Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа
Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.
Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение
62-летний
Джеймс Гиффен нарушил Закон
о подкупе зарубежных
Агент ФБР Кевин Ирвин заявляет в предъявленном обвинении, что взятки предназначались для сохранения расположения ряда высокопоставленных казахстанских чиновников, один из которых обеспечил своей дочери престижное швейцарское образование, используя деньги, полученные в виде взяток.
Ирвин утверждает, что расположение руководства страны позволило Гиффену и его компании Mercator Corp., участвовать во многих сделках по разработке углеводородных месторождений, заключенных между Казахстаном и крупными международными нефтяными компаниями.
Судья окружного суда Соединенных Штатов Дуглас Итон установил для Гиффена залог в размере 10 миллионов долларов. Джеймс Гиффен был арестован воскресным вечером в Международном Аэропорту имени Кеннеди.
Адвокат Гиффена, Уильям Шварц, заявил у здания суда, что его клиент невиновен. "Обвинения основаны на косвенных уликах и плодах чересчур живого воображения," заявил он. "Господин Гиффен будет оправдан." Ожидалось, что Гиффен будет выпущен позднее в понедельник под залог в 10 миллионов долларов, включая 250 тысяч долларов наличными, а также документы на собственность в г. Мамаронек и г. Ларчмонт и поручительство двух финансово состоятельных персон.
Он согласился сдать свой паспорт и ограничить передвижения в пределах трех штатов – Нью-Йорк, Нью-Джерси и Коннектикут и консультировать казахстанских руководителей в переговорах по продаже долей в использовании природных ресурсов Казахстана, в том числе и в сделках по нефтяным месторождениям и трубопроводам.
Начиная
с 1995 года, Гиффен занимал различные
посты в казахстанском
В период между 1994 и 2000 гг., Mercator заплатил около 67 миллионов долларов в виде комиссионных вознаграждений и взяток за работу в Казахстане, говорится в обвинении. Для сохранения своего положения, Гиффен перевел через подставные фирмы крупные суммы денег, полученных от нефтяных сделок, на банковские счета, контролируемые высшими должностными лицами Казахстана, утверждает обвинение.
6
февраля 1997 года 20,5 миллионов долларов
было переведено на банковский
счет компании Orel Capital Limited в Швейцарии,
указывается в обвинении.
Как говорится в обвинении, выписки из банковских счетов свидетельствуют, что получателями денег со счетов Фонда Semrek было высшее должностное лицо Казахстана и члены его семьи.
В иске говорится, что средства со счета компании Orel использовались для различных целей, так, 45 тысяч долларов было уплачено за обучение дочери высшего должностного лица Казахстана в престижной школе в Швейцарии. Имя чиновника в обвинении не указывается».
«30 марта в Нью-Йоркском аэропорту им. Джона Ф. Кеннеди был арестован скандально известный американский бизнесмен Джеймс Гиффен. Долгие годы он был советником президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по энергетическим вопросам. Г-н Гиффен, гражданин США и обладатель казахстанского дипломатического паспорта, был снят с борта самолета, улетавшего в Алма-Ату. Ордер на его арест был в срочном порядке выдан судьей Южного федерального округа Нью-Йорка Деборой Фримен по запросу специального агента ФБР Кевина Ирвина.
Г-н
Гиффен провел за решеткой всего одну
ночь. На следующий день он был освобожден
под залог 250 тыс. долл. наличными
и принадлежащей ему
В ордере на арест Гиффена эти руководители не названы по именам и фигурируют под аббревиатурой КО (казахстанский официоз)-1 и КО-2. Но эти имена уже не представляют секрета. Они известны из многочисленных публикаций, в основе которых лежат не опровергаемые властями утечки информации из департамента юстиции США. А также из уже принятых вердиктов американских судов о «Казахгейте» (в частности, нью-йоркского судьи Чина). Это бывший премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев и президент страны Нурсултан Назарбаев.
Дело о коррупции, в котором замешано высшее руководство Казахстана, возникло как результат обернувшегося против него бумеранга, запущенного в апреле 1999 года из Астаны в адрес другого экс-премьера страны Акежана Кажегельдина. Ушедший почти за два года до этого в отставку г-н Кажегельдин к тому моменту стал восприниматься казахстанским лидером в качестве опасного соперника на предстоящих президентских выборах. И тогда в Астане решили «уничтожить» политического оппонента, объявив его коррупционером. В поисках доказательств казахстанская прокуратура обратилась с запросом к властям Бельгии относительно якобы приобретенных г-ном Кажегельдиным дорогих вилл в этой стране. Однако бельгийские «органы» не обнаружили никаких следов принадлежащей экс-премьеру недвижимости, что и было зафиксировано судебными решениями в Бельгии. Вместо этого, к полной и весьма неприятной неожиданности для властей Казахстана, в этом расследовании всплыли подробности тайных транзакций на швейцарские счета руководителей страны.
Разгорающийся скандал власти в Астане долгое время пытались скрывать, и это стало самым сильным аргументом в политических баталиях, которые вела с Назарбаевым казахстанская оппозиция. Жертвой этой борьбы стал, в частности, известный казахстанский публицист Сергей Дуванов, опубликовавший ряд статей о «Казахгейте» в неподцензурной прессе. В течение только прошлого года Дуванова сначала жестоко покалечили «неизвестные», предупреждая, чтобы он молчал. Потом обвинили в «оскорблении чести и достоинства президента страны». А затем, в октябре, он был арестован по подозрению в изнасиловании несовершеннолетней. Два месяца назад Дуванова приговорили к трем с половиной годам заключения.
Евросоюз, Европарламент, Совет Европы, ОБСЕ, конгресс и госдепартамент США, все ведущие мировые правозащитные организации, которые следили за ходом суда над Дувановым, назвали этот процесс не уголовным, а политическим, а дело - сфальсифицированным. А 31 марта, на следующий день после ареста Джеймса Гиффена, американский госдеп выступил еще раз с заявлением, в котором осуждается жестокий приговор журналисту, связав его с публикациями о «Казахгейте».
Вряд ли такое совпадение по времени ареста главного фигуранта дела о коррупции и заявления Вашингтона можно считать случайным. США посылает недвусмысленный сигнал г-ну Назарбаеву: его ждут серьезные судебные неприятности. Ряд известных американских юристов уже высказывает предположение, что Гиффен начнет давать показания против своего бывшего казахстанского патрона, спасая себя и возлагая всю ответственность на босса: мол, был только советником и все делал исключительно по указанию г-на Назарбаева. Чтобы понять, насколько велика подобная опасность, на прошлой неделе г-на Гиффена посетил посол Казахстана в Вашингтоне Канат Саудабаев».
«Американские власти заподозрили бывшего советника президента Казахстана в коррупции. Минюст США считает, что с его помощью западные нефтяные корпорации выплатили Нурсултану Назарбаеву и его окружению взятки на десятки миллионов долларов.
В
понедельник в Нью-Йорке
Арест американского бизнесмена стал результатом трехлетнего расследования, проводившегося Минюстом США. Американские правоохранительные органы начали следствие в 1999 г., когда власти Швейцарии заморозили банковские счета на сумму более $85 млн., якобы принадлежавшие Назарбаеву и его окружению. По данным властей США, Гриффен являлся посредником между западными корпорациями и правительством Казахстана, через которого на эти счета перечислялись многомиллионные взятки. Всего, утверждает Минюст США, через банк Mercator и принадлежавшие Гриффену офшорные счета прошло более $25 млн. В частности, обвинение утверждает, что нефтяная компания Mobil (сейчас входит в состав Exxon Mobil Corp.) выплатила Гриффену $10 млн. за помощь в переговорах по Тенгизскому нефтяному месторождению. Кроме Mobil в документах следствия фигурируют также Amoco Co. (сейчас входит в BP PLC) и Phillips Petroleum Co. (вошла в состав ConocoPhillips). Представитель Exxon Mobil заявил, что его компания не совершала ничего противозаконного, две другие компании отказались давать комментарии на эту тему.
Представители
казахской оппозиции
«В Нью-Йорке арестован финансовый консультант Джеймс Гиффен, обвиняющийся в незаконном переводе денег западных нефтяных компаний непоименованным официальным лицам Казахстана. По некоторым данным, речь идет о людях из высшего руководства страны.
Следствие по делу 62-летнего Гиффена, в прошлом женатого на внучке одного из ближайших советников президента Рузвельта - Гарри Гопкинса, велось более трех лет. Гиффен на протяжении двух десятилетий регулярно ездил в Советский Союз и СНГ по торговым делам, а в середине 1980-х был президентом Американо-советского торгово-экономического совета. Список клиентов его банковской корпорации Mercator включал такие известные фирмы как Chevron и Archer Daniels Midland.
У Гиффена, который хорош собой и всегда безукоризненно одет, давние деловые связи с Казахстаном. В частности, он помог организовать 20-миллиардную сделку с Chevron, в рамках которой американская компания приобрела половину акций гигантского Тенгизского месторождения на западе Казахстана. Среди иностранных бизнесменов Гиффен известен как Мистер Казахстан.
Одновременно Гиффен сделался близким советником президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и даже обзавелся казахстанским дипломатическим паспортом, хотя не отказался от американского гражданства. Он организовал первый визит Назарбаева в Вашингтон в 1992 году, когда у Казахстана еще не было там ни посла, ни посольства.
С тех пор и особенно после начала войны с террором Белый дом рассматривает Назарбаева как ценного союзника США, не особенно обращая внимание на то обстоятельство, что Бермуды и британские Виргинские острова сделались самыми крупными торговыми партнерами Казахстана после России. Оба эти места известны своим ненавязчивым банковским законодательством.
В
то же время Белый дом не считал
возможным вмешаться в
Расследование началось в Швейцарии, где интерес следователя Даниэля Дево к "казахским деньгам" по иронии судьбы пробудил никто иной, как сам Казахстан, обратившийся в Интерпол по поводу бывшего своего премьера Акежана Кажегельдина, которого он обвинил в коррупции. Дево взялся за это дело и вышел на счета в швейцарских банках, принадлежащие казахстанским руководителям. Как утверждало следствие, это были президент Назарбаев, Кажегельдин и Нурлан Бальгимбаев, другой бывший премьер, ставший потом руководителем государственной нефтяной компании.
Швейцарские следователи считали, что эти деньги - взятки нефтяных компаний, переведенные через Гиффена. Представители вышеупомянутых казахстанских деятелей это предположение категорически отрицают.