Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:32, творческая работа

Описание работы

Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Работа содержит 1 файл

Отчет по молоку.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

Одной из проблем развития конкуренции на рынке сырого молока является импорт в Россию молочной продукции. В связи с высокой долей импорта ценовая ситуация на российском рынке масла сливочного и сыра находится под существенным влиянием импортных цен, которые в перспективе могут поддерживаться на низком уровне. Это связано с тем, что основными импортерами являются Республика Беларусь и Украина, сельское хозяйство которых находится на подъеме и базируется на дешевых кормовых ресурсах и дешевой рабочей силе в условиях ее избытка. В результате снижается заинтересованность предприятий-переработчиков сырого молока в развитии производства сливочного масла и сыра, вследствие чего снижается закупка сырого молока этими предприятиями-переработчиками.

 

 

Результаты мониторинга цен на рынках муки, хлеба, молока, подсолнечного масла и сахара за IV квартал 2010 года

 

 

Анализ динамики цен в регионах Российской Федерации за IV квартал 2010 года, показал, что ситуация на агропродовольственных рынках по-прежнему характеризуется значительным ростом цен на социально-значимые продукты питания: хлеб пшеничный и ржаной, молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2.5%, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное, сахар, а также на продовольственное сырье: муку пшеничную и ржаную, молочное сырье, сырье для производства масла подсолнечного. Тенденция к росту цен на продовольственные товары наблюдается с лета 2010 года, когда аномальные погодные явления повлекли за собой дефицит сельскохозяйственной продукции. Главным образом, дефицит затронул рынок зерна, вследствие чего произошел скачок цен на муку.
 

Высокий рост закупочных цен на сырое молоко в IV квартале 2010 года выявлен в следующих регионах: Алтайский край (в среднем 50%), Республика Башкортостан (в среднем 42%), Республика Бурятия (в среднем 22%), Кемеровская область (в среднем 23%), Красноярский край (в среднем 25%), Курская область (в среднем 42%), Псковская область (в среднем 59%), Саратовская область (в среднем 25%), Ставропольский край (в среднем 39%). Также повысились закупочные цены на сухое молоко – в Амурской области (в среднем 29%), в Белгородской области (в среднем 32%), в Иркутской области (в среднем 23%), в Республике Мордовия (в среднем 32%) и в Республике Саха (Якутия) (в среднем 28%).
В Республике Дагестан цены на молочное сырье остались стабильны. Снижения цен на сырое молоко ни в одном регионе не было зафиксировано. Сухое молоко упало в цене в Астраханской, Костромской, Тульской областях и в г. Санкт-Петербурге.

Рост цен на молочное сырье в свою очередь способствовал повышению отпускных и розничных цен на пастеризованное (стерилизованное) молоко.
В большинстве регионов повышение отпускных цен на молоко питьевое оказалось незначительным (в среднем не более 13%). Более высокий рост произошел в Красноярском крае (в среднем 20%), в Курской области (в среднем 17%) и в Оренбургской области (в среднем 17%).
В Амурской, Волгоградской областях, а также в Республике Дагестан и в Чукотском автономном округе оптовые цены на пастеризованное молоко не изменились.
 

Следствием подорожания отпускных цен производителей молока пастеризованного (стерилизованного) явилось изменение динамики розничных цен. Розничные цены на молоко повысились в Алтайском крае (в среднем 14%), в Вологодской области (18%), в Забайкальском крае (16,33%), в Курганской области (в среднем 18%), в Курской области (в среднем 20%), в Ленинградской области (в среднем 16%), в Чеченской Республике и Республике Ингушетия (в среднем 23%).

В ряде регионов розничные цены на пастеризованное молоко понизились по отношению к предыдущему кварталу: в Еврейском автономном округе, в Ивановской области, в Омской области, в Пермской области, а также в Ханты-Мансийском автономном округе. Однако снижение розничных цен в данных регионах было весьма незначительным. Интегрированное среднее изменение относительно предыдущего квартала составило не более 5%.

Анализ общей ценовой ситуации на продовольственных рынках показал, что в IV квартале 2010 года наибольший рост цен произошел на рынке масла подсолнечного рафинированного дезодорированного бутилированного. Причиной стало значительное подорожание сырья для производства подсолнечного масла (в ряде регионов интегрированное среднее изменение минимальной цены на сырье для производства подсолнечного масла достигло 50%), в результате чего повысились цены на готовую продукцию. Рост цен на подсолнечное масло был зафиксирован во всех регионах страны. В наибольшей степени это отразилось в Саратовской области (в среднем 50%), в Свердловской области (от 22% до 52%), в Республике Адыгея (в среднем 54%), в Курганской области (в среднем 42%), в Амурской области (в среднем 41%), в Приморском крае (в среднем 37%), в Ленинградской области (в среднем 35%), в Республике Коми (в среднем 39%), в Республике Бурятия (в среднем 33%), в Кемеровской области (в среднем 32%), в Республике Башкортостан (в среднем 30%).

Изменений розничных цен на масло подсолнечное не произошло в Пермской крае и в Республике Дагестан. В Республике Саха (Якутия) зафиксировано снижение розничной цены на масло подсолнечное относительно предыдущего квартала в среднем на 3%.

Данные мониторинга отразили влияние на изменение отпускных цен производителей молока изменение закупочных цен на молочное сырье, используемое для дальнейшей его переработки. Из мониторинга за IV квартал 2010 года видно, что в анализируемый период динамика цен, как на молочное сырье, так и на молоко стремится к росту. При этом темпы роста цен на сырое молоко значительно выше, чем на сухое. В розничном сегменте реализации молока резких скачков цен не зафиксировано. Максимальное интегрированное среднее изменение розничных цен на молоко составило 23%.


 


Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке закупки сырого молока в географических границах Омской области

При проведении анализа состояния рынка закупки сырого молока в географических границах Омской области определена группа лиц в составе: ООО Маслосыркомбинат «Тюкалинский» и ООО «Луговское», действовавшая в течение временного интервала 2008 - 2011 гг.

В 2010 году на рынке закупки сырого молока в географических границах Омской области определена группа лиц в составе: ОАО «Вимм-Билль-Данн» в лице «Манрос М» филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн» и ЗАО «Молоко Исилькуля».

Объем рынка определялся по данным хозяйствующих субъектов как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах Омской области (без учета вывезенного молока за пределы географических границ рассматриваемого товарного рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах) в пересчете на зачетный вес сырого молока исходя из базисной жирности 3,4 процента в натуральном выражении - тоннах.

Доля хозяйствующего субъекта на рассматриваем товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем сырого молока, закупленного данным хозяйствующим субъектом для последующей переработки, к показателю, характеризующему общий объем рынка закупки сырого молока.

Для рынка закупки сырого молока в географических границах Омской области за 2008 и 2009 годы установлена совокупная доля, превышающая 50 процентов, для ОАО «Вимм-Билль-Данн» (далее – ОАО «ВБД») в лице «Манрос М» филиал ОАО «ВБД», ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» (далее – ЗАО «Любинский МКК) и ОАО «Вита».

По результатам работы за 2010 год установлена совокупная доля, превышающая 50 процентов, для группы лиц в составе: ОАО «ВБД» в лице «Манрос М» филиал ОАО «ВБД» и ЗАО «Молоко Исилькуля», ЗАО «Любинский МКК», ОАО «Вита.

В течение временного интервала исследования на рынке закупки сырого молока в географических границах Омской области сохраняется порядок ранжирования по доле, занимаемой на товарном рынке ОАО «ВБД» в лице «Манрос М» филиал ОАО «ВБД», ЗАО «Любинский МКК», ОАО «Вита», и доли, занимаемые хозяйствующими субъектами, входящими в группу коллективного доминирования хозяйствующих субъектов, не изменяются более чем на 10 процентов.

К барьерам входа для потенциальных конкурентов – покупателей на рынке закупки сырого молока можно отнести высокую стоимость начального капитала.

Другим барьером входа на данный товарный рынок в настоящее время является дефицит молочного сырья хорошего качества, связанный с отсутствием достаточного количества поголовья крупного рогатого скота.

Хозяйства по производству сырого молока предпочитают работать с крупными предприятиями-переработчиками, закупающими большие объемы молока, в связи с чем, у более мелких производителей, которые принимают порядка 2 – 4 тонн сырого молока в неделю, возникают сложности в поисках продавцов сырого молока.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка закупки сырого молока в географических границах Омской области позволяет отнести данный товарный рынок к умеренно концентрированному рынку.

При этом следует отметить, что распределение долей на рассматриваемом товарном рынке неравномерное. Сырьевая база молочного сырья распределена, в основном, между тремя хозяйствующими субъектами: ОАО «ВБД» в лице «Манрос М» филиал ОАО «ВБД», ЗАО «Любинский МКК», ОАО «Вита».

В IV квартале 2010 года ОАО «Вита» прекратило деятельность по производству молочных продуктов и закупке сырого молока, и, поскольку основные производственные средства ОАО «Вита» перешли в собственность ЗАО «Молоко Исилькуля», 100 процентами акций которого владеет ОАО «ВБД», в 2011 году следует ожидать увеличения доли группы лиц в составе: ОАО «ВБД» в лице «Манрос М» филиал ОАО «ВБД» и ЗАО «Молоко Исилькуля» на рынке закупки сырого молока в географических границах Омской области.

Следует также отметить, что основной проблемой на рынке сырого молока остается сезонный спад надоев молока. Изменение закупочных цен в значительной мере обусловлено сезонностью производства молока. В летний период в связи с избытком молочного сырья происходит снижение закупочной цены по сравнению с закупочными ценами в зимний период.

 

 

 

 

 

Отчет по результатам анализа рынка услуг, предоставляемых молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами  поставщикам сырья (сырого молока) для производства молочной продукции в Орловской области

 

1. Общие положения

При проведении настоящего анализа учитывались следующие обстоятельства:

1. ОАО  «Молочный комбинат «Орловский» до завершения реорганизации (01 апреля 2008  года) входил в группу лиц ОАО «Компания «ЮНИМИЛК».

2.  ОАО  «Молочный комбинат «Орловский» до 24.07.2008г.  был включен в региональный раздел  Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по товарным группам: продукция цельномолочная; сырое молоко и сырое молоко глубокого охлаждения (рынок оптовых закупок).

3. ОАО  «Молочный комбинат «Орловский» произведенную в 2008 году молочную продукции реализовывал только ООО «ЮниМилк»  в лице филиала «ЮниМилк-Орел».

ООО «ЮниМилк» входит в группу лиц ОАО «Компания «ЮНИМИЛК».

5. После реорганизации  ОАО  «Молочный комбинат «Орловский»  в форме присоединения к ОАО «Компания «ЮНИМИЛК» с  01 апреля 2008 года активы, права требования и обязательства присоединяемой организации – ОАО «Молочный комбинат «Орловский» (адрес: 302023, РФ, г. Орел, пер. Артельный, д.3, ИНН 5701000199) в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, перешли к правопреемнику – ОАО «Компания «ЮНИМИЛК» (127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 27, корп. 13-14).

 

2. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены в период дефицита сырого молока завозить его из более отдаленных населенных пунктов области, а также из-за пределов области.

Так, крупнейший производитель молочной продукции в Орловской области - ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в лице филиала «Молочный комбинат «Орловский», закупает сырое молоко практически на всей территории Орловской области в 20 районах области из 24. Ввоз из-за пределов области сырья в 2008 году составил около 13 процентов от общего объема ресурсов региона.

Так, например:

-ОАО «Компания ЮниМилк» в лице филиала «Молочный комбинат «Орловский» закупает сырое молоко в соседних областях: Белгородской; Брянской, Владимирской, Курской, Липецкой, Воронежской и Тверской.

ОАО «Троснянский молочный завод» закупает сырое молоко не только в Троснянском районе Орловской области, но и в Курской области, где доля закупок сырого молока от общего объема закупок сырого молока молзаводом составляет около 18%. ОАО «Завод сыродельный Ливенский» закупает сырое молоко не только в Ливенском районе Орловской области, но и в Липецкой области, где доля закупок сырого молока от общего объема закупок сырзавода составляет около 1 %. ЗАО «Молочные продукты» закупает сырое молоко не только в Ливенском, Сосковском и Шаблыкинском районах Орловской области, но и в Курской, Рязанской и Брянской областях, где доля закупок сырого молока от общего объема закупок Обществом составляет около 27%.

Остальные хозяйствующие субъекты участники рассматриваемого рынка закупают сырое молоко на территории Орловской области.

Учитывая, что наибольшая доля закупок сырого молока осуществляется на территории Орловской области, за исследуемый товарный рынок закупок сырого молока принимается региональный рынок Орловской области.

Специфика перерабатывающих отраслей с учетом критерия обособления географического рынка в виде транспортных барьеров и фактического месторасположения хозяйствующего субъекта позволяет так же в качестве географических границ рынка закупок сырого молока рассматривать границы районов. Это связано с тем, что основной объем продаж сырого молока с учетом стабильной доли совершается в рамках районов области.

В последние годы транспортные расходы значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока.

Информация о работе Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции