Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:32, творческая работа

Описание работы

Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Работа содержит 1 файл

Отчет по молоку.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

-              для молока питьевого у ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» 17,88%, 16,91%, 18,31%, у ООО «Маслозавод «Нытвенский» (группа лиц Поздеева С.В.) 6,88%, 10,33%, 15,90%;

-              для кисломолочной продукции у ООО «Юнимилк» 21,56%, 14,23%, 14,60%, у ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» 23,30%, 22,47%, 27,30%;

-              для сметаны и сливок у ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» 23,67%, 22,18%, 26,61%;

-              для творога и творожной продукции у ООО «Юнимилк» 11,45%, 8,99%, 8,55%, у ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» 8,05%, 5,93%, 6,56%;

-              для масла из коровьего молока у предприятий группы лиц Поздеева С.В. 11,31%, 17,32%, 22,51%.

 

Итоговая оценка состояния конкурентной среды

на рассматриваемом рынке.

 

1.              Рынок производства и первичной оптовой реализации молока и молочной продукции в границах Пермского края в 2008 году был высококонцентрированным, в 2009-2010 годах - умеренно концентрированным, что говорит о положительной тенденции в развитии конкуренции на данном рынке.

2.              Рынок производства молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) неразрывно связан с рынком переработки молока, на котором производители молока и молочной продукции выступают как покупатели сырого молока, продавцами выступают сельхозпроизводители. С учетом специфичности такого продукта как сырое молоко, требований, которые предъявляются к сырому молоку, условий транспортировки и хранения сырого молока производители молока и молочных продуктов, занимающие значительную долю на рынке переработки молока имеют возможность оказывать влияние на условия обращения товара (сырого молока) на данном рынке.

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Саратовской области

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока)  являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Объем рынка сырого молока и доли хозяйствующих субъектов на рынке

На территории Саратовской области в 2008 и 2009 году на рынке сырого молока действовало 16 предприятий - переработчиков сырого молока, в 2010 году   18 хозяйствующих субъектов.

Наибольшую долю на исследуемом товарном рынке занимает ОАО "Молочный комбинат "Энгельсский".

Определение уровня концентрации на рынке сырого молока на территории Саратовской области

Используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для n крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CRn),  и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 2008 год

2009 год

2010 год

CR3

HHI

CR3

HHI

CR3

HHI

64,86

1 863,32

68,70

1 748,59

61,83

1 757,21

Умеренный

Умеренный

Умеренный

 В соответствии с полученными данными можно сделать вывод об умеренном уровне концентрации на рынке сырого молока на территории Саратовской области, так как:

45% <  CR3 <  70%,

1000 <  HHI <  2000, что соответствует критериям, указанных в п. 7.2 Порядка.

Определение барьеров входа на рынок сырого молока на территории Саратовской области

Определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Барьерами входа на рынок сырого молока являются:

1. Сезонные колебания объемов производства сырого молока. В осенне-зимний период наблюдается дефицит сырого молока и рост цен на него. В весенне-летний период объем производится избыточное количество молока и происходит падение цен на него.

2. Высокая стоимость кредитных ресурсов на создание, развитие и модернизацию производства.

Рынок сырого молока напрямую связан с оптовым рынком готовой молочной продукции. Ряд проблем функционирования рынка сырого молока вызван трудностями сбыта готовой молочной продукции:

- высоким уровнем удовлетворения спроса за счет ввоза готовой молочной продукции из других регионов;

- проблемами логистики (отсутствием специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных молокозаводов по предприятиям розничной торговли).

 

Оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Саратовской области

 

Молочное скотоводство занимает особое место в составе агропромышленного комплекса и является ведущей отраслью животноводства в Саратовской области. На его долю приходится около 20 % в объеме валового производства продукции животноводства.

Значение этой отрасли определяется не только высокой долей ее в производстве валовой продукции, но и большим влиянием на уровень обеспеченности населения продуктами питания.

Разведением молочного скота в Саратовской области занимается свыше 450 сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств и более 90 тысяч личных подсобных хозяйств населения.

Молоко входит в число необходимых продуктов питания, уровень его потребления на душу населения в Саратовской области увеличился за последние 5 лет на 7,3 % и составил 288 кг. в 2005 году, 309 кг. в 2009 году.

За последние годы в развитии молочного скотоводства наметились положительные тенденции – сократились темпы снижения поголовья крупного рогатого скота, возросла продуктивность коров. Эти изменения привели к увеличению валового производства молока в Саратовской области и улучшению сырьевого обеспечения молочной промышленности.

Молочная отрасль в области имеет стабильную тенденцию развития. В 2010 году произведено 998,8 тыс. тонн молока, рост к уровню предыдущего года составил 2,1 %,  к 2005 году – 14,6 %.

Необходимо отметить, что рост производства молока продолжался и в годы засухи (в 2009 и 2010 годах на территории Саратовской области вводился режим чрезвычайной ситуации из-за опасных агрометеорологических условий).

Все это обеспечивается ростом численности молочных коров (прирост коров в 2010 году к 2009 году составил 3,4 тыс. голов) и ростом продуктивности (в хозяйствах всех категорий надой молока на фуражную корову возрос на 3,9 % и составил 4 442 кг.).

По итогам 2010 года Саратовская область занимает 6 место среди основных производителей молока в Российской Федерации и 3 место – в Приволжском Федеральном округе.

Изучаемый рынок сырого молока на территории Саратовской области относится к умеренно концентрированному рынку с достаточно развитой конкуренцией, поскольку значение коэффициента рыночной концентрации (CR3), а также индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) находится в пределах:

45% <  CR3 <  70%,

1000 <  HHI <  2000.

 

 

 

 



Информация о работе Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции