Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа
Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.
Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение
Если взять бизнес, то ни для кого не является секретом, во-первых, откровенная криминализация практически всех сфер предпринимательской деятельности. Такие понятия, как «теневая экономика», «черный нал», «отмывание денег», стали, чуть ли не ключевыми терминами, характеризующими рыночные отношения в республике. Даже если здесь нет ярко выраженного криминала, то уж точно можно найти сколько угодно «обходных действий» и нарушений действующего законодательства. Принцип «заработать как можно больше, а поделиться своей прибылью с другими, в том числе с государством, как можно меньше», похоже, во все времена был и еще долго будет определяющим в бизнесе.
Во-вторых, налицо то, что многие коммерческие структуры, так или иначе, связаны с чиновниками разного уровня. Возникший на заре суверенитета термин «экономика племянников» до сих пор отражает сложившуюся реальность. Ни для кого не секрет, что экономика страны оказалась монополизирована частично государством, частично близкими к нему, точнее к тем или иным чиновникам, финансово-промышленными группами. Последних отличает жесткое соперничество между собой, причем за влияние не только в сфере экономики и бизнеса, но и в госаппарате.
В связи с этим не получило своего развития главное условие полноценного функционирования частного бизнеса и становления рыночной экономики – конкуренция. Вернее, конкуренция есть, но она далека от рыночной. Многие вопросы в сфере бизнеса решаются не в рамках взаимоотношений субъектов частного бизнеса и даже не в суде, а через связи в исполнительных органах власти.
Что
касается государства, то степень его
вины в проникновении коррупции
в сферу бизнеса заключается
в несовершенстве законодательства,
регулирующего
Наконец,
наблюдается дисбаланс в
Говоря
об иностранном факторе
Если соотнести эти показатели применительно к Казахстану, то не трудно заметить, что в нашей экономике лидируют все те же «страны-взяткодатели»: США (34,5 процента), Южная Корея (10,3), Италия (5,6), Китай (4,8), Россия (2,4), Япония (2,1). И эти страны проявляют наибольшую активность в сфере добычи и переработки нефти, энергетики, строительства, особенно в Астане, и поставок вооружения Казахстану.
Бег по замкнутому кругу
Безусловно, что такое состояние дел во многом сложилось из-за неэффективной и фактически безрезультативной антикоррупционной политики государства, которую характеризуют два наиболее важных фактора.
Прежде
всего речь идет о том, что росту
и проявлениям коррупции
Другой немаловажный момент – государством практически никак не инициируется деятельность гражданского общества и его институтов, прежде всего общественных организаций, в сфере борьбы с коррупцией. Последние же, при всем желании противостоять коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности общества, не имеют для этого ни соответствующих прав, ни механизмов. Иными словами, в республике нет широкой общественной поддержки государству в его антикоррупционной деятельности. Здесь свою роль играет еще и тот момент, что многие граждане считают почти всех госчиновников носителями коррупции и, естественно, не доверяют им как возможным борцам с нею.
В
Казахстане государство предпочитает
бороться с частным, то есть отдельными
правонарушениями, вместо того, чтобы
искоренить общее – условия и
механизмы, способствующие проявлениям
и росту коррупции. Кроме того,
у госчиновников и
Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легко лечить. Однако если эта «болезнь» запущена, то ее уже становится легко распознать, но почти невозможно лечить.
7
октября 2004 года «Трансперенси
Интернешнл» представила
«Коррупция в Казахстане и России: уровень влияния на экономику и общество» - под таким названием прошла на днях международная конференция в Москве, организованная Ассоциацией независимых экспертов по коррупции. Сравнение российской и казахстанской коррупции на первый взгляд несколько неожиданно. Однако параметры этого явления, распространения и влияния на общество обеих стран вполне сопоставимы. Такое мнение превалировало на конференции. Казахстан обогнал Россию в реформировании, к примеру, банковской сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Однако это не избавило республику, как считают член ассоциации, от издержек роста, одним из которых является широко распространённая коррупция. Валовой объём (масштаб) коррупции в России оценивается независимыми экспертами приблизительно в 319 млрд. долларов в год. Это – по данным 2005 года. Для сравнения: в 2002 году те же эксперты оценивали её масштаб приблизительно в 33,5 млрд. долл. Речь идёт о деньгах, вращающихся в теневом обороте. Есть и другие оценки, согласно которым россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 млрд. долларов США, то есть почти половину госбюджета своей страны. Если же соотнести объёмы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение будет 1 к 10, в такой же пропорции можно говорить и о масштабах коррупции в этих странах. Хотя, надо заметить, если один россиянин тратит в год на взятки около 129 долларов, то и среднестатистический казахстанец в этом отношении нисколько не отстаёт. По мнению экспертов фонда «Транспаренси-Казахстан», в бытовую коррупцию в России вовлечено не менее половины активного населения страны. В Казахстане количество жителей вовлечённых именно в такую коррупцию, несколько выше исходя из нашего, более «восточного» менталитета. Хотя наибольшее распространение у нас получил такой вид коррупции, как «административная», или, проще говоря, вымогательства госчиновников у бизнесменов, «захват государства» или, иначе, теневое влияние бизнеса на власть, и «захват экономики», то есть теневой контроль власти над бизнесом. Первое место по уровню коррумпированности в России, по данным последних исследований, занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения (исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом «Информатика для демократии» (ИНДЕМ). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило своё существование. В Казахстане же ситуация несколько иная, поскольку страна является гораздо более «частной» по сравнению со своим северным соседом. Высшее образование в республике давно негосударственное, поэтому здесь трудно говорить о коррупции в общепринятом понимании этого слова: как об использовании власти, государственных полномочий в собственных корыстных интересах или о сращивании власти с организованной преступностью. В 2005 году фонд «Транспаренси Интернэшнл»
провёл
своего рода ранжирование различных
сфер (структур) по степени коррумпированности
по некоторым странам (включая Казахстан
и Россию). Лидерами по убывающей траектории
стали: политические партии, парламенты
и иные законодательные органы, правоохранительная
и судебная система, бизнес, налоговые
органы. Казахстанцы, согласно этим исследованиям,
ставят на первое место по коррумпированности
правоохранительные органы, суд, учреждения
исполнительной власти. Благодаря тому,
что в стране давно реформирована система
жилищно-коммунального хозяйства, поборы
со стороны сотрудников КСК не влияют
на коррупционную статистику, поскольку
не являются коррупцией в полном понимании
этого слова. На конференции прозвучало
любопытное уточнение. Казахстанское
законодательство понятие «коррупция»
трактует несколько иначе, нежели международное.
Субъекты и объекты коррупционных преступлений
в международном понимании рассматриваются
гораздо шире, чем в местных законах. Кроме
того, Казахстан до сих пор не ратифицировал
и не присоединился ни к одной международной
антикоррупционной конвенции в области
борьбы со взяткодательством, отмыванием
капиталов и пр., что не позволяет этим
документам напрямую действовать на территории
страны и во многом нивелирует эффективность
предпринимаемых усилий по снижению уровня
коррупции. В прошлом году Казахстан поделил
в индексе восприятия коррупции фонда
«Транспаренси Интернэшнл» 107-110 место
с Гондурасом, Белоруссией, Украиной, в
числе 158 государств, подвергнувшихся
исследованиям. Россия удостоилась «почётного»
128-го места. Это означает, что и Казахстан,
и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных
государств мира. Это, несмотря на то, что
РФ, в отличие от других стран СНГ, гораздо
тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект
«О противодействии коррупции». В то же
время Казахстан одним из первых в СНГ
(ещё в 1998 году) принял Закон «О борьбе
с коррупцией», а в мае 2005 года указом президента
Н. Назарбаева был утверждён Кодекс чести
государственных служащих РК (Правила
служебной этики государственных служащих).
Здесь уместно выделить нашу казахстанскую
особенность, отмеченную экспертами: у
нас есть достаточно развитое антикоррупционное
законодательство, есть органы (правда,
неспециализированные), которым поручено
бороться с этим видом преступлений, и
всё это относительно неплохо уживается
с коррупцией, носящей уже системный характер,
повсеместно существующей как бы в рамках
этого законодательства. Факт парадоксальный,
но факт. Но помимо своей специфики Казахстан
всё же имеет схожих особенностей с Россией
гораздо больше, чем различий. Например,
в обеих странах достаточно распространены
такие явления, как непотизм (кумовство,
раздача постов и льгот родственникам)
и кронизм (устойчивые дружеские отношения
между высшими должностными лицами государства).
Причём они являются для этих стран характерными,
но, быть может, в разной степени. По классификации
ООН оба явления подпадают под определение
«мягка коррупция». Сейчас в обеих странах
наблюдается развитие коррупционных процессов,
которые характеризуются как «захват
бизнеса», или, проще говоря, рейдерство.
Самое большое отличие России от Казахстана
в рассматриваемом контексте: она смогла
избежать разрушения системы государственных
органов, призванных бороться не только
с коррупцией, но и общеуголовной преступностью.
В Казахстане же полномочного и эффективного
органа по борьбе с коррупцией не существует.
Прокуратура с 1995 года (после принятия
действующей Конституции) отделена от
следствия и выполняет только надзор за
ним, причём на явно ненадлежащем уровне.
В самой прокурорской среде всё меньше
и меньше остаётся сотрудников, имевших
хоть какой-либо опыт расследования уголовных
дел, так что качественно выполнять надзорные
функции за следствием и дознанием прокуратура
не в состоянии. Предварительное следствие
в прокуратур так и не вернули. КНБ (КГБ)
никогда профессионально не занимался
расследованием уголовных дел, поскольку
во все времена выполнял совсем другие
функции, как и сейчас (вопросы национальной
безопасности, политического сыска и пр.).
Система МВД сама сильно коррумпирована,
поэтому главной её проблемой является
самоочищение, создание внутренних механизмов
борьбы с оборотнями… Относительно новый,
подчинённый непосредственно президенту
орган Агентство по борьбе с экономической
и коррупционной преступностью (финансовая
полиция) – также действует недостаточно
эффективно. Основная причина этого –
кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал
недавно о поступлении многочисленных
жалоб на его имя на коррупционные действия
самих финансовых полицейских. Таким образом,
отсутствие полномочного специализированного,
действующего на основе закона государственного
антикоррупционного органа является серьёзным
препятствием в достижении цели: снижении
уровня коррупции в Казахстане. Естественно,
коррупция негативно влияет на национальную
экономику, заранее ставя в неравное положение
коррумпированных и честных предпринимателей
(местных или иностранных), подрывая конкуренцию
на внешнем и внутреннем рынках, как особо
отметили участники конференции. По оценкам
АНЭК, коррупция увеличивает стоимость
товаров и услуг в Казахстане почти на
50%, от чего страдает всё население страны.
И в связи с бурным ростом в республике
строительного и нефтяного бизнеса эта
цифра постоянно повышается, порождая
запредельные цены и высокий уровень инфляции.
В то же время эксперты FIAS консультативной
службы по иностранным инвестициям (совместная
структура Международной финансовой корпорации
и Всемирного банка) назвали беды российской
экономики в следующем порядке: запутанность
и сложность процесса уплаты налогов,
коррупция, инфляция. А специалисты фонда
«Транспаренси-Казахстан» и АНЭК поставили
коррупцию и инфляцию в Казахстане на
первые места.
4.
Самые известные коррупционные
преступления Казахстана
4.1
Дело Гиффена
План Назарбаева закрыть глаза американской фемиде в обмен на участие Казахстана в антиталибской коалиции бесславно провалился.
В Нью-Йорке арестован ближайший советник Назарбаева и его подельник по «Казахгейту» Джеймс Гиффен. Предъявлено обвинение во взяточничестве и бывшему шефу компании «Мобил».
«Бизнесмену из нью-йоркского графства Вестчестер, который являлся советником Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в понедельник было предъявлено обвинение в даче взяток размером более чем 20 миллионов долларов высшим должностным лицам Казахстана с целью участия в прибыльных сделках с нефтяными компаниями.
Агенты ФБР арестовали 62-летнего Джеймса Гиффена в воскресенье вечером в Аэропорту имени Кеннеди, когда он пытался выехать в Казахстан, и предъявили обвинение в нарушении Закона о борьбе с международной коррупцией.
Обвинение
заявляет, что Гиффен, руководитель
нью-йоркского коммерческого
Как говорит агент ФБР Кевин Ирвин, составлявший обвинение, Гиффен начал консультировать казахстанское руководство еще в 1992 г., и стал близким советником Президента Казахстана Назарбаева. В итоге, Mercator и Гиффен заключили сделку с Казахстаном, оговорив комиссионные и гонорары, а сам Гиффен занял должность советника Президента.
В
1996 г. Гиффен вел переговоры по сделке,
в результате которой компания Mobil
Oil заплатила около 1 миллиарда долларов
за 25-процентную долю в разработке Тенгизского
нефтяного месторождения в
Кроме того обвинений в получении 67 миллионов долларов комиссионных, Гиффен, по утверждению следователей, извлекал выгоду от отношений с казахскими чиновниками. Через ряд подставных компаний он переводил огромные суммы денег от нефтяных сделок на счета, контролируемые высшим руководством Казахстана. Так, 5 февраля 1997 года, 20,5 миллионов долларов было переведено на счет компании Orel Capital Limited в швейцарском банке.