Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, шпаргалка
Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
Более жесткая ответственность - для должностных лиц, водителей транспортных
средств, работников торговли. По общему правилу субъектом могут быть вменяемые
лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или
бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо,
совершившее его, осознает противоправность (ст.11 КобАП); деяние может быть
совершено по неосторожности (лицо совершившее не предвидело возможность вредных
последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст.12)).
Форма вины чаще всего не обозначается, большинство АПН может быть
совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками
могут быть факультативные признаки: мотив; цель и т.д.
1. Понятие и особенности административной ответственности.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая
выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу,
совершившему правонарушение.
АО обладает рядом характерных черт и особенностей: а) имеет собственную
нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б) основанием
возникновения является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть как
физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены
административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом
уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и
должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет
судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ,
считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО
применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство
по делам об административных правонарушениях.
Законодательная основа административной ответственности: Конституция РФ
относит
административное и административно-
совместному ведению РФ и субъектов, это значит, что административные акты
принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить, а в случае
противоречия действует федеральный закон. Ответственность за АПН наступает на
основании законодательства, действующего во время и по месту совершения
правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие
ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на
основании законодательства, действующего во время и по месту совершения
правонарушения.
Ответственность делится на:
1) Ответственность
физических лиц, которая
общую и особенную часть). В общей - понятие, порядок наложения взыскания; в
особенной - конкретные виды правонарушений. Специфика КобАП в том, что в
самом кодексе содержатся и процессуальные нормы. Для ФЛ КобАП является
основным источником административной ответственности. КобАП - до 1990 года
был единственный НПА устанавливающим АО за АПН, с 1990 года появлялись новые
акты (ТК РФ (более 100 статей), НК РФ, акты субъектов РФ). Т.о., нормативная
основа административного принуждения децентрализована на сегодняшний день.
2) Ответственность организаций: отдельного акта нет. Ответственность
организаций наступает на основании различных разрозненных актов.
Основанием АПН является административное правонарушение (ст.10 КобАП), он
же проступок, которым признается посягательство на государственный или
общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок
управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за
которое
законодательством
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства
Управление промышленностью: По ст.71 к ведению РФ относятся: федеральная
государственная собственность; установление основ федеральной политики
экономического развития; установление основ единого рынка; федеральные
энергетические системы; оборонное производство. Совместное ведение —
разграничение государственной собственности.
ФОИВ: Министерство по атомной энергии (Положение утверждено
постановлением Правительства РФ № 392 от 05.04.97 г.); Министерство топлива и
энергетики (Положение утверждено постановлением Правительства РФ № 166 от
27.01.96 г.), функции Министерство экономики переданы Министерству
промышленности, науки и технологий РФ (положение нет), Министерство
экономического развития и торговли РФ (положения нет), Министерство
имущественных отношений РФ (Положение о ГКИ утверждено постановлением
Правительства РФ № 1190 от 04.12.95 г.), Горный и промышленный надзор
(положения
нет), Надзор по ядерной и
Управление сельским хозяйством:
Министерство
сельского хозяйства и
постановлением Правительства РФ № 1090 от 11.09ю98 г.)
ФОИВ осуществляет управление в агропромышленном комплексе и продовольственном
обеспечении страны, а также в установленных законом случаях, осуществляет
координационные полномочия. Его задачи: разработка и реализация мер по
государственному регулированию производства сырья, продовольствия; содействие
формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений; проведение
аграрных преобразований; проведение государственной политики, управления,
контроля по охране животного мира; проведение государственной политики в
области обеспечения плодородия земель; обеспечения связей с ФС и т.д.
Министерство
сельского хозяйства
другими ФОИВ и местного самоуправления.
Управление транспортом: В Ведении РФ — федеральный транспорт, пути
сообщения и связь. Главную роль играют федеральные органы исполнительной
власти.
ФЗ «О
федеральном железнодорожном
Положение об МПС РФ (утверждено постановлением Правительства РФ № 848 от
18.07.96 г.).
МПС - ФОИВ, на который возложено проведение государственной политики в сфере
железнодорожного транспорта, а также регулирования в соответствии с
законодательством РФ, хозяйственной деятельности предприятий и учреждений
федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения
перевозочного процесса. Управление перевозками производится централизованно и
относится к исключительной компетенции МПС РФ. МПС отвечают за обеспечение
безопасности в отрасли, непосредственно руководят в сфере своей деятельности.
Задачи: проведение политики в области ж/д транспорта; создание условий
для устойчивой работы ж/д; организация работы по обеспечению безопасности
движения; эксплуатация транспортных средств; создание сферы услуг; разработка
предложений по подготовке ФЗ и иных нормативно-правовых актов; разработка
стандартов и норм, определяющих работу ж/д транспорта; разработка предложений и
реализация программ по комплексному развитию отрасли.
Министерство транспорта РФ (Положение утверждено постановлением Правительства
РФ № 501 от 26.04.97 г.).
Управление связью: закрепляются принципы государственного управления в
области связи.
ФЗ «О связи» от 16.02.95 г. № 15-ФЗ и ФЗ «О почтовой связи» от 17.07.99 г. №
176-ФЗ.
1. Система административного права.
АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет,
цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с
другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию.
Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и
специальных,
в целом же отрасль создает
специфический –
правовой – режим регулирования, который строится на обязывании, как способе
правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие
управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах
отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана
общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих
административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б)
регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-
правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность
деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по
административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие
обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-