Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:32, творческая работа

Описание работы

Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Работа содержит 1 файл

Отчет по молоку.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

2)                            в МО «Горный улус (район)»: СХППК «Маай» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

3)                            в МО «Уста Алданский улус (район)»: СХППК «Дюпсюнский» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

4)                            в МО «Момский улус (район)»: СХПК «Момский» 2008г. – 0%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

5)                            в МО «Олекминский улус (район)»: ООО «Кладовые Олекмы» 2008г. – 90,44%, 2009 г. – 85,12%, 2010 г. – 84,80%.

6)                            в МО «Вилюйский улус (район)»: СХППК «Агрофирма Вилюйская» 2008г. – 68,97%, 2009 г. – 6,20%, 2010 г. – 5,81%; СХППК «Сыа Булуу» 2008г. – 0%, 2009 г. – 91%, 2010 г. – 91,83%.

7)                            в МО «Чурапчинский улус (район)»: СХПК «Чурапча» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 95,89%.

8)                            в МО «Ленский район»: МУП «Ленский молокозавод» 2008г. – 0%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

9)                            в МО «Мегино-Кангаласский улус (район)»: СПоК «Манчаары» 2008г. – 0%, 2009 г. – 0%, 2010 г. – 73,21%; СХПК «Хоплу» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 26,79%.

10)                        в МО «Сунтарский улус (район)»: СПоК «Сунтар-АС» 2008г. – 0%, 2009 г. – 0%, 2010 г. – 77,47%; ООО «Табага» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 22,53%.

11)                        в МО «Таттинский улус (район)»: СПК «Таатта» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

12)                        в МО «Томпонский улус (район)»: СХПК «Илгэ» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

13)                        в МО «Верхоянский улус (район)»: СХПК «Полюс Холода» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

14)                        в МО «Алданский улус (район)»: ООО «Фирма «Дэмис» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

15)                        в МО «Усть-Майский улус (район)»: СППК «Усть-Мая» 2008г. – 0%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

16)                        в МО «Верхневилюйский улус (район)»: СХПК «Чолбон» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

17)                        в МО «Оймяконский улус (район)»: СХПК «Дружба» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

18)                        в МО «Нюрбинский улус (район)»: СХПК «Байар» 2008г. – 100%, 2009 г. – 0%, 2010 г. – 0%.

Сахалинская область: ОАО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский» 2008г. – 53,40%, 2009 г. – 56,88%, 2010 г. – 55,11%.

Кабардино-Балкарская Республика: ООО «Нальчинский молочный комбинат» 2008г. – 0%, 2009 г. – 75,11%, 2010 г. – 74,8%.

Владимирская область: ЗАО «Холдинговая компания «Ополье» 2008г. – 39,31%, 2009 г. – 46,91%, 2010 г. – 47,81% (в 2011 году общество вошло в группу лиц Вимм-Билль-Данн).

Орловская область:

1)                       в Болховском районе: ОАО «Болховский сырзавод» 2008г. – 78,9%, 2009 г. – 23,5%, 2010 г. – 5,7%.

2)                       в Глазуновском районе: ОАО «Глазуновский маслодельный завод» 2008г. – 44,5%, 2009 г. – 49,3%, 2010 г. – 51,8%; ОАО «Троснянский молочный завод» 2008г. – 53,2%, 2009 г. – 45,1%, 2010 г. – 47,9%.

3)                       в Залегощенском районе: ООО «Милини» 2008г. – 0%, 2009 г. – 0%, 2010 г. – 82%.

4)                       в Знаменском районе: ОАО «Болховский сырзавод» 2008г. – 12,2%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 0%.

5)                       в Колпнянском районе: ООО «Милини» 2008г. – 0%, 2009 г. – 0%, 2010 г. – 100%.

6)                       в Краснозоренском районе: ОАО «Завод сыродельный Ливенский» 2008г. – 47,6%, 2009 г. – 76,2%, 2010 г. – 100%.

7)                       в Кромском районе: ОАО «Кромской маслодельный завод» 2008г. – 18,1%, 2009 г. – 72,3%, 2010 г. – 54,6%.

8)                       в Ливенском районе: ОАО «Завод сыродельный Ливенский» 2008г. – 47,6%, 2009 г. – 70,5%, 2010 г. – 76,2%.

9)                       в Малоархангельском районе: ООО «Маслозавод» (Малоарх.) 2008г. – 63,9%, 2009 г. – 92,7%, 2010 г. – 100%.

10)                   в Троснянском районе: ОАО «Троснянский молочный завод» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

11)                   в Урицком районе: ООО «Урицкий молокозавод» 2008г. – 59,5%, 2009 г. – 96,1%, 2010 г. – 100%.

12)                   в Хотынецком районе: ОАО «Хотынецкий маслозавод» 2008г. – 97,7%, 2009 г. – 51,5%, 2010 г. – 0%.

Пензенская область: ООО «Белинскмолоко» 2008г. – 39,70%, 2009 г. – 16,05%, 2010 г. – 1,68%; ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» 2008г. – 29,21%, 2009 г. – 42,54%, 2010 г. – 45,67%.

Астраханская область:

1)                      в границах г. Астрахани, Володарского, Камызякского, Икрянинского, Приволжского, Красноярского, Наримановского районов: группа лиц в составе: ООО «Молокозавод Володарский» и ООО «Молокозавод «Красноярский» 2008г. – 93,5%, 2009 г. – 83%, 2010 г. – 83,4%.

2)                      в границах Енотаевского района: Колхоз «Волга» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

Республика Татарстан: ОАО «ВАМИН-Татарстан» 2008г. – 74%, 2009 г. – 72,3%, 2010 г. – 71%.

Ярославская область: ООО «Ярмолпрод» 2008г. – 31,63%, 2009 г. – 26,94%, 2010 г. – 30%.

Ростовская область: ОАО сыродельный завод «Семикаракорский» 2008г. – 10,25%, 2009 г. – 18,33%, 2010 г. – 27,30%; ОАО «Кагальницкий молокозавод» 2008г. – 25,25%, 2009 г. – 27,12%, 2010 г. – 21,63%.

Республика Карелия: ОАО «СЛАВМО» 2008г. – 54,10%, 2009 г. – 52,94%, 2010 г. – 51,35%.

Чувашская Республика: ОАО «Компания Юнимилк» 2008г. – 33,61%, 2009 г. – 30,1%, 2010 г. – 30,98%; ООО «Молочное дело» 2008г. – 43,92%, 2009 г. – 45,4%, 2010 г. – 41,58%.

Республика Марий Эл: ООО «НПФ «Республиканский молочный завод» 2008г. – 41,12%, 2009 г. – 47,81%, 2010 г. – 37,78%.

Республика Ингушетия: Государственное унитарное предприятие Маслосырзавод «Сунженский» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

Ленинградская область: ОАО «Гатчинский молочный завод» 2008г. – 44,9%, 2009 г. – 30,4%, 2010 г. – 39,5%.

Магаданская область: ОАО Городской молочный завод «Магаданский» 2008г. – 100%, 2009 г. – 100%, 2010 г. – 100%.

 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

                        n

(СR) = SUM D,

           i=1          i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

              N                     2

HHI = SUM D,

           i=1          i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;

- умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;

     - низкий – при CR3<45% или HHI <1000.

 

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка закупки сырого молока в географических границах, которые были определены территориальными органами, как региональные, межрегиональные и локальные рынки, позволяет отнести данный товарный рынок к

высококонцентрированному рынку (с неразвитой конкурентной средой): в Новосибирской области; в Республике Карелия, в Чувашской Республике; в Архангельской области; в Сахалинской области; в Республике Марий Эл; в Республике Ингушетия; в Республике Саха (Якутия); в республике Татарстан; в Республике Хакасия; в Воронежской области; в Вологодской области; в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; в Республике Северная Осетия-Алания; в Томской области; в Кировской области; в Курганской области; в Ульяновской области; в Еврейской автономной области; в Республике Бурятия; в Новгородской области; в Липецкой области; в Магаданской области; в Мурманской области; в Карачаево-Черкесской Республике; в Республике Тыва; в Ульяновской области; в Тульской области; в Тюменской области; во Владимирской области; в Кабардино-Балкарской Республике; в Калининградской области; в Хабаровском крае; в Кировской области; в Московской области; в Республике Алтай; в Кемеровской области; в Астраханской области; в Брянской области; в Республике Коми; в Камчатском крае; в Ленинградской области; в Ненецком автономном округе; в Орловской области (кроме одного локального рынка в географических границах Орловского района, который характеризуется умеренной степенью концентрации); в Тверской области (исключения составляют Бежецкий, Кашинский, Кимрский и Сонковский районы области, в которых рынки стремятся к умеренному уровню концентрации); в границах северного района Удмуртской Республике.  

умереноконцентрированному рынку (с недостаточно развитой конкурентной средой): в Омской области, в Ростовской области, в Ивановской области, в Калужской области, в Ярославской области, в Рязанской области, в Приморском крае, в Нижегородской области, в Краснодарском крае, в Белгородской области, в Республике Мордовия, в Тамбовской области, в Челябинской области, в Саратовской области, в Костромской области, в Смоленской области, в Самарской области, в Пензенской области, в Ставропольском крае, в Республике Дагестан, в границах южного района Удмуртской Республике.

низкоконцентрированному рынку (с развитой конкурентной средой): в Алтайском крае, в Курской области, в Иркутской области, в Псковской области, в Санкт-Петербурге (однако в 2008 году характеризовался умеренной степенью концентрации), в Свердловской области.

В таких регионах как в Республике Башкортостан, в Амурской области анализируемый рынок является высококонцентрированным, а значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) показывает, что рынок умеренноконцентрированный. Можно сделать вывод, что наблюдается динамика развития данного рынка. Рынок переходит от высококонцентрированному  к умеренноконцентрированному.

Также можно сделать вывод о достаточно высоком уровне концентрации товарного рынка в 2008 году в Ставропольском крае, в Красноярском крае, в Пермском крае и в Республике Адыгея, но имеющий тенденцию к постоянному снижению до умеренноконцентрированного в 2010 году.

Результаты анализа также позволяют сделать вывод, что основная часть местных (локальных) товарных рынков закупок сырого молока в Удмуртской Республике, в Орловской области, представляют собой олигопсонические типы товарных рынков, характеризующиеся наличием незначительного числа покупателей (молочные комбинаты), контролирующих спрос на данный товар (сырое молоко) при большом числе продавцов (сельхозпредприятиям, производящим сырое молоко). С учетом того, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы значительные финансовые вложения, которыми колхозы не обладают, производители молока не имеют возможности воздействовать на цену сдаваемого ими сырого молока. Цены на сырое молоко устанавливают молочные комбинаты, а не производители молока. Сильные покупатели, которыми являются крупные молочные комбинаты, способны привлекать к себе поставщиков сырья за счет их кредитования и устанавливают цены на сырое молоко.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Рынок молока сырого напрямую связан с оптовым рынком готовой молочной продукции. Ряд проблем функционирования рынка сырого молока вызван трудностями сбыта готовой молочной продукции:

- высоким уровнем удовлетворения спроса за счет ввоза готовой молочной продукции из других регионов;

- невыгодными условиями договоров, устанавливаемыми торговыми сетями (требование предоставления различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию и т. д.);

- проблемами логистики (отсутствием специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных молокозаводов по предприятиям розничной торговли).

Кроме того, барьерами входа на рынок сырого молока являются:

1. Сезонные колебания объемов производства сырого молока. В осенне-зимний период наблюдается дефицит сырого молока и рост цен на него. В весенне-летний период объем производится избыточное количество молока и происходит падение цен на него. А также сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.

2. Высокая стоимость кредитных ресурсов на создание, развитие и модернизацию производства.

3. Низкая закупочная цена на молочное сырье.

4. Отдаленность перерабатывающих предприятий от места производства молочного сырья.

5. Неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока, изношенность производственных помещений, оборудования).

6. Снижение качества молочного сырья при длительной транспортировке.

7. Ограничения по спросу (высокая насыщенность рынка молочной продукцией).

8. Экономические и организационные ограничения (государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей, перерабатывающих организаций, организаций торговли, кредиты, налоги, цены (рост цен на электрическую энергию, на нефтепродукты приводит к росту затрат на производство молочной продукции), неплатежи, инфляция).

9. Приверженность к устойчивым хозяйственным связям, стабильные хозяйства отдают предпочтение при продаже сырого молока только одному молокоперерабатывающему заводу.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Для развития данного товарного рынка и выхода на него новых хозяйствующих субъектов необходимо в первую очередь создать условия для снижения сезонных колебаний производства сырого молока коровьего, а также привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для увеличения молочного поголовья крупного рогатого скота. Также необходима разработка системы государственной поддержки, которая бы предусматривала частичную компенсацию затрат на реконструкцию старых и строительство новых перерабатывающих комплексов, а также субсидирование закупа сырого молока.

Информация о работе Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции