Коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

     В развитых странах Европы и Америки  сложилась своя система борьбы с  коррупцией, на которую наложил заметный отпечаток достаточно высокий уровень  культуры и благосостояния населения. В связи с этим основной упор здесь делается на предупреждение и пресечение этого явления, причем преимущественно в сфере государственного управления. Положения соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов основываются на признании и защите прав и свобод личности, а также четком и добросовестном исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей.

     Одним из основных акцентов в процессе противодействия  коррупции в данных странах является обеспечение материального и  социального достатка госслужащих на должном уровне. Ведь, как показывает мировой опыт, наибольший рост коррупции наблюдается там, где зарплата чиновников ниже уровня минимальной потребительской корзины и меньше зарплат в частном секторе. Поэтому на Западе чиновники получают высокие оклады, а также имеют ряд привилегий, например дешевую медицинскую страховку.

     В Германии, к примеру, действует «принцип содержания», согласно которому оплата труда госслужащих должна быть соразмерной  и соответствовать занимаемой должности, а также обеспечить им возможность полностью посвятить себя выполнению своих служебных обязанностей. Помимо основного оклада германские чиновники также получают местную доплату, различные надбавки, премии, оплату за работу за границей, компенсации при несчастных случаях, оплату поездок и переездов с одного места жительства на другое и т.д.

     Тем не менее, несмотря на это, людьми не перестает  двигать стремление к обогащению по принципу «чем больше, тем лучше». Поэтому они используют любые  возможности и «лазейки» в  законодательстве для использования своего должностного или служебного положения для реализации личных интересов. Правда, многих еще останавливает сильное влияние общественного мнения и прессы. Но не всегда.

     В частности, в США, по данным директора  Федерального бюро расследований Роберта Мюллера, за последние 2 года были осуждены за коррупцию свыше 1 тыс. правительственных служащих, и еще примерно 2200 дел находятся в стадии расследования. Одно из заметных дел указанной категории - расследование ФБР в отношении спикера палаты представителей конгресса США Дэнниса Хастерта. Последний подозревается в лоббировании интересов некоторых субъектов игорного бизнеса.

     Учитывая  данное обстоятельство, в ряде развитых стран приняты специальные законы, правила, кодексы чести и этики поведения госслужащих. Например, подобный кодекс действует с 1985 года в Канаде. Данным документом, в частности, предусмотрено выполнение чиновниками своих должностных функций и ведение частных дел так, чтобы сохранять и укреплять веру общественности в честность, объективность и беспристрастность правительства в целом. Им также не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, вменяется в обязанность не допускать «конфликта интересов», а в случае их возникновения разрешать его в интересах общества, запрещается принимать различные подарки и подношения, использовать государственную собственность в неофициальных целях. Даже после оставления госслужбы данные лица не должны пытаться извлечь какие-либо преимущества из своего пребывания в этой системе.

     И все же наиболее важную роль в предотвращении и недопущении совершения коррупционных  правонарушений играет общественность. Многие члены западного общества в силу своей ментальности испытывают нетерпимость по отношению к коррупции  среди чиновников. Чаще всего эта нетерпимость выражается в готовности этих граждан информировать компетентные органы о «недостойных» действиях госслужащих. Учитывая эти настроения, ФБР США создало недавно специальный веб - сайт, через который любой человек может сообщить этому ведомству известную ему соответствующую информацию.

     Нельзя  также не отметить, что основным принципом антикоррупционного законодательства практически во всех развитых странах  мира является равенство всех граждан  соответствующего государства перед законом. Этот принцип предполагает неукоснительную ответственность за совершение коррупционных правонарушений любых лиц независимо от их социального положения, занимаемой в государстве должности, политической принадлежности, в том числе к правящей партии, и т.п. В соответствии с этим принципом в тех или иных странах к определенной ответственности довольно часто привлекаются высокопоставленные чиновники и парламентарии вплоть до глав государств и правительств.

     Так, например, в начале 2001 года обвинение в коррупции было выдвинуто против президента Франции Жака Ширака. Его, в частности, обвинили в том, что в 1977-1995 годах, когда Ширак был мэром Парижа, его партия получала незаконную материальную помощь от ряда частных компаний. Кроме того, сам президент неоднократно оплачивал поездки свои и членов своей семьи наличными неизвестного происхождения. Правда, это дело не получило своего развития в связи с предоставлением президенту республики иммунитета против судебного преследования.

     Против  экс-премьера Италии Сильвио Берлускони за время его пребывания во главе правительства разными правоохранительными органами 7 раз выдвигались обвинения в коррупции и финансовых нарушениях. Причем некоторые из судебных процессов по этим делам заканчивались обвинительными приговорами. Однако всякий раз эти решения аннулировались судами высшей инстанции.

     Но  чаще всего высокопоставленные чиновники  зарубежных стран в подобных случаях  предпочитают не дожидаться заключительных результатов выдвинутого в отношении  их расследования и привлечения их к политической ответственности в виде отстранения от занимаемой должности, а сами уходят в отставку, пытаясь сохранить хоть что-то положительное из своей «подмоченной» репутации. К примеру, в сентябре 2005 года такой шаг после обнародования фактов, уличающих его в получении взяток, сделал спикер парламента Бразилии Северино Кавалканти. Помимо ухода с данного поста он также сложил свои депутатские полномочия. 

     2.3 Восточный вариант 

     Совсем  иные критерии имеет система борьбы с «вечным злом» в странах Азии и Африки, которым в силу исторических и социокультурных факторов присущ высокий уровень коррупции. Основная ставка здесь делается на усиление контроля государства за основными сферами жизнедеятельности общества, в том числе и собственными служащими, и меры репрессивного характера.

     Наиболее  жесткие меры в этом отношении  принимаются в Китае. Здесь, в  частности, за получение взяток в  размере более 5 млн. юаней суд  автоматически выносит обвиняемому  смертный приговор. В этом плане  китайские власти действуют безо всяких «церемоний». По некоторым данным, только в 1999-2000 годах к смертной казни были приговорены более 90 партийно-государственных чиновников. В 2005 году их участь разделили еще 42 чиновника. При этом в теленовостях регулярно транслируются прямые репортажи с соответствующих заседаний суда.

     В какой-то мере такой подход дает положительные  результаты, сдерживая немалую часть  госслужащих от соблазна обогатиться  за счет своего служебного положения. В некоторых случаях антикоррупционная  деятельность приносит и экономические дивиденды. Например, в первом полугодии 2005 года 10 тыс. чиновников добровольно вернули государству почти 8 млн. долларов, полученных ими в виде «подарочных» денег и ценных бумаг.

     Вместе  с тем борьба с коррупцией в  КНР имеет и определенные «издержки». В частности, в первом полугодии 2003 года, во время проведения антикоррупционной кампании, объявленной новым главой государства Ху Цзиньтао после прихода к власти, более 1,2 тыс. функционеров Компартии Китая совершили самоубийство и еще около 8 тыс. бежали за рубеж.

     Тем не менее китайские власти не стремятся  хоть немного «ослабить вожжи» в  проведении жесткой антикоррупционной  политики. И, судя по всему, для этого  имеются серьезные причины. По данным Центральной дисциплинарной комиссии КПК, обнародованным в феврале этого года, дисциплинарному наказанию по обвинению в коррупции за последние годы были подвергнуты 115 тыс. членов партии. Из них 15 тыс. должны предстать в ближайшее время перед судом, а еще 24 тыс. человек были исключены из рядов КПК. Не случайно, что данный орган совместно с Министерством контроля создал в декабре 2005 года специальный веб-сайт для приема информации о фактах коррупции.

     В Иране особое внимание уделяется  вопросам контроля, в том числе  по расходованию бюджетных средств. При этом в процесс борьбы с коррупцией в рамках данного направления деятельности вовлечены все три ветви государственной власти. Со стороны исполнительной власти такой контроль осуществляет Министерство информации, представляющее собой спецслужбу страны, и Организация по аудиту. Законодательную власть здесь представляет Аудиторский орган при парламенте, а судебную - Организация Ирана по генеральным проверкам. Помимо них в стране существует еще целый ряд вспомогательных и менее значительных структур, в обязанности которых также входят контрольно-надзорные функции и поиск информации относительно экономической коррупции.

     В некоторых странах заметную роль в процессе противодействия коррупции  играют специальные антикоррупционные  органы. Нельзя не отметить, что эти органы существуют главным образом в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой, где уровень коррупции довольно высок. Тогда как в более развитых странах мира для борьбы с коррупцией, масштабы которой значительно ниже, вполне достаточно усилий правоохранительных органов.

     В Сингапуре, к примеру, таким органом  является Бюро по расследованию случаев  коррупции, подчиняющееся непосредственно  премьер-министру страны, но фактически обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Его основными задачами являются: проверка фактов злоупотреблений среди госслужащих с последующим сообщением о них соответствующим органам для принятия необходимых мер, а также изучение методов работы потенциально подверженных коррупции государственных органов в целях обнаружения возможных слабостей в системе их управления. В последнем случае Бюро рекомендует руководителям тех или иных органов власти принять определенные меры, призванные устранить в деятельности данных органов проблемы, способные привести к коррупции и злоупотреблениям.

     В антикоррупционной практике некоторых  азиатских стран нередко используются и довольно неординарные методы. Так, на Филиппинах в 2003 году общественная организация «Граждане сражаются  с коррупцией» провела кампанию... «Сообщи о любовнице». Суть данной акции заключалась в том, что гражданам предложили сообщить факты любовных «похождений» «на стороне» госчиновников. Ее организаторы исходили из того, что при относительно небольших окладах госслужащих последние вряд ли могут содержать своих любовниц без дополнительных денежных средств, которые вполне могут быть получены коррупционным путем. Примечательно, что только за два дня проведения данной кампании поступило не менее 500 таких сообщений, которые были переданы затем в правоохранительные органы. 

     2.4 Международные стандарты 

     Немалую роль в противодействии коррупции  играют ведущие международные организации  и институты. Действуя в глобальном масштабе, они, как правило, участвуют  в указанном процессе посредством  исследования объемов и основных факторов проявления и роста коррупции, а также выработке и принятию на основе результатов этих исследований международно-правовых документов, носящих для участников данных организаций как обязательный, так и рекомендательный характер.

     В частности, значительное внимание проблемам  коррупции и совершенствования  системы борьбы с ней уделяет  Организация Объединенных Наций. Одним  из наиболее важных показателей ее соответствующей деятельности стало  принятие Генеральной Ассамблеей ООН  в октябре 2003 года Конвенции ООН против коррупции. Официально акт вступил в силу в декабре 2005 года. На этот момент конвенцию подписали 140 и ратифицировали 38 стран мира.

     Данная  конвенция представляет собой документ, призванный помочь странам-участницам обеспечить эффективное противоборство с коррупцией в государственном и частном секторах общества. Она содержит такие основные направления указанной деятельности, как предотвращение коррупции и ее криминализации, развитие международного сотрудничества и принятие мер по возвращению странам-участницам активов, незаконно выведенных с их территории за рубеж. В связи с этим к числу коррупционных деяний в конвенции относятся подкуп должностных лиц соответствующих зарубежных государств и международных организаций, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, воспрепятствование отправлению правосудия, отмывание доходов, полученных преступным путем, и т.д.

Информация о работе Коррупция