Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:06, шпаргалка
шпоргалки по правоведению 1 курс
Субъекты административного права. Административно-правовой статус граждан
Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права. Субъект административного права - это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права - это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.
Как и в любой другой отрасли
права, субъект
Виды. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев разделяют субъектов административного права на две группы: физические лица и организации (в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь, подразделяются авторами на четыре вида, за основу выделения которых приняты связь лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица:
личность;
гражданин;
иностранный гражданин;
лицо без гражданства.
Организации как субъекты
государственные (выполняют
негосударственные (не
Ю.А. Старилов предлагает
Итак, субъекты административного права - это:
физические лица, наделенные конкретным
административно-правовым
Административно-правовой статус граждан
Для
начала необходимо разобраться, что
такое административно-правовой статус.
Из теории права известно, что правовой
статус личности или организации - это
совокупность всех присущих ей прав и
обязанностей, закрепленных нормами
права того или иного государства,
а также признаваемыми этим государством
нормами международного права. Элементом
правового статуса является закрепленная
этими нормами
Административно-правовой
статус, в свою очередь, это
совокупность прав и
Определение
административно-правового
гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения;
каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статьей 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства:
гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое может быть приобретено:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным
основаниям, предусмотренным Законом
о гражданстве или
Административно-правовой
статус гражданина складывает из четырех
взаимосвязанных подсистем. Прежде
всего это административно-
Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Особенностью административно-правового статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.
Вместе с тем наличие гражданства обусловливает и специфические обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Третий
уровень административно-
с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и судом;
с ч. 2 ст. 19
государство гарантирует
с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
К числу особенностей административно-правового статуса граждан необходимо отнести ряд административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ исключительно в отношении граждан. При этом отметим, что, говоря об этих видах наказаний, мы будем использовать понятие "гражданин" в широком смысле, так как данным наказаниям могут быть подвергнуты и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Еще одним проявлением факультативного статуса может служить статус, обусловленный совершением гражданином определенных действий, носящих, как правило, временный характер. Примерами могут быть статусы пешехода, туриста, авиапассажира.
Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов административных наказаний, которые могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам в широком значении. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Вторым примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток.
Административный
арест назначается судьей, причем
лишь в исключительных случаях за
отдельные виды административных правонарушений
и не может применяться к беременным
женщинам, женщинам, имеющим детей
в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим
возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так,
неповиновение законному