Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:32, творческая работа
Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
Основными оптовыми покупателями сырого молока являются молочные комбинаты и иные хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Орловской области.
Так, в 2008 году в субъектный состав товарного входило 19 хозяйствующих субъектов.
4. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, является объем продаж (закупок) на рассматриваемом товарном рынке.
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
Численность покупателей, действующих на анализируемом товарном рынке;
Объем товарных ресурсов рынка;
Доли, занимаемые участниками на данном товарном рынке.
Оценивая стратегию конкуренции предприятий молочной и маслосыродельной промышленности на рынке услуг (по закупке сырого молока) предоставляемых молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами поставщикам сырья для производства молочной продукции и на основании критериев, приведенных в Таблице 1 и Таблице 2, как темпы роста относительно доли на товарном рынке, характеризуемые динамикой изменения показателей концентрации.
- На областном товарном рынке закупок сырого молока, доминирующее положение в 2008 году занимал ОАО «Молочный комбинат «Орловский» входящий в группу лиц ОАО «Компания ЮНИМИЛК» его доля составила 41,4%.
Доля остальных участников рассматриваемого товарного рынка в 2008 году колебалась от 0,2 до 14,4 процента.
Проведенный анализ на основании доли хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по закупке сырого молока на местных районных товарных рынках, позволяет установить возможность их доминирования на конкретно рассматриваемых товарных рынках с учетом географических границ административно - территориального деления.
Как показал проведенный расчет по определению долей участников рассматриваемых рынков закупок сырого молока, доминирующее положение в георгафических границах районов области за исследуемый период занимают:
- ОАО «Компания ЮНИМИЛК» в лице филиала ОАО «Молочный комбинат «Орловский» закупает сырое молоко в 22 районах Орловской области, доминируя в 15 районах: Должанском, Залегощенском, 3наменском, Колпнянском, Корсаковском, Краснозоренском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском, Новодеревеньковском, Новосильском, Сосковском, Урицком, Хотынецком и Шаблыкинском районах Орловской области его доля в 2008 году составила от 45,1 процентов до 100 процентов.
- В Болховском районе доминирует ОАО «Болховский сырзавод»; в Верховском районе ЗАО «Верховский молочно-консервный завод»; в Кромском районе ОАО «Кромской маслодельный завод»; в Малоархангельском районе ООО «Маслозавод»; в Орловском районе ООО «Маслово»; в Покровском районе ОАО «Завод сыродельный Ливенский»; в Свердловском ОАО «Глазуновский маслозавод»; в Троснянском районе ОАО «Троснянский молочный завод»; в Урицком районе ООО «Урицкий молокозавод», в Хотынецком районе ОАО «Хотынецкий маслозавод». Кроме того, ОАО «Троснянский молочный завод» осуществляет закупки сырого молока в Глазуновском районе, где его доля составляет 62,1%.
5. Уровень концентрации товарного рынка
Для определения уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
На областном товарном рынке закупок сырого молока
На местных районных товарных рынках закупок сырого молока
Динамика показателей концентрации на местных районных товарных рынках услуг по закупке сырого молока в 2008 году (Таблица) свидетельствует о том, что местные товарные рынки оптовых закупок сырого молока характеризуются высокой степенью концентрации (диапазон значений коэффициента концентрации на местных товарных рынках за анализируемый период составил CR-1= 44,4% - 100%; индекс Герфиндаля - Гершмана ННI=4234 - 10000).
Основная часть местных товарных рынков закупок сырого молока представляет собой олигопсонические типы товарных рынков, характеризующиеся наличием незначительного числа покупателей, контролирующих спрос на данный товар (сырое молоко) при большом числе продавцов.
Показатели рыночной концентрации на местных районных товарных рынках услуг, предоставляемых молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами поставщикам сырья для производства молочной продукции
№ п/п | Наименование локального товарного рынка | Число продавцов услуг | Коэффициент концентрации | Индекс Герфиндаля-Гиршмана, HHI | ||
CR1 | CR2 | CR3 | ||||
1 | Болховский | 2 | 75.2 | 100 |
| 6266 |
2 | Верховский | 3 | 53.5 | 88.8 | 100 | 4234 |
3 | Глазуновский | 5 | 40.4 | 75.3 | 92.3 | 4621 |
4 | Дмитровский | 3 | 48.8 | 82.6 | 100 | 5067 |
5 | Должанский | 2 | 86.7 | 100 |
| 7702 |
6 | Залегощенский | 3 | 65 | 96 | 100 | 5217 |
7 | Знаменский | 2 | 88.1 | 100 |
| 7905 |
8 | Колпнянский | 3 | 85.9 | 99.4 | 100 | 7568 |
9 | Корсаковский | 85.7 | 100 | 100 |
| 7816 |
10 | Краснозоренский | 53.5 | 99.3 | 100 |
| 4959 |
11 | Кромской | 59.3 | 75.3 | 88.8 |
| 4057 |
12 | Ливенский | 5 | 71.3 | 88.7 | 94.1 | 5426 |
13 | Малоархангельский | 2 | 54.9 | 100 |
| 5058 |
14 | Мценский | 2 | 88.3 | 100 |
| 7938 |
15 | Новодеревеньковский | 4 | 86.1 | 92.8 | 97.3 | 7419 |
16 | Новосильский | 1 | 100 |
|
| 10000 |
17 | Орловский | 9 | 57 | 87.4 | 94.3 | 3944 |
18 | Покровский | 3 | 67.5 | 96.6 | 100 | 5420 |
19 | Свердловский | 2 | 67.9 | 100 |
| 5640 |
20 | Сосковский | 2 | 79.5 | 97.6 | 100 | 6657 |
21 | Троснянский | 1 | 100 |
|
| 10000 |
22 | Урицкий | 2 | 54.6 | 68.6 | 100 | 5043 |
23 | Хотынецкий | 2 | 60.2 | 100 | 5210 |
|
24 | Шаблыкинский | 3 | 59.1 | 95.3 | 100 | 4823 |
6. Барьеры входа на товарный рынок.
Проведенный анализ показывает, что товарный рынок закупок сырого молока конкурентен и полностью открыт, как для региональной, так и межрегиональной торговли.
В 2008 году предприятиями молочной промышленности было закуплено (ввезено) сырого молока для производства собственной готовой молочной продукции около 13 процентов от общего объема ресурсов региона (сырое молоко было закуплено Белгородской; Брянской, Владимирской, Курской, Липецкой, Воронежской Тверской и Рязанской областях) (Таблица).
В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между сельхозтоваропроизводителями молочного сырья и перерабатывающими организациями следует отметить:
- неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока);
сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта;
- доминирование предприятий – переработчиков молока.
7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Проведенный анализ показывает, что:
1. Продуктовыми границами товарного рынка является деятельность, предоставляемая молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами поставщикам сырья в части оказания им услуг по закупке сырого молока коровьего.
2. На областном товарном рынке доминирующее положение по закупке сырого молока занимает ОАО «Компания ЮНИМИЛК» до 01.04.2008г. в лице ОАО «Молочный комбинат «Орловский», а после 01.04.2008г. в лице филиала «Молочный комбинат «Орловский». Остальные хозяйствующие субъекты на областном товарном рынке по закупкам сырого молока имеют незначительную долю и не могут оказывать существенного влияния на обращение закупаемого ими сырого молока.
3. На локальных товарных рынках географические границы, которых, определены границами районов области, занимают доминирующее положение на товарном рынке закупок сырого молока: в Болховском районе доминирует ОАО «Болховский сырзавод»; в Верховском районе ЗАО «Верховский молочно-консервный завод»; в Кромском районе ОАО «Кромской маслодельный завод»; в Малоархангельском районе ООО «Маслозавод»; в Орловском районе ООО «Маслово»; в Покровском районе ОАО «Завод сыродельный Ливенский»; в Свердловском ОАО «Глазуновский маслозавод»; в Троснянском районе ОАО «Троснянский молочный завод»; в Урицком районе ООО «Урицкий молокозавод», в Хотынецком районе ОАО «Хотынецкий маслозавод»; в Глазуновском районе ОАО «Троснянский молочный завод».
ОАО «Компания ЮНИМИЛК» и ее филиал (с 01.04.2008г.) «Молочный комбинат «Орловский» доминирует в Должанском, Залегощенском, 3наменском, Колпнянском, Корсаковском, Краснозоренском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском, Новодеревеньковском, Новосильском, Сосковском, Урицком, Хотынецком и Шаблыкинском районах Орловской области.
4. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарных рынков, подтверждает вывод о том, что рассматриваемые товарные рынки, как региональный, так и локальные являются высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией.
5. Рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижении между регионами.
6. Товарный рынок сырого молока подвержен циклическому росту и падению предложения, что характерно для рынков сельхозпродукции.
8. Выводы
ОАО «Компания ЮНИМИЛК» до 01.04.2008г. в лице ОАО «Молочный комбинат «Орловский», а после 01.04.2008г. в лице филиала «Молочный комбинат «Орловский» на областном товарном рынке закупок сырого молока в 2008 году имело долю более 40,0% и оказывает решающее влияние на обращение товара на региональном рынке закупки сырого молока.
На локальных товарных рынках закупки сырого молока Молочный комбинат доминирует с долей от 39,8 % до 100%: в Должанском, Залегощенском, 3наменском, Колпнянском, Корсаковском, Краснозоренском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском, Новодеревеньковском, Новосильском, Сосковском, Урицком, Хотынецком и Шаблыкинском районах Орловской области, тем самым имеют возможность оказывать влияние на данных локальных рынках закупки сырого молока.
По результатам анализа, рассмотреть вопрос о включении хозяйствующих субъектов доминирующих на локальных товарных рынках услуг, предоставляемых поставщикам сырья (сырого молока) в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения
Продолжить мониторинг закупочных цен на сырое молоко, мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках услуг, предоставляемых поставщикам сырья (сырого молока).
Анализ рынка молока и молочной продукции в Пермском крае
Общие положения.
Цель данного анализа – оценка состояния конкурентной среды на рынке молока и молочной продукции в период 2008-2010 годы в границах Пермского края.
Определение продуктовых границ товарного рынка.
Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Продуктовые границы определены товаром: молоко и молочная продукция, при этом продуктовые границы рынка молока и молочной продукции сегментированы следующим образом:
1) молоко питьевое
2) сливки
3) сметана
4) творог и творожная продукция
5) кисломолочная продукция (включая категории: йогурт, кефир жирный, ряженка, варенец, кисломолочная продукция с плодово-ягодными наполнителями, нежирная кисломолочная продукция)
6) масло сливоч0ное
7) детское питание
Указанная продукция имеет следующие коды по ОКП:
92 2100 1 Продукты молочные и молочные составные – масло сливочное, масло топленое, паста масляная, молочный жир. Масло сливочное сухое.
92 2200 5 Молоко (кроме сырого). Продукты молочные и молочные составные, кроме масла из коровьего молока, пасты масляной, сыра, сырных продуктов и молочного жира.
Молоко и молочная продукция на территории Пермского края может обращаться на разных товарных рынках в зависимости от способа участия в обороте товара различных групп покупателей, а именно:
- на рынке производства молока и молочной продукции с последующей первичной оптовой реализацией;
- на рынке оптовой реализации, на котором продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования;
- на рынке розничной реализации, на котором осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.
В рассматриваемый период (2008-2010г.г.) ОАО «»Молкомбинат «Кунгурский» на территории Пермского края осуществляет деятельность на рынке переработки молока, ОАО «Вимм-Билль-Данн» на территории Пермского края молоко и молочную продукцию не производит и действует только на рынке оптовой реализации.
На основании вышеизложенного в настоящем анализе проанализированы два сегмента рынка молока и молочной продукции: рынок производства молока и молочной продукции с последующей первичной оптовой реализацией и рынок оптовой реализации молока и молочной продукции.
Информация о работе Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции