Коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

 

     

     2. Всемирная борьба с «вечным злом» 

     2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность 

     Установленный в Казахстане режим правления  на пороге первого десятилетия независимости  страны испытывает двойственные чувства. С одной стороны, эйфория от головокружительных успехов в деле концентрации власти и собственности, тотального контроля над экономикой и государственно-политической системой страны, гигантских прибылей от продажи нефти и приватизации. С другой стороны, чувство одиночества и страх перед грядущими событиями, судорожные попытки политически легитимизироваться и выбраться из изоляции, стремление любыми средствами сохранить власть и свое влияние.

     Аналитики, политики, как и простые обыватели, по-разному интерпретируют и объясняют  успехи нынешнего политического  режима. Одни говорят, что в основе его успехов лежат богатейшие природные ресурсы Казахстана, удачная конъюнктура цен на энергетические носители. Но в этом случае возникает вопрос - ведь в других постсоветских республиках, за исключением России, Азербайджана и Туркменистана, практически нет никаких ресурсов, но и там режимы далеко не бедствуют.

     Другая  точка зрения говорит о политической поддержке Запада, кредитах и инвестициях, цивилизационной неразвитости и  отсталости самого народа, не способного нигде на постсоветском пространстве отстаивать гражданские свободы и бороться за свои права. В качестве факторов благоденствия авторитарных режимов чаще всего называют приватизацию, приведшую к неслыханному обогащению правящей элиты на всем постсоветском пространстве. Президенты этих стран мгновенно вошли в число богатейших людей мира. Они создали новый тип нуворишей, присвоивших миллиарды долларов и не знающих, что с ними делать и как ими распорядиться в реальной жизни.

     Как нам представляется, на постсоветском  пространстве, за исключением трех прибалтийских стран, за период после распада СССР был создан новый тип государства, основанный на тотальной коррупции. Именно тотальная коррумпированность нынешней бюрократической "машины" является единственной основой ее относительно бесперебойной работы, когда все "винтики" и элементы системы вместе с должностью получают "доходное место" или "откупа", "улусы в пользование". Отсюда круговая порука всех элементов системы. Именно на этом и только на этом - выстраивается не афишируемая для масс государственная идеология, консолидируется чиновничья рать и мобилизуется бюрократическая поддержка созданной властителями государственно-политической системы.

     И если поначалу творцы Системы, как в Казахстане, так и в других постсоветских странах, закладывая в ее функционирование параметры коррупции, надеялись, что они смогут ее хоть как-то контролировать, то с течением времени стало абсолютно ясно и очевидно, что коррупция сама взяла под свой непосредственный контроль всю государственно-политическую систему.

     Теперь  без личного интереса класса чиновников ничто уже не может в принципе функционировать в стране, и коррупция стала движущей силой всей государственной "машины". И именно поэтому чем "дальше в лес, тем больше дров" и о никакой борьбе с коррупцией, например, в Казахстане уже ничего больше не слышно. Да и не один из прежних процессов по делам коррумпированных чиновников так и не вышел за пределы громких деклараций и не был доведен до своего логического завершения.

     Именно  отсюда и в самом народе прочно укоренилась мысль о том, что  все чиновники "одним миром мазаны", все тотально и все подряд воруют, и ничего страшного в этом нет. Все это, в свою очередь, порождает полное моральное разложение не только класса госслужащих, но и всего казахстанского общества, озабоченного по сути лишь одним - как "присосаться" к "кормушке" и получить государственную индульгенцию на право получения взяток. Вследствие этого само общество и особенно квазиинтеллигенция негласно поддерживают и поощряют коррупцию, втайне завидуют казнокрадам и лелеют их, предпочитая говорить на "заданную тему" - о языке, истории, культуре, духовности и величии своего народа.

     Президентское окружение и некоторые аналитики  наивно полагают, что режиму достаточно устроить некую публичную выволочку, или даже порку парочке коррумпированных чиновников" и общественное мнение мгновенно растает от умиления и поверит нынешней власти. Думаю, что все они наивно заблуждаются. Ничего подобного не произойдет в реальной жизни.

     Во-первых, сама государственно-политическая система  в стране настолько коррумпирована, что она так просто не сдаст своих. Круговая порука тотально пронизывает все поры государственной "машины" и хорошо смазывает все ее части. Тем более система никогда не пойдет на публичное наказание коррупционеров, а то ведь они могут много "грязного белья" вытащить на белый свет.

     Во-вторых, надо понять главное - коррупция пришла в казахстанское общество и казахстанскую  государственно-политическую систему  с легкой руки ее нынешних творцов  прочно и надолго. Также прочно и  надолго она пришла в другие постсоветские страны, что порождает солидарность и взаимную поддержку коррумпированных режимов на всем постсоветском пространстве. Так, что не стоит удивляться тому, что российская прокуратура активно помогает украинской в деле Ю. Тимошенко, вместо того, чтобы разоблачать своих коррупционеров, плотно заселивших все этажи российской бюрократической системы. Думаю, что это сотрудничество будет весьма длительным и плодотворным.

     Коррупция имеет и общие исторические корни  на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить известное письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, в котором он писал, что в России "... нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". Как актуально звучат эти слова Белинского сейчас как для России и Казахстана, так и для всего постсоветского пространства. Что же касается традиционного казахского общества, то исторические источники полны бесчисленных сообщений о всеобщей барымте, процветавшей среди кочевников в дореволюционный период. Да и сейчас сельское население Казахстана больше всего страдает от краж скота. Коррупция в Казахстане пышно цвела и в советское время. И даже сталинские репрессии не могли ее подавить. Все помнят известное изречение "блат выше наркома". А уж в брежневскую эпоху все было пронизано коррупцией.

     В-третьих, у казахстанского общества, как в целом, так и у его отдельных сегментов сильный отрицательный иммунитет к декларативным заявлениям президента и его команды, прочное и устойчивое отношение к коррупции как составной части системы власти. Для того, чтобы народ поверил декларациям о борьбе с коррупцией придется расстрелять не одну тысячу, а то и много тысяч чиновников. А это уже гражданская война. Поэтому пока в народе господствует в отношении громких деклараций о борьбе властей с коррупцией мнение, что "ворон ворону глаз не выклюет".

     Так, что такого важного, как кажется  некоторым аналитикам, ресурса как  борьба с коррупцией в обойме нынешнего  политического режима реально не существует. И использовать его в  борьбе за сохранение власти режим и его наследники едва ли смогут. Более того, коррупция - это фундамент созданного в Казахстане государства и единственный реальный и сколько-нибудь значимый ресурс бюрократической поддержки правящего политического режима. И никакого другого значимого ресурса у власти просто нет.

     Более того, коррупция вошла в плоть  и кровь казахстанского общества, всей государственно-бюрократической  системы. Она стала целью, смыслом  существования всех звеньев и  институтов государственной "машины" начиная от самых высших и кончая самыми низшими ее эшелонами. Коррупцией пронизана вся деятельность Системы, под нее принимаются законы и проводятся законодательные и институциональные реформы. Она полностью доминирует в системе как вертикальных, так и горизонтальных отношений среди класса госслужащих. Поэтому вполне закономерно, что казнокрадство и коррупция стали весьма престижными и самодостаточными ценностями казахского общества и особенно класса чиновничества

     Некоторые наивные романтики от политики, как и самые отъявленные циники, преимущественно представители бюрократии, действующие политики и политологи любят поговорить о том, что когда-нибудь у коррупции кончатся ресурсы, и она сама по себе отомрет. Поэтому, мол, не надо с ней бороться.

     Однако  реальная жизнь свидетельствует, что пока будут бессловесные люди - всегда будет коррупция, основанная на алчности, эгоизме и бесконтрольности одних и трусости и жалкой никчемности других. А население в Казахстане, хотя и уменьшается, но еще порядка 15 млн. человек проживает в стране. Что же касается территории и минеральных ресурсов, то их предостаточно.

     Существующая  ныне власть никогда серьезно не боролась, и никогда не будет серьезно бороться с коррупцией, поскольку коррупция является важнейшим механизмом функционирования институтов власти. А весь нынешний класс чиновников - это служители коррупционной системы и носители и выразители идеологии коррупции.

     Особенно  красноречиво об этом свидетельствуют  последние акции Министерства госдоходов, одним махом уничтожившего все декларации о доходах за период с 1995 по 2000 гг. и инициированный Кабинетом Министров и принятый Парламентом закон о легализации неправедных доходов. И абсолютно никого в казахстанском обществе не удивил тот факт, что средний размер легализованного вклада составил более 200 тыс. долларов, что во много превышает официально декларируемые доходы госчиновников. Поэтому вполне закономерно, что реально существующая в Казахстане коррупционная государственная система принимает законы под себя, под конкретных людей и работает исключительно в своих интересах

     Так что иллюзии рассеялись, и всем уже стало очевидно, что в Казахстане процветают культ и идеология  коррупции. Но здесь возникает другой вопрос. Может ли коррупционная система  работать более или менее рационально - часто спрашивают либо по недомыслию простые обыватели, либо прагматически мыслящие люди, в надежде услышать ответ, что в любой системе заложены хоть какие-то позитивы. "Ну не может же быть все плохо! В любой системе есть что-то хорошее", - искренне думают они. И это мнение действительно является стереотипным. Ведь жить-то надо. Значит надо как-то приспосабливаться.

     Отсюда  в народе господствует идеология - "воруйте, но и нам дайте кусочек отщипнуть". Обывательская позиция. Глупый народ  думает, что "золотую курицу резать не будут". По-простому он прав. Не понимает народ лишь того, что "курица-то" для высших эшелонов власти - это территория и ее ресурсы (нефть, газ, металлы), а народ для нынешней верховной власти в Казахстане - это просто лишние рты, с которыми надо делиться бюджетом и своими доходами. А делиться то не хочется. Поэтому-то родственники правящей элиты занимают все хлебные места в нефтяной сфере. В перспективе такая политика едва ли устроит среднее и низшее звено бюрократической системы, ибо тогда для них ресурсы коррупции могут иссякнуть. Вот где существует одно из противоречий внутри самой бюрократической системы.

     На  самом же деле в коррупционной  системе власти нет ничего рационального, за исключением лишь того, что "все  продается и все покупается", кроме конечно самого главного поста в стране. Кто бы не был там наверху - самое главное для чиновников заключается в том, чтобы он не трогал ничего в сложившейся коррупционной государственно-политической системе и сохранял существующий порядок, стабильность, статус-кво.

     Во  всем же остальном коррупционная  система предельно консервативна. Она может лучше работать при  более умном правителе, не очень  сильно препятствуя рациональным решениям и новациям, если они не затрагивают  внутренней структуры взаимоотношений патронатно-клиентной системы и отношений с внешним миром. Во всем остальном, как показывает опыт Японии, Южной Кореи, она вполне мобильна и работоспособна.

     Но  коррупционная система может  висеть тяжелой гирей на "ногах" государства, если им управляет неумный и косный правитель, многократно ухудшая и без того невысокий интеллектуальный и управленческий потенциал системы. Для того, чтобы государственная система более или менее сносно заработала необходим постоянный и последовательный ритм политических реформ, новизна ощущений и страх перед обществом. А для этого нужна хоть какая никакая свобода слова, независимая пресса.

     Вот этого-то четкого ритма реформ и  сдерживающего фактора саморазлагающейся  коррупции в Казахстане в лице независимых СМИ как раз и не существует. Поэтому коррупционная система в Казахстане представляет собой один самых худших образцов закоснелой коррупции, эталон махрового традиционализма и невежества, смесь поверхностного либерализма и квазидемократических атрибутов. Нынешняя коррупционная система в Казахстане является тормозом экономического развития страны, она и ее творцы полностью изжили себя.

     Система должна как можно скорее реформироваться, войти в ритм последовательных реформ и в своих либерально-демократических  шагах следовать всеобщей мировой тенденции - постепенно ставить коррупцию под общественный контроль. Но именно этому наиболее рьяно противодействует Система. Так, что либо политическая система в головокружении от успехов казнокрадства, коррупции и нефтяных прибылей саморазрушится, либо она приведет к коллапсу самого государства. 

     2.2 Западный опыт 

     Согласно  индексу восприятия коррупции за 2005 год, представленному международной  антикоррупционной организацией «Транспаренси  Интернешнл» в октябре того же года, 70 из 159 стран мира, включенных в ИВК, набрали здесь менее чем по 3 балла. Данное обстоятельство указывает на всю серьезность проблемы коррупции в данных странах. По оценкам, использованным для расчета ИВК-2005, уровень коррупции в сравнении с 2004 годом вырос в таких странах, как Габон, Коста-Рика, Непал, Папуа Новая Гвинея, Россия, Сейшельские Острова, Тринидад и Тобаго, Уругвай и Шри-Ланка. В таких же государствах, как Гонконг, Иордания, Казахстан, Катар, Нигерия, Франция, Тайвань, Турция и Япония, был отмечен значительный прогресс в сторону снижения уровня коррупции.

Информация о работе Коррупция