Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:32, творческая работа
Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Структура рынка производства творога и творожных продуктов приведена в таблице 7 (см. Приложение).
Наибольшую долю на данном сегменте рынка занимает ОАО «Компания Юнимилк» «Молочный Комбинат «Пермский», в 2008 году – 61,29%, в 2009 году – 60,93%, в 2010г. – 55,44%.
Производство масла из коровьего молока.
Масло из коровьего молока - молочный продукт или молочный составной продукт на эмульсионной жировой основе, преобладающей составной частью которой является молочный жир, которые произведены из коровьего молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока путем отделения от них жировой фазы и равномерного распределения в ней молочной плазмы с добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов или без их добавления.
Структура рынка производства творога и творожных продуктов приведена в таблице 8 (см. Приложение).
Доля ОАО «Компания Юнимилк» «Молочный Комбинат «Пермский» превысила 35% и составила в 2008 году – 36,01%, в 2009 году – 40,77%. В 2010 году доля филиала ОАО «Компания Юнимилк» снизилась до 28,54%, а доля группы лиц Поздеева С.В. в 2010 году превысила 35% и составила – 43,54%.
Совместная доля двух хозяйствующих субъектов ОАО «Компания Юнимилк» «Молочный Комбинат «Пермский» и группы лиц Поздеева С.В. на данном сегменте рынка составляет в 2008 году – 70,27%, в 2009 году – 70,66%, в 2010г. – 72,08%.
Производство продуктов детского питания.
В Пермском крае продукты детского питания не производятся.
Производство сыров.
Сыр - молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока с использованием специальных заквасок, технологий, обеспечивающих коагуляцию молочных белков с помощью молокосвертывающих ферментов или без их использования, либо кислотным или термокислотным способом с последующим отделением сырной массы от сыворотки, ее формованием, прессованием, посолкой, созреванием или без созревания с добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов или без их добавления.
Структура рынка производства сыра приведена в таблице 9 (см. Приложение).
Основными производителями сыра являются хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц Поздеева С.В. с долей в 2008 году – 49,63%, в 2009 году – 34,22%, в 2010 году 79,52%.
Рынок оптовой реализации молока и молочной продукции.
Расчет общего объема товарной массы в обороте и долей хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации на территории Пермского края осуществляется на основании объема оптовых продаж молока и молочной продукции по следующим сегментам:
1) молоко питьевое;
2) сливки;
3) сметана;
4) творог и творожная продукция;
5) кисломолочная продукция (включая категории: йогурт, кефир жирный, ряженка, варенец, кисломолочная продукция с плодово-ягодными наполнителями, нежирная кисломолочная продукция);
5) масло сливочное;
6) детское питание;
7) сыры.
На данном рынке выявить все хозяйствующие субъекты, действующие на рынке, не представляется возможным, так как на территории Пермского края реализуется продукция предприятий Удмуртской Республики, Свердловской области, Республики Башкортостан, Республики Татарстан и др. (в том числе: ОАО «Белгородский молочный комбинат», ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М», ЗАО «Ижмолоко», ООО «Данон», ООО «Эрманн»), а также продукция импортного производства.
Причем по данным Пермьстата о структуре товаропотоков (ввозе и вывозе молока и молочной продукции) за пределы Пермского края вывозится и на территорию Пермского края ввозится более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы.
Для расчета объема товарного рынка оптовой реализации имеются следующие данные и информация: данные статистики (продовольственное потребление молока и молочных продуктов на территории Пермского края), информация ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» о реализации молока и молочной продукции на территории Пермского края и информация ОАО «Вимм-Билль-Данн» о ввозе молока и молочной продукции на территорию Пермского края.
На основании вышеизложенного для определения доли ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» на данном рынке, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции на оптовом рынке Пермского края информации достаточно.
Общий объем товарной массы в обороте на рынке оптовой реализации в границах Пермского края рассчитан на основании данных Пермьстата о продовольственном потреблении молока и молочных продуктов на территории Пермского края по сегментам рынка, определенным ранее.
Доля хозяйствующего субъекта в границах Пермского края определяется долей оптовой реализации молока и молочной продукции данным хозяйствующим субъектом в общем объеме оптовой реализации по конкретному сегменту рынка.
Молоко питьевое.
Структура рынка оптовой реализации молока питьевого в Пермском крае приведена в таблице 10 (см. Приложение).
Совместная доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» в 2008 году составила 19, 92%, в 2009 году – 19,64%, в 2010 году – 20,59%.
Кисломолочные продукты.
Структура рынка оптовой реализации кисломолочной продукции в Пермском крае приведена в таблице 11 (см. Приложение).
Совместная доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» в 2008 году составила 27,09%, в 2009 году – 28,03%, в 2010 году – 32,6%.
Сметана и сливки
В информации Пермьстата отсутствует разграничение на сметану и сливки.
Структура рынка оптовой реализации сметаны и сливок в Пермском крае приведена в таблице 12 (см. Приложение).
Совместная доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» в 2008 году составила 24,11%, в 2009 году – 22,86%, в 2010 году – 27,48%.
Творог и творожная продукция.
Структура рынка оптовой реализации творога и творожной продукции в Пермском крае приведена в таблице 13 (см. Приложение).
Совместная доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» в 2008 году составила 8,40%, в 2009 году – 6,06%, в 2010 году – 6,89%.
Масло из коровьего молока.
Структура рынка оптовой реализации масла из коровьего молока в Пермском крае приведена в таблице 14 (см. Приложение).
Совместная доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» в 2008 году составила 1,17%, в 2009 году – 1,40%, в 2010 году – 1,89%.
Продукты детского питания
На территории Пермского края на оптовом рынке продукции для детского питания реализуется продукция ОАО «Компания Юнимилк», производимая на территории других субъектов Российской Федерации, непосредственно филиал «Молочный Комбинат «Пермский» не производит детское питание. ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» также не производит продукты детского питания. ОАО «Вимм-Билль-Данн» продукцию для детского питания на территорию Пермского края не завозит.
Сыры
Структура рынка оптовой реализации сыра в Пермском крае приведена в таблице 15 (см. Приложение).
ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» сыры не производит. ОАО «Вимм-Билль-Данн» сыры на территорию Пермского края не завозит.
Таким образом, совместная доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн» на рынке оптовой реализации молока питьевого, кисломолочных продуктов, масла коровьего в рассматриваемый период постепенно увеличивается.
Количественные показатели структуры рынка.
Показатели рыночной концентрации рынка производства молока и молочной продукции с последующей первичной оптовой реализацией приведены в таблице 16
Таблица 16.
2008 г. | 2009 г. | 2010г. |
СR= 71,61 | СR = 66,31 | СR = 67,43 |
HНI = 2334,9 | HНI = 1992,9 | HНI = 1876,1 |
В соответствии со значениями коэффициентов рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынок производства молока и молочной продукции с последующей первичной оптовой реализацией в границах Пермского края в 2008 году был высококонцентрированный в 2009, 2010 годах - умеренно концентрированным.
Качественные показатели структуры рынка.
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются барьеры входа на рынок.
Для анализируемого рынка производства молока и молочной продукции с последующей первичной оптовой реализацией на территории Пермского края характерны следующие барьеры:
1) Экономические ограничения:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.
2) Административные ограничения:
- стандарты и предъявляемые к качеству молока и молочной продукции требования.
3) Иные барьеры:
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке переработки молока, перед потенциальными участниками товарного рынка;
- ограничения по спросу. На территории Пермского края каждое предприятие – производитель молока и молочной продукции занимает свою ценовую нишу и свои рынки сбыта продукции.
За рассматриваемый период (2008-2010 годы) рынок производства молока и молочной продукции (в пересчете на молоко) из высококонцентрированного стал умеренно концентрированным.
Доля крупнейшего производителя Пермского края ОАО «Компания Юнимилк» «Молочный Комбинат «Пермский» на рынке производства молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на территории Пермского края снизилась до 29,86% в 2010 году по сравнению с 40,40% в 2008 году. Доля ОАО «Молкомбинат «Кунгурский» стабильна и составляет примерно 20%. Примерно на 2,0% увеличилась в 2010 году доля ООО «Маслозавод «Нытвенский» и на 2,5% - ЗАО «Вемол».
На данном рынке в течение рассматриваемого периода появилось семь новых предприятий – производителей, прекратили деятельность – четыре предприятия. На основании вышеизложенного, можно говорить о положительной тенденции в развитии конкуренции на данном рынке.
Таким образом, существующие барьеры входа на товарный рынок (выхода с товарного рынка) молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на территории Пермского края не являются труднопреодолимыми.
Субъектами рынка оптовой реализации молока и молочной продукции на территории Пермского края являются не только производители (переработчики) Пермского края, но производители других субъектов Российской Федерации и оптовые продавцы, которые ввозят молоко и молочную продукцию на территорию Пермского края из других субъектов Российской Федерации.
Доля крупнейших производителей Пермского края ОАО «Компания Юнимилк» «Молочный Комбинат «Пермский», ОАО «Молкомбинат «Кунгурский», группы лиц Поздеева С.В. и ЗАО «Вемол» на рынке оптовой реализации молока и молочных продуктов на территории Пермского края не превышает 35% и составляет в 2008, 2009, 2010 годах соответственно:
Информация о работе Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции