из самых рисковых зон деятельности, потому что на карту ставится не только судьба предприятия, но и репутация специалиста, взявшегося за его финансовое оздоровление. Исполнителем внесудебного процесса финансового оздоровления является антикризисный управляющий, а судебного – арбитражный. От того, насколько управляющий энергичен, толков, грамотен и умеет работать с людьми, зависит успех дела.
С точки зрения менеджмента можно выделить два типа антикризисных управляющих: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению. Примеч. Антикризисный менеджер со специализацией ликвидатора – занимается в основном вопросами оценки и продажи недвижимого и иного имущества предприятия. Эта работа непосредственно имеет отношение к специальности «менеджмент недвижимости». – В.А.
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
– установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
– проведение анализа
финансового состояния
– определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
– определение даты и места проведения первого собрания кредиторов и их уведомление;
– получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
– составление и ведение реестра их требований;
– проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
– принятие мер по защите имущества предприятия;
– оформление имущественных прав на объекты недвижимости;
– оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
– оптимизация финансовых потоков;
– управление конфликтными ситуациями;
– выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.
Из приведенного перечня видно, что функции антикризисного управляющего специфичны, достаточно трудоемки и требуют компетенции в различных отраслях знаний. Часть их может выполняться специализированными предприятиями – гильдиями, фондами, ассоциациями, союзами, агентствами по недвижимости, консалтинговыми и аудиторскими организациями. Однако проблема организационного обеспечения деятельности антикризисного управляющего пока не имеет достаточного научного, правового и практического основания.
Для отличника. Профессия антикризисный управляющий. Характеристика.
Чем занимается: По решению суда пытается спасти предприятие, находящееся в состоянии банкротства. С одной стороны, этот специалист должен ликвидировать задолженность перед кредиторами, а с другой — помочь предприятию «встать на ноги», позаботиться о сотрудниках и сохранении производственного потенциала. Если же предприятие не подлежит восстановлению, управляющий должен выгодно продать и за счет вырученных средств расплатиться с долгами.