Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)
  • наличие судебной и внесудебной процедуры признания должника банкротом;
  • приоритет санации (оздоровления) и мирового соглашения между конкурсными кредиторами и должником перед ликвидацией;
  • наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о банкротстве;
  • система гарантий от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника;
  • государственные гарантии по социальной защите трудовых прав работников должника;
  • четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей;
  • подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса;
  • широкая гласность судебного процесса по делу о банкротстве.

 

Закон о банкротстве стал основой для дальнейшего развития в Беларуси законодательства об экономической несостоятельности.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси не ограничивается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм. В основе этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Беларуси:

  • об экономической несостоятельности индивидуального предпринимателя;
  • о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника (юридического лица) указания либо иным образом его действия;
  • о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами);
  • об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица;
  • об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица и другие.

 

Закон о банкротстве стал активно применяться на практике. Заявления о банкротстве подают не только кредиторы, но и сами должники, а также соответствующие государственные органы, особенно инспекции Министерства по налогам и сборам Беларуси.

_________________________________________________________________

 

Дадим краткую характеристику Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»

 

Практика применения Закона о банкротстве выявила ряд серьезных упущений и недостатков в правовом регулировании досудебной санации, оснований для возбуждения дел о банкротстве, а также в отношении социально значимых субъектов и ряду других вопросов. Для их устранения требовалось оперативное решение, поскольку промедление могло существенно повлиять на экономику конкретных организаций и отраслей, а также социальное положение работающих коллективов. В этой связи 12 ноября 2003 г. был принят Указ № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

 

В нем сделан акцент на досудебных мерах по оздоровлению предприятий. Отличие Указа от Закона о банкротстве в том, что теперь четко прописаны положения, регулирующие обязанности руководителя, собственника, а именно – что конкретно и в каком порядке они должны делать, чтобы спасти предприятие, не доводя дело до суда.

Иными словами, документ направлен на то, чтобы избежать в Беларуси массового банкротства предприятий и использовать этот «инструмент» как крайнюю меру для разрешения отношения должника и кредиторов и вместе с тем ужесточить основания для подачи заявления кредитора о признании должника банкротом.

Указ делает возможность банкротства в Беларуси гораздо менее вероятной. В соответствии с новым Указом некредитоспособное предприятие далеко не всегда может рассчитывать на то, что его признают банкротом. Его могут признать симулянтом. За малейшие предпринимательские ошибки и нарушения, которые можно будет расценить как способствующие банкротству, могут последовать суровые штрафные санкции.

 

В данном Указе изменена терминология, предусмотрен ряд мер, которые должны способствовать проведению досудебных мероприятий по финансовому оздоровлению должника. По мнению многих сторонников рыночной экономики, этот документ фактически «похоронил» в Беларуси институт банкротства. Так как этот указ «направлен на усиление координирующей роли государства в процедуре банкротства, перенесение центра тяжести на досудебные формы работы с должниками, повышение ответственности собственников, учредителей, участников, руководителей организаций, исполкомов всех уровней, министерств и ведомств в вопросах предупреждения банкротства» [1, c. 91]. В соответствии с Указом лицо (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию на осуществление деятельности по антикризисному управлению, не вправе с 19 мая 2004 года заниматься иными видами деятельности, за исключением антикризисного управления, преподавательской и научной деятельности.

В 2001 году в хозяйственные суды поступило 922 заявления о банкротстве, в 2003-м — почти 1200. Завершено производство по 758 делам. На 1 сентября 2008 г. в Беларуси насчитывалось 1533 предприятия в любых стадиях банкротства (в г. Минске – 582), на 1 сентября 2010 г. – 1563 предприятия. То есть за последние два года количество заявлений о банкротстве практически не изменилось. Можно было бы сказать, что на экономику Беларуси не оказал влияние мировой финансово-экономический кризис, поскольку в других странах число банкротств (в странах Балтии, в Польше, Чехии) выросло на 20-30%, а в Беларуси – всего лишь на 2%. Но торопиться с выводами не стоит, так как стабильная динамика количества банкротств, напоминает ситуацию с крайне низкой безработицей в Беларуси. И в первом, и во втором случае, речь идет о зарегистрированных банкротствах и о зарегистрированных безработных. За границей же фактический банкрот или фактический безработный тут же становятся официальными, в то время как в Беларуси, чтобы официально предприятие признали банкротом или человека, потерявшего работу, признали безработным, нужно пройти длительный и сложный путь признания.

 

 

Тема 4. Институт антикризисных управляющих.

 

  1. Понятие, общие подходы к отбору и подготовке антикризисных управляющих в Беларуси.
  2. Требования к кандидатуре антикризисного управляющего и его назначение.
  3. Формирование рынка услуг антикризисного консультирования.

 

  1. Понятие, общие подходы к отбору и подготовке антикризисных управляющих в Беларуси.

 

Антикризисные управляющие – это особая группа менеджеров, обладающая уникальным опытом управления в условиях повышенного риска.


 

В каких случаях  и согласно какой процедуре назначается  антикризисный управляющий. Вопросы банкротства субъектов хозяйствования в Беларуси регулируются Законом Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве); Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и некоторыми другими актами законодательства.

Экономическая несостоятельность (банкротство) – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным  судом в соответствии с настоящим  Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.

Дела о банкротстве  рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным  процессуальным кодексом Беларуси.

Правом на подачу в  хозяйственный суд заявления  о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве (Департамент по санации и банкротству Минэкономики Беларуси), иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве  является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

В некоторых случаях, установленных законодательством, должник обязан подать заявление  должника в хозяйственный суд. Одним  из таких случаев является ситуация когда стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. В этой ситуации ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства.

В случае возбуждения  хозяйственным судом дела о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, назначается временный или антикризисный управляющий. Такой антикризисный управляющий может быть назначен как по ходатайству заявителя, так и самостоятельно хозяйственным судом по представлению государственного органа в делах о банкротстве.

 

Для отличника. Случай из реальной жизни. Название новости: «Расценки: 1000 долларов за должность временного антикризисного управляющего» (Источник: БЕЛТА).

И.о. гендиректора вымогал  взятку у 28-летнего жителя Столина  за благоприятное решение вопроса, связанного с выдвижением последнего на должность временного антикризисного управляющего ОАО «Горынский агрокомбинат». Цена вопроса составила $1 тыс. Из этой суммы руководителю КУП «Брестплодовощпром» был передан аванс Br2,5 млн., за что подозреваемый и был задержан оперативниками, сообщила оперуполномоченный по особо важным делам ГУБЭП МВД Вероника Посметьева.

Кроме того, в служебном  автомобиле задержанного правоохранители  изъяли продукцию предприятий, входящих в состав КУП «Брестплодовощпром»: 17 бутылок вина и 144 банки консервантов на общую сумму около 1 млн. рублей. На весь груз не было соответствующих документов.

В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело за получение  взятки по ч.1 ст. 430 УК Беларуси. Руководителю грозит наказание до семи лет лишения  свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности.

Ссылка на новость http://www.newsby.org/by/2010/08/04/text15951.htm

_____________________________________________________________

 

Антикризисный менеджмент — одна из самых рисковых зон  деятельности, потому что на карту  ставится не только судьба предприятия, но и репутация специалиста, взявшегося за его финансовое оздоровление. Исполнителем внесудебного процесса финансового оздоровления является антикризисный управляющий, а судебного – арбитражный. От того, насколько управляющий энергичен, толков, грамотен и умеет работать с людьми, зависит успех дела.

 

С точки зрения менеджмента можно выделить два типа антикризисных управляющих: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению. Примеч. Антикризисный менеджер со специализацией ликвидатора – занимается в основном вопросами оценки и продажи недвижимого и иного имущества предприятия. Эта работа непосредственно имеет отношение к специальности «менеджмент недвижимости». – В.А.

Антикризисные управляющие  выполняют следующие функции:

– установление и уведомление  выявленных кредиторов должника о возбуждении  процедуры банкротства;

– проведение анализа  финансового состояния должника;

– определение наличия  признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

– определение даты и  места проведения первого собрания кредиторов и их уведомление;

– получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;

– составление и ведение  реестра их требований;

– проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;

– принятие мер  по защите имущества предприятия;

– оформление имущественных прав на объекты недвижимости;

– оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;

– оптимизация финансовых потоков;

– управление конфликтными ситуациями;

– выполнение решения  арбитражного суда о реализации одной  из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его  воплощение.

Из приведенного перечня  видно, что функции антикризисного управляющего специфичны, достаточно трудоемки и требуют компетенции в различных отраслях знаний. Часть их может выполняться специализированными предприятиями – гильдиями, фондами, ассоциациями, союзами, агентствами по недвижимости, консалтинговыми и аудиторскими организациями. Однако проблема организационного обеспечения деятельности антикризисного управляющего пока не имеет достаточного научного, правового и практического основания.

 

Для отличника. Профессия антикризисный управляющий. Характеристика.

Чем занимается: По решению суда пытается спасти предприятие, находящееся в состоянии банкротства. С одной стороны, этот специалист должен ликвидировать задолженность перед кредиторами, а с другой — помочь предприятию «встать на ноги», позаботиться о сотрудниках и сохранении производственного потенциала. Если же предприятие не подлежит восстановлению, управляющий должен выгодно продать и за счет вырученных средств расплатиться с долгами.

Информация о работе Антикризисный менеджмент