Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:12, шпаргалка
№ 1. Понятие и предмет административно-деликтного права
№ 2. Отличие административно-деликтного права от иных отраслей белорусского права
№ 3. Задачи и система административно-деликтного права
Каждая
отрасль права имеет свое неповторимое
название, которое отражает ее главную
сущность. АД право не в полной мере
соответствует данному
АДП – совокупность правовых норм, определяющих сущность административного правонарушения и меры административной ответственности, а также явления, связанные с данными положениями.
Предмет АДП – административно-деликтные отношения, возникающие по поводу административных правонарушений.
Предмет АДП | ||
Обычные АД отношения |
Предупредительные АД отношения |
Фактические (конфликтные) АД отношения |
соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (НПА, содержащего АД нормы) |
применение административно- |
складываются лишь в момент применения АД норм при их нарушении |
|
Предмет - общественные отношения, которые складываются при установлении и реализации АО. Общ. Отношения об АДеликте, которые затрагивают все отрасли права.
АДП отличается от АП прежде всего по предмету правового регулирования. Он лежит в основе отличия и от других отраслей права. Бесспорна его взаимосвязь с другими отраслями права: конституционным, трудовым, финансовым, экологическим и др. Например, нормы главы 9 КоАП направлены на защиту здоровья, чести, достоинства человека.
КП. КП провозглашает основные права и свободы человека (право на жизнь, достоинство), а АДП охраняет их.
АП. АДП охраняет управленческие отношения, которые складываются, прежде всего, за пределами служебных отношений и не представляют общественной опасности. Исключением является охрана отношений, возникающих из служебной (трудовой) деятельности. Это говорит о том, что по общему правилу АДП предназначено для охраны внеслужебных отношений. Для охраны служебных отношений существует дисциплинарная и материальная ответственность. В тех случаях, когда мер дисциплинарной ответственности недостаточно, АД устанавливает возможность применить меры административной ответственности (ст. 9.13 – 9.20; 23.15 КоАП).
УП.
Схожесть |
Различия |
|
|
Административное процессуально-исполнительное право.
АДП |
АПИП |
|
|
Статья 1.2. Задачи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Задачами настоящего Кодекса являются 1) защита человека, его прав и свобод (не жизни, а чести и достоинства, запрет на клевету ст 9.2 КоАП, на оскорбление ст. 9.3 КоАП), законных интересов(защита против хулиганства, пьянства гл. 17 КоАП), 2) прав юридических лиц, 3) окружающей среды(глава 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, где 64 статьи) и санитарно-эпидемического благополучия населения, 4) установленного порядка осуществления государственной власти, 5) общественного порядка, а также 6) защита установленного правопорядка от административных правонарушений.
2. Кодекс
Республики Беларусь об
Общая часть |
Особенная часть |
Эти семь групп норм выражены в главах 1 – 8 КоАП, которые разбиты на три группы норм, помещенных в разделы: Раздел I. «Общие положения» – «Задачи и действие КоАПа»; Раздел II. «Административное правонарушение. Административная ответственность» – 4 главы Раздел III. «Административные взыскания» – 3 главы |
Дается перечень деяний, признаваемых
административными
|
Нормы Общей и Особенной частей лишь структурно обособлены, но по содержанию представляют собой единое целое. Каждое конкретное деяние, названное в Особенной части является административным правонарушением лишь при условии соединения признаков, предусмотренных в Общей и Особенных частях.
Административно-деликтная норма – это правило общего характера, установленную в КоАП и других НПА меру поведения субъектов административно-деликтных общественных отношений. Охранит. и дискретная норма.
Разделение административно-деликтной нормы на части – это всего лишь логическая абстракция, теоретическая модель. Название этих частей «гипотезой», «диспозицией» и «санкцией» сути самих указанных правил поведения (норм права) не изменяет. Они остаются теми же правилами.
Гипотеза – это такое правило, которое предусматривает наличие условий действия других правил.
Отсутствие подобных условий не позволяет, не допускает действия диспозиции и санкции.
Диспозиция определяет права и обязанности субъектов отношений, что они могут или должны, от чего необходимо воздержаться, иначе, каким может быть их поведение в случае наступления указанных в гипотезе условий.
Санкция – это меры принуждения, которые могут быть применены в случае невыполнения (несоблюдения) правила диспозиции или возможного его нарушения.
Говоря о санкциях нельзя обойти вопрос об их классификации. В научной юридической литературе классифицируют не административные взыскания, а санкции. Получается, что санкции могут быть абсолютно определенные и относительно определенные. Фактически таковыми являются меры административной ответственности, а не санкции.
К особенностям административно деликтных норм относится и то, что их источниками являются декреты и указы Президента РБ. По этому критерию рассматриваемые нормы сближаются с нормами других отраслей права и отграничиваются от норм уголовного права, источником которого является только закон – Уголовный кодекс.
Гипотеза, диспозиция и санкция практически являются отдельными формами, содержащими предписания (правила) административно-деликтного характера.
КоАП – это система АД норм, которые логически обоснованы и отличаются внутренним единством с разделением на Общую и Особенную части.
Общая часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях разделена на 3 раздела. Каждый раздел состоит из глав, всего их 8.
Раздел I. Общие положения.
Глава 1. Задачи и действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность.
Глава 2. Административное правонарушение.
Глава 3. Вина.
Глава 4. Принципы и условия административной ответственности.
Глава 5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.
Раздел III. Административное взыскание.
Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий.
Глава 7. Наложение административного взыскания.
Глава 8. Основания для освобождения от административной ответственности.
Особенная часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях состоит из 17 глав.
Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.
Глава 10. Административные правонарушения против собственности.
Глава 11. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения.
Глава 14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).
Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения.
Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.
Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия.
Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов.
Глава 21. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства.
Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации.
Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления.
Глава. 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.
Глава 25. Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
Раздел IV. Заключительные положения.
Статьи в главах обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки – порядковый номер статьи в пределах главы.
Части статьи нумеруются арабскими цифрами с точкой.
Бывают статьи, в которых часть подразделяется на пункты, пронумерованные арабским цифрами со скобкой.
Часть статьи после цифры с точкой всегда начинается с большой буквы, а пункт после цифры со скобкой – с маленькой буквы.
Некоторые статьи Особенной части имеют примечания, где обычно дается пояснение, уточнение отдельных положений статьи или ее части.
Статья 1.4. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве
1. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Находящиеся на территории Республики Беларусь:
подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.
3. Подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом физическое лицо, совершившее административное правонарушение
4. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.