Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и система мер административного принуждения.
2. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях
3. Общая характеристика способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор как способы обеспечения законности.
4. Понятие и общая характеристика ответственности по административному праву.
5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
6. Понятие и система административных наказаний. Правила назначения административных наказаний.
7. Правовые основы и общая характеристика дисциплинарной ответственности по административному праву.
8. Материальная ответственность по административному праву.

Работа содержит 1 файл

административн ответы.docx

— 285.01 Кб (Скачать)

выступают в  качестве юридических фактов;

служат основанием для издания других актов управления;

служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;

являются  доказательством в суде и в  других органах юрисдикции;

могут быть условием действенности других актов.

 

44в.  Требования, предъявляемые к правовым  актам управления. Действие правовых  актов управления

Правовые  акты управления должны отвечать требованиям  целесообразности и законности.

Целесообразность  правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность  наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие  факторы:

состояние системы  управления;

ранее принятые акты;

возможные варианты решения проблемы;

интересы  участников управленческих отношений;

права и свободы  человека;

научно-правотворческие  рекомендации.

 

Законность  правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать  Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;

соответствовать закону по существу;

соответствовать цели закона;

приниматься в установленном процессуальном порядке;

не противоречить  правовым актам большей юридической  силы;

иметь соответствующую  форму (акт-документ);

в отдельных  случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются  дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому  акту управления:

лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

грамматические  требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

иметь установленные  реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);

своевременно  сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность  или оспоримость.

Ничтожный правовой акт - правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых  к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые  акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо  нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение  и т. д.) для принятия акта; нарушен  срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт - правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован  заинтересованными сторонами или  опротестован прокурором.

Существуют  два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд  или в вышестоящий орган, к  должностному лицу, по отношению к  субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов  управления:

не влечет автоматическую утрату юридической  силы правового акта;

не действует (не исполняется) на протяжении решения  вопроса о его законности;

в зависимости  от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать  полностью либо в части.

 

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов  органов исполнительной власти субъектов  РФ в случае их противоречия Конституции  и федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушения  прав и свобод граждан.

 

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений  и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции  имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

 

Органы законодательной  власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов  исполнительной власти, противоречащих законодательству.

 

Принесение  протеста прокурором на постановление  о наложении административного  взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

 

Подача жалобы на постановление о наложении  административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий  до ее рассмотрения.

 

45в. Понятие  и признаки административно-правового  режима

Правовой  режим – особый порядок правового  регулирования, выражающийся в сочетании  юридических средств и направленный на создание необходимых условий  для удовлетворения интересов субъектов  права в определенных условиях.

 

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий  режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных  на них правомочий.

 

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан  и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок  реализации ими прав и законных интересов  в определенных ситуациях в сфере  публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка  и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов  государственного управления.

 

Признаки  административно-правовых режимов:

устанавливаются в сфере публичного управления, сфере  деятельности органов исполнительной власти;

регламентируются, в основном, нормами административного  права;

закрепляют, детализируют правила поведения  граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий  и учреждений;

вводятся  дополнительные ограничения, возлагаются  дополнительные обязанности;

широко применяются  административные методы воздействия;

вводится  дополнительный контроль за соблюдением  правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной  администрацией;

нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

 

46в.  Назначение и правовая основа  административно-правовых режимов

Административно- правовые режимы назначаются:

для обеспечения  бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные  противопожарные, санитарные, природоохранные  и иные мероприятия;

установления  особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность  или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;

обеспечения прав, свобод и законных интересов  граждан и юридических лиц  в условиях чрезвычайного режима;

создания  условий для эффективной, правомерной  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления.

 

Правовой  основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные  законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

47в.  Содержание и виды административно-правовых  режимов.

Элементы  содержания административно-правовых режимов:

целевое назначение;

принципы  административно-правовых режимов;

общественные  отношения (объект), регулируемые режимом;

административно-правовой статус субъектов режима;

средства  обеспечения режима.

Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и  государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Принципы  административно-правовых режимов:

разделение  административных и судебных властей;

минимализация ограничений прав и свобод граждан;

законность;

ответственность государственных органов и должностных  лиц за превышение полномочий.

Объект административно-правового  режима - совокупность общественных отношений  в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами  административно-правового режима. Эти отношения относятся к  публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений  нормами административно-правового  режима это расценивается как  нарушение законности.

Средства  обеспечения административно-правовых режимов - совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного  права, при помощи которых реализуется  административно-правовой режим.

Виды средств  обеспечения:

специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий  функционирования отдельных объектов;

широкое применение прямого государственного принуждения;

разрешительный  способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление  деятельности при условии предварительного согласования;

систематическое наблюдение уполномоченных субъектов  за функционированием объектов государственного управления;

организационно-техническое  обеспечение установленных режимных правил.

Виды  административно-правовых режимов

По степени  принадлежности режимов к обеспечению  национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной  границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и  др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного  порядка (пребывание иностранных граждан  на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного  порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических  веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей  в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные  административно-правовые режимы (в  условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных  процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости  от субъекта установления разделяют  федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной  власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной  власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

 

По времени  действия различают постоянные (действуют  непрерывно) и временные (действуют  при наступлении определенных юридических  фактов) режимы.

В зависимости  от объекта – носителя режима принято  выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической  зоны и др.), объектные режимы (режим  лесовосстановительных полос, режим  придорожных полос федеральных  автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими  повышенную общественную опасность  или имеющими важное государственное  значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических  веществ, государственной тайны, паспортно-визовый  режим), функциональные режимы (противопожарный  режим, таможенный режим, режим контртеррористической  операции и др.).

В зависимости  от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.

 

48в. Лицензирование  отдельных видов деятельности

Лицензирование  – мероприятия, связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем  лицензирующих органов за соблюдением  лицензиатами при осуществлении  лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия - специальное  разрешение на осуществление конкретного  вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и  условий, выданное лицензирующим органом  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензий в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о  лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых  лицензиатом обязательно при  осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"