Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:32, творческая работа

Описание работы

Определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Работа содержит 1 файл

Отчет по молоку.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

Учитывая изложенное, принимая во внимание структуру товаропотока (объемы ввоза и вывоза сырого молока), а также учитывая местоположение приобретателей, географические границы рынка закупки сырого молока определены территориальными управлениями как

региональные (как правило, когда молочные комбинаты в основном закупают молоко от хозяйств региона своего местонахождения и близлежащих (приграничных) регионов. В процентном соотношении доля закупки сырого молока из соседних регионов, по отношению к общему объему произведенного сырого молока на территории не превышает 10 процентов) к данным рынкам были определены следующие территориальные границы: Республики Алтай, Алтайского края, Архангельской области, Амурской, Алтайского края, Республики Бурятии, Республики Башкортостан, Белгородской области, Владимирской области, Воронежской области, Вологодской области, Республики Дагестан, Еврейской автономной области, Иркутской области, Ивановской области, Калининградской области, Костромской, Краснодарского края, Красноярского края, Курганской области, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Калмыкии, Республики Марий Эл, Курской, Кировской области, Калужской области, границы Кабардино-Балкарской Республики, Республики Карелия, Липецкой, Магаданской области, Республики Мордовии, Московской области, Мурманской, Новосибирской области, Новгородской, Нижегородской области, Оренбургской, Пермского края, Псковской, Приморского края, Пензенской области, Рязанской области, Ростовской области, Саратовской области, Самарской, границы города Санкт-Петербурга, Республики Северная Осетия-Алания, Смоленской, границы Ставропольского края, Республики Татарстан, Республики Ингушетия, Тюменской области без автономных округов, Тульской области, границы Республики Тывы, Томской области, Тамбовской, Ульяновской, Республики Хакасия, границы Чувашской Республики, Челябинской области, Ярославской области);

межрегиональные границы рынка (в Республике Адыгея границы рынка охватывают Краснодарский край; в Волгоградской области; в Кемеровской области поставщиками молочного сырья являются 7 административных территорий Новосибирской области, 3 Томской области, 6 Алтайского края и 2 Красноярского края; в Ленинградской области рынок затрагивает территорию 8 субъектов РФ (Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Вологодскую, Московскую, Ярославскую области, республику Карелию и г. Санкт-Петербург); в городе Москве границы охватывают территорию 9 субъектов РФ – г. Москвы, Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской областях);

границы муниципальных образований (районов) областей (локальные рынки) (в Астраханской области; в Брянской области; в Забайкальском краю; в Республике Коми; в Ненецком автономном округе; в Орловской области; в Свердловской области;; в Камчатском крае; в Республике Саха (Якутия); в Сахалинской области; в Тверской области; в Удмуртской Республике; в Хабаровском крае).

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

При анализе были определены и проанализирована деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются предприятиями-переработчиками сырого молока.

При этом проанализирована деятельность всех предприятий-переработчиков сырого молока, действующих на территории Российской Федерации. Следует также отметить, что при проведении анализа учитывалась деятельность на рынке сырого молока всех филиалов компаний (в частности, Юнимилк, Вимм-Билль-Данн), которые расположены на территориях разных регионов, несмотря на то, что указанные компании зарегистрирована на территории Москвы и Московской области. 

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (без учета вывезенного молока за пределы географических границ рассматриваемого рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах). Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Данные о хозяйствующих субъектах представлены в Приложение к аналитическому отчету.

При расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке сырого молока использовались показатели органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, статистики, а также информация, полученная от предприятий-переработчиков (покупателей сырого молока).

Общий объем рынка закупки сырого молока в Российской Федерации составил:

в 2009 году – 14 195,126 тыс. тонн

в 2010 году – 18 700,887 тыс. тонн

в 2011 году – 22 290,8 тыс. тонн

Самыми крупными группами лиц в состав, которых входят хозяйствующие субъекты, осуществляющие закупку сырого молока на территории Российской Федерации, являются группа лиц ЮНИМИЛК и группа лиц Вимм-Билль-Данн.

Объем закупки сырого молока в Российской Федерации группы лиц ЮНИМИЛК составляет:

в 2009 году – доля 8,42%,

в 2010 году – доля 7,1%,

в 2011 году – доля 5,84%

 

Объем закупки сырого молока в Российской Федерации группы лиц Вимм-Билль-Данн составляет:

в 2009 году – доля 15,75%,

в 2010 году – доля 34,47%,

в 2011 году – доля 43,5%

 

В ряде регионов указанные группы лиц имеют долю на рынке закупки сырого молока более тридцати пяти процентов.

Доли группы лиц ЮНИМИЛК в регионах Российской Федерации

регион Российской Федерации

2009 год, %

2010 год, %

2011 год, %

Самарская область

36

43

41

Тюменская область

52,2

53,7

52,5

Кемеровская область

31,2

40,85

41,95

Пермский край

40,40

35,55

29,86

Смоленская область

38,09

37,26

37,50

Красноярский край

38,17

23,26

22,81

Липецкая область

76,5

81,1

84,5

Томская область

68,23

66,47

49,07

Санкт-Петербург

32,65

46,73

45,32

Владимирская область

32,28

36,17

33,57

Курганская область

53,62

58,43

53,92

Тверская область:

1)     Весьегонский район

2)     Бежецкий район

3)     Зубцовский район

4)     Кашинский район

5)     Кувшиновский район

6)     Лесной район

7)     Ржевский район

8)     Сонковский район

9)     Спировский район

10) Старицкий район

 

38

1

38

20

37

75

0

34

4

73

 

0

33,8

30

39

85

0

48

93

16

75,7

 

0

44,9

37

41,5

83

0

0

67

77

73,4

Орловская область:

1) Болховский район

2) Верховский район

3) Должанский район

4) Залегощенский район

5) Знаменский район

6) Колпнянский район

7) Корсаковский район

8) Краснозоренский район

9) Ливенский район

10) Мценский район

11) Новодеревеньковский район

12) Новосильский район

13) Орловский район

14) Свердловский район

15) Сосковский район

16) Урицкий район

17) Хотынецкий район

18) Шаблыкинский район

 

21,1

49,9

67,1

92

87,8

98,8

70,4

51,6

42,1

64,8

82,6

100

39,4

100

74,4

38,4

2,3

81,2

 

76,5

97,8

74,1

77

0

89,9

0

18,8

29,5

63,7

100

0

30,6

100

100

0

48,5

0

 

94,3

97,5

51,8

0

0

0

0

0

22,6

58,2

0

0

21,8

86,6

0

0

0

0

 

Доли группы лиц Вимм-Билль-Данн в регионах Российской Федерации

регион Российской Федерации

2009 год, %

2010 год, %

2011 год, %

Новосибирская область

63,8

97,1

98

Московская область

49,48

48,02

48,46

Г. Москва

84,2

80,2

82,2

Воронежская область

36,19

29,44

34,5

Красноярский край

33,74

36,78

33,16

Информация о работе Отчет о результатах маркетингового исследования рынка молочной продукции