Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель исследования - выявление возможностей медиаобразования в плане снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.
Объект исследования – процесс медиаобразования учащихся.
Предмет исследования – медиаобразование как способ снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Медиаобразование как направление в современной педагогической науке………………………………………………………………………………5
1.1. Цели и задачи медиаобразования…..………………………………5
1.2. Теории медиаобразования..………………………………………….9
Глава 2. Медиаобразование как способ снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию….………………..15
2.1. Понятие «экранное насилие», его виды, влияние на
несовершеннолетнюю аудиторию..……………..……………….……...15
2.2.Зарубежный опыт медиаобразования в плане снижения негативного
влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию……..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…..………………
5. ”Мистическое насилие”: вампиры с вурдалаками набрасываются на беззащитных людей (“Пьющие кровь”, ”Семья вурдалаков”, и др.).
6. “Постмодернистское насилие”. После 1994 года насилие нередко подается российскими кинематографистами в “тарантинообразном”, “пофигистском” виде, где кровь и трупы для авторов - не более чем забавный аттракцион, а проблемы морали отбрасываются, как смешные и старомодные («Мама, не горюй!», «Бумер», «Жмурки» и др.). Авторы экранных произведений стремятся сделать насилие эстетически привлекательным, «гламурным».
8. Реанимация традиционной детективной модели (с конца 90-х годов XX века), где относительно честные стражи порядка применяют насилие, чтобы поймать или уничтожить преступников (сериалы “Улицы разбитых фонарей”, “Убойная сила”, “Каменская”, “Агент национальной безопасности”, “Марш Турецкого”, “Досье детектива Дубровского” и др.).
Конечно, любая из приведенных выше сюжетных схем имеет право на существование в кинематографе. Однако мы полностью согласны с мнением А.В. Федорова, что картины подобного рода все-таки не предназначены для несовершеннолетней аудитории, с их чувствительной, еще не сформировавшейся психикой. Поэтому в телерепертуаре их лучше показывать после 22-00 или 23-00, а в кинотеатрах демонстрировать с теми или иными возрастными ограничениями [39, 36-40].
Статья 17 Конвенции Прав ребенка, принятой ООН, гласит: «Способствовать тому, чтобы масс-медиа распространяли информацию о социальной и культурной помощи детям, поощрять развитие соответствующих рекомендаций для предохранения ребенка от информационных материалов, приносящих вред его благополучию».
Ведущие западные державы в целом стремятся соблюдать эту конвенцию. Для показа фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия, отводится позднее вечернее и ночное время, платные кабельные или спутниковые каналы сопровождают демонстрацию экранной продукции специальными значками возрастных ограничений и возможностью их блокирования от несанкционированного просмотра несовершеннолетней аудиторией [39, 52-55].
А как обстоят дела в нашей стране? Конечно, насилие - частый гость российского телеэкрана. Однако на сколько частый?
С целью ответа на этот вопрос нами был проведен мониторинг российского телерепертуара за неделю. За основу нами была взята методика, разработанная А.В. Федоровым [38, 56].
В течение недели транслировались как в дневное, так и в вечернее время специальные передачи о преступлениях и катастрофах (“Дежурная часть”, “Дорожный патруль”, “Петровка, 38” и др.). В среднем каждый выпуск подобной передачи длился 15-20 минут (что составило в среднем 9 часов).
Конечно, сцены насилия появляются в российском эфире и в обычных новостях. Но, во-первых, не так уж часто. А, во-вторых, не столь агрессивно и последовательно, как в специальных передачах. В целом, мониторинг показал, что говорить о соблюдении прав ребенка на получение безопасной для его психики информации по части специальных телепередач на криминальную тему пока, к сожалению, не приходится.
Итак, мы рассмотрели понятие “экранное насилие”, его виды и влияние на зрителей (особенно на несовершеннолетнюю аудиторию) и хотели отметить, что медиа могут оказывать на учащихся манипулятивное воздействие. В СМИ существуют специально разработанные законы привлечения публики. И одним из таких средств является экранное насилие.
Мы считаем, что агрессия на экране служит своего рода примером для моделирования реального поведения человека. Но подростки должны понимать, что насилие на экране, это не образец для подражания. Необходимо научить школьников анализировать медиатексты, интерпретировать и оценивать его смысл (в том числе и зашифрованный).
2.2. Зарубежный опыт медиаобразования в плане снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию
В отличие от России ведущие страны Запада, опираясь на теоретические и практические исследования ученых, медиапедагогов и используя основные концепции медиаобразования, давно уже разработали четкую систему возрастных ограничений (рейтингов) для показа фильмов и других аудиовизуальных материалов в кинотеатрах и по телевидению, для продажи и проката видеокассет, компьютерных и видео дисков.
Как правило, данные ограничения связаны с показом сцен насилия, секса, частом использовании грубой лексики и т.д.
Возрастные рейтинги в США предусматривают следующую классификацию для фильмов, видеокассет и видеодисков:
G («Для общего просмотра»).
PG («Дети допускаются к просмотру только в сопровождении взрослых»).
PG-13 («Дети до 13 лег допускаются только в сопровождении взрослых»).
R («Молодежь до 18 лет допускается только в сопровождении взрослых»).
NC-17 («Молодежи до 17 лет просмотр запрещен»).
X («Молодежи до 18 лет просмотр запрещен») [36,505].
Похожую рейтинговую систему имеют и канадские провинции.
Менее строгая и значительно более компактная система разработана в Великобритании:
«U»: «Для общего просмотра».
«А»: «Дети до 16 лет допускаются только в сопровождении взрослых».
«X»: «Молодежи до 16 лет просмотр запрещен»).
К примеру, в Законе (статьи 86 и 86.2) канадской провинции Квебек четко сказано, что никто не имеет права публичной демонстрации фильмов, видеоматериалов, видеопроката, продажи и т.д. без строгого соблюдения правил возрастной классификации.
Более того, для того, чтобы оградить детей от экранного насилия и т.п., подобную аудиовизуальную продукцию разрешено продавать только в специально отведенных для этого местах.
При этом на витрине запрещена откровенная реклама экранного секса и насилия. Зато должна быть ясно различимая надпись «Для взрослых». В 90-х годах в Канаде осуществлялась специальные пропагандистские компании «Стоп молчанию о насилии» и «Скажем свое слово против насилия» (телепередачи, статьи в прессе, документы, призывающие к ограничению показа экранного насилия).
С 1990 года в Канаде осуществляется масштабная программа «Позитивное развлечение для детей», призванная отвлечь внимание детской аудитории от насилия на экране и в жизни [36, 506].
Вот уже несколько лет ЮНЕСКО финансирует организацию «Дети и насилие на экране» (со штаб-квартирой в Швеции). Эта организация выпускает журнал, посвященный проблемам противодействия экранному насилию, проводит конференции, поддерживает различные общественные инициативы, движение медиаобразования. Аналогичную компанию проводит и правительство Норвегии [14, 65].
В США усилиями четырех университетов (Калифорнийский, Техасский, Висконсинский университеты, Университет Северной Каролины), во второй половине 90-х было предпринято масштабное исследование насилия на американском телеэкране. В результате чего были сделаны следующие выводы:
1. изображение насилия на телеэкране имеет негативное влияние на зрителей (знакомство с агрессивным поведением, привыкание к изображению насилия, возрастающий страх стать жертвой насилия);
2. изображение насилия имеет меньший отрицательный эффект, если его совершают положительные герои во имя справедливости;
3. экранное насилие сильнее воздействует на психику, если оно показано реалистично (включая анимацию), а не отраженно;
4. использование юмора в сценах насилия ослабляет отрицательное психологическое воздействие, но вызывает привыкание, равнодушие, к насилию;
5. одни и те же сцены экранного насилия не одинаково влияют на
различных зрителей.
При этом исследователи утверждают, что большинство американских подростков (52% из 2023 опрошенных) уже сталкивались с проявлениями насилия в окружающей жизни. Примерно 5% подростков имели опыт жестоких драк и применения оружия. 12% были свидетелями этого. Зато 48% юных американцев никогда не применяли оружия, не участвовали в драках и не были их свидетелями.
В 2005 году в Канаде была принятая новая система возрастных рейтингов для телевидения:
«С» («Детские программы»).
«С8» («Программы для детей старше 8 лет»).
«G» («Для общего просмотра»).
«РО» («Просмотр только вместе со взрослыми»).
«14+» («Для аудитории старше 14 лет»).
«18+» («Для аудитории старше 18 лет»).
Начиная с 2005 года, подобные знаки возрастных рейтингов начали появляться практически во всех телепередачах и фильмах [36, 505-507].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном мире очень большое распространение и влияние имеют средства массовой коммуникации – медиа (пресса, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети). Особенное влияние СМК, в силу своей специфики, оказывают на детей и молодежь.
К сожалению, медиапродукция очень часто является некачественной и низкопробной. Отмечается наличие так называемого «экранного насилия» - то есть наличие показа сцен насилия в визуальной продукции. Ученые всего мира отмечают негативное влияние экранного насилия особенно на несовершеннолетнюю аудиторию.
Существует накопленный зарубежным медиаобразованием исследовательский и практический опыт ограничения негативного (деструктивного) влияния экранного насилия на школьников (специальные уставы, кодексы телеорганизацией, регулирующие и ограничивающие показ экранного насилия для несовершеннолетней аудитории). В нашей стране эта проблема остается пока еще не решенной.
Поэтому мы считаем целесообразным использование потенциала медиаобразования в плане снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.
Заключение
На основании изученной теоретической литературы и проведенного констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:
- В начале ХХ1 века все большее распространение получают средства массовой информации (СМИ) и коммуникации (СМК) т.е. медиа – средства создания, хранения, тиражирования и распространения информации (пресса, кино, телевидение, видео, компьютерные сети).
- Медиа оказывают огромное влияние на аудиторию (зрителей, слушателей и пр.) в силу своей специфики.
- Современные медиатексты очень часто содержат сцены насилия («экранное насилие).
- Зарубежные и отечественные ученые отмечают негативное воздействие медиатекстов, содержащих сцены насилия, на школьную аудиторию.
- После отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России на рубеже 90-гг. двадцатого века, на кино-теле и видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без всяких возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия.
- Влияние экранного насилия на российских школьников весьма велико. Около половины исследуемых положительно относятся к его демонстрации, им нравятся фильмы, телепередачи, компьютерные игры, содержащие сцены насилия, их герои (в том числе отрицательные, с такими, например, качествами, как жестокость).
-Около трети опрошенных, хотя и указали, что их не привлекает экранное насилие, на деле не имеют устойчивых убеждений по данному вопросу.
- Лишь 18% опрошенных школьников-подростков обсуждают и делятся своими впечатлениями о просмотренном с родителями.
- Влияние российской школы на взаимоотношения школьной аудитории с экранным насилием почти отсутствует.
- Современные российские зрители смотрят фильмы в основном по видео, эфирному и кабельному телевидению.
- Особенно большое содержание сцен насилия наблюдается в художественных фильмах, телепередачах на криминальную тему, в компьютерных играх (интерактивные действия на криминальные, военные, фантастические и др. темы), доступных школьной аудитории.
- В России не существует эффективной системы контроля по отношению к демонстрации сцен насилия на экране.
- Несмотря на все усилия отдельных медиапедагогов, остается слабо развитым движение медиаобразования в школах, учреждениях дополнительного образования.
- В зарубежном мадиаобразовании накоплен значительный опыт в плане снижения деструктивного влияния экранного насилия на детей и молодежь.
- Необходимо использовать этот опыт в нашей стране, в частности расширять движение медиаобразования в плане формирования критического мышления школьной аудитории по отношению к медиатекстам.
Информация о работе Медиаобразование и проблема экранного насилия